Судья Мицкевич А.О.
Судья – докладчик Скубиева И.В. по делу № 33-4499/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 мая 2023 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Скубиевой И.В.,
судей Шабалиной В.О., Кулаковой С.А.,
при секретаре Рец Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УИД 38RS0023-01-2022-002522-63 (№ 2-129/2023) по исковому заявлению администрации Октябрьского сельского поселения к ФИО1 о возложении обязанности разобрать остатки дома и хозяйственные постройки, вывезти строительный и бытовой мусор, образовавшийся в результате наводнения,
по апелляционной жалобе администрации Октябрьского сельского поселения
на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 12 января 2023 г.,
УСТАНОВИЛА:
в обосновании исковых требований указано, что ФИО2 фактически владел и пользовался объектом недвижимости – жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу: <адрес изъят>.
В результате наводнения, произошедшего июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области вышеуказанный жилой дом поврежден и непригоден для использования по назначению. На основании акта от 02.10.2019 № 42 межведомственной комиссией выдано заключение о признании жилого дома непригодным для проживания, не подлежащим восстановлению.
В связи с признанием жилого дома непригодным для проживания ответчику выдан государственный жилищный сертификат, однако, разобрать непригодные для проживания дом и постройки за свой счет, вывезти с участка мусор, передать работы по очистке земельного участка органу местного самоуправлению ФИО1 отказался.
Истец просит возложить на ФИО1, являющегося собственником дома, расположенного по адресу: <адрес изъят>, обязанность разобрать остатки дома и хозяйственные постройки, вывезти строительный и бытовой мусор, образовавшийся в результате наводнения, произошедшего в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области.
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 12 января 2023 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация Октябрьского сельского поселения просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение, указывая, что выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований со ссылкой на нормы ЖК РФ сделаны с существенным нарушением норм материального права, так как, в связи с признанием жилого дома аварийным и непригодным для проживания, он перестал быть объектом жилищных прав, соответственно, нормы жилищного законодательства к данному спору применению не подлежат.
Вопреки выводам суда выполнение ответчиком указанных в иске требований не может считаться принудительным изъятием жилья, поскольку жилой дом утрачен как объект права, объект недвижимости существовать более не может.
Изъятие земельного участка у ответчика не производится и целью иска не является, между тем, проживание в аварийном объекте, признанном непригодным для проживания создает угрозу для жизни и здоровья граждан, в связи, с чем подлежит сносу, обязанность осуществления которого лежит на его собственнике, на которого также возлагается обязанность обеспечить мероприятия по утилизации строительного и бытового мусора.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Заслушав доклад по делу, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно абз.7 п.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 ст.18).
Правительством Иркутской области 17.07.2019 принято постановление N 556-пп, которым (п.1) утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - Положение), социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, которым установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее - предоставление жилого помещения);
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
Положениями статьи 210 ГК РФ закреплено, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 2 статьи 55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГРК РФ) эксплуатация зданий, сооружений прекращается после их вывода из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами, а также в случае случайной гибели, сноса зданий, сооружений.
В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии с п.1 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
При разрешении спора установлено, что постановлением администрации Октябрьского сельского поселения от 14.02.2020 утверждены зоны чрезвычайной ситуации на территории Октябрьского сельского поселения, <адрес изъят> включен в зону чрезвычайной ситуации.
В заключении от 02.10.2019 № 42 межведомственной комиссии содержится вывод о наличии оснований для признания жилого дома непригодным для проживания.
Распоряжением администрации Октябрьского сельского поселения от 02.10.2019 № 75 жилой дом признан непригодным для проживания.
Согласно сведениям ОГКУ «УСЗН по городу Тулуну и Тулунскому району» от 31.01.2022 № 07-264/2022, взамен утраченного жилого помещения ответчиком приобретено жилое помещение по адресу: <адрес изъят>. Социальная выплата перечислена 18.11.2020.
Из сведений МО МВД России «Тулунский» следует, что ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес изъят>, с 12.01.2009 по настоящее время.
В соответствии с актом обследования земельного участка от 08.12.2022, земельный участок использовался для ведения личного подсобного хозяйства, после наводнения земельный участок пустует, не используется по назначению, захламлен мусором, дом и постройки заброшены.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что истец, заявляя в иске требование о возложении на ответчика обязанности разобрать жилой дом, не учел, что заключение межведомственной комиссии, которым названный дом признан не пригодным для проживания, не свидетельствует о гибели или уничтожении имущества; то обстоятельство, что жилой дом не эксплуатируется, не является основанием для возложения обязанности на ответчика по его разбору, что фактически означает его снос. Доказательства того, что само по себе существование спорного объекта влечет угрозу для жизни и здоровья граждан, материалы дела не содержат, имеющиеся в материалах дела акты обследования, таковыми не являются, поскольку не содержат сведений, подтверждающих, что спорный дом представляет угрозу для жизни и здоровья третьих лиц. Кроме того, стороной истца суду не представлено доказательств, применения к ответчику и соблюдения процедуры изъятия у ответчика жилого помещения, регламентированной положениями ст.32 ЖК РФ.
Выводы суда подробно мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, доводами апелляционной жалобы под сомнение поставлены быть не могут.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца, изложенную в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, которая являлась предметом исследования, результаты ее оценки приведены в оспариваемом решении и признаются судебной коллегией законными и обоснованными, не требующими дополнительной аргументации.
Согласно п.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии со ст.76 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) приведение земельных участков в пригодное для использование состояние при их захламлении, других видах порчи, осуществляется гражданами, виновными в указанных земельных нарушениях или за их счет.
В соответствии со ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Из содержания указанных нормоположений следует, что обязанность по приведению земельного участка в состояние пригодное для использования возлагается на собственников и пользователей земельных участков, виновных в несоблюдении требований по использованию земель способами, исключающими причинение вреда окружающей среде и почвам.
Таким образом, так как принадлежащий ответчику жилой дом признан непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, имевшего место на территории Иркутской области в 2019 году, вина ответчика в наличии на участке строительного мусора, образовавшегося в результате наводнения, отсутствует, что исключает возможность возложения на ответчика обязанностей, содержащихся в исковом заявлении.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия оснований для пересмотра оспариваемого решения не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тулунского городского суда Иркутской области от 12 января 2023 г. по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий И.В.Скубиева
Судьи В.О.Шабалина
С.А.Кулакова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.06.2023.