Решение по делу № 2а-1046/2021 от 01.06.2021

Дело № 2а-1046/2021 (50RS0050-01-2021-001607-91)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июля 2021 г.                                                             г. Шатура Московской области

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего – судьи Жигаревой Е.А.,

при секретаре Усуровой С.Н.,

с участием административного истца Бердиева У.Б., представителя административного ответчика МО МВД России «Шатурский» по доверенности Явкиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бердиева Умара Бердикуловича к Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД России по Московской области, Межмуниципальному отделу МВД России «Шатурский», отделу по вопросам миграции Межмуниципального отдела МВД России «Шатурский» о признании решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, уведомления о неразрешении въезда в Российскую Федерацию незаконными, отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и заключения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, возложении обязанности выдать разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации,

установил:

Бердиев У.Б. обратился в суд с иском к Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области, Межмуниципальному отделу МВД России «Шатурский», отделу по вопросам миграции Межмуниципального отдела МВД России «Шатурский» о признании решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, о неразрешении въезда в Российскую Федерацию незаконными и возложении обязанности выдать разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 15 февраля 2021 г. обратился в ОВМ МО МВД России «Шатурский» с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Решением Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области в выдаче разрешения на временное проживание в РФ отказано, о чем ему стало известно 27 мая 2021 г. 31 мая 2021 г. ему вручено уведомление о принятии в отношении него 31 марта 2021 г. решения о неразрешении въезда в РФ в соответствии с ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ. Зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, с 25 ноября 2020 г. состоит в зарегистрированном браке с гражданкой РФ ФИО3, имеет патент, оплачиваемый в установленные сроки и размере, к уголовной ответственности не привлекался, за нарушения ПДД РФ привлекался к административной ответственности. Задолженности по оплате административных штрафов не имеет. Решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию создает препятствия в реализации его прав и свобод на личную и семейную жизнь, а отказ в выдаче разрешения на временное проживание влечет для него существенные ограничения в реализации права на уважение частной и семейной жизни. С учетом изменения и дополнения исковых требований просит признать незаконными и отменить решение об отказе в выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ, решение от 31 марта 2021 г. № 231 о неразрешении въезда в РФ, признать незаконным уведомление о неразрешении въезда в РФ, отменить заключение об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в РФ, обязать выдать разрешение на временное проживание на территории РФ.

Протокольным определением суда от 01 июля 2021 г. к участию в качестве административного ответчика привлечено ГУ МВД России по Московской области.

    В судебном заседании административный истец Бердиев У.Б. административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика МО МВД России «Шатурский» по доверенности Явкина Т.И. в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать, считая оспариваемые решения законными и обоснованными.

В судебное заседание представитель административного ответчика ГУ МВД России по Московской области не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом, в представленном письменном отзыве просил в удовлетворении требований отказать.

Представители административных ответчиков Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области, ОВМ Межмуниципального отдела МВД России «Шатурский» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного слушания извещены надлежащим образом.

Исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст. ст. 59, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями (ч. 3 ст. 62 КАС РФ).

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Республики <адрес>

31 марта 2021 г. МО МВД России «Шатурский» на основании пп. 4 ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с неоднократным в течение трех лет привлечением к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданину Республики <адрес> Бердиеву У.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на три года до 22 февраля 2024 г. (л.д. 43-45).

Уведомление о принятом решении о неразрешении въезда в РФ направлено в адрес административного истца почтовой связью 31 марта 2021 г. (л.д. 46) и получено им на руки 31 мая 2021 г. (л.д. 11).

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней» указано: как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод.

Исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (статья 55 часть 3 Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния. Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 3 статьи 2 Протокола № 4 к ней).

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Статьей 4 указанного федерального закона определено, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.

Согласно подпункту 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.

Как следует из материалов дела Бердиев У.Б. в период пребывания на территории Российской Федерации с 25 марта 2019 г. неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений:

27 октября 2020 г. – по ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ (предупреждение);

01 декабря 2020 г. – по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ (штраф);

06 января 2021 г. – по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ (штраф - оплачен);

28 января 2021 г. – по ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ (штраф - оплачен);

10 февраля 2021 г. – по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ (штраф).

Постановления по делам об административных правонарушениях Бердиевым У.Б. не обжалованы и вступили в законную силу.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» помимо случаев, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение на временное проживание аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина.

По результатам рассмотрения заявления административного истца начальником ОВМ МО МВД России «Шатурский» постановлено заключение, утвержденное ГУ МВД России по Московской области, об отказе Бердиеву У.Б. в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации (л.д. 48-50).

В связи с принятием решения о неразрешении административному истцу въезда в Российскую Федерацию Главным управлением МВД России по Московской области в соответствии с п. 1.2 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ принято решение № 4600008/2021/50 об отказе Бердиеву У.Б. в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Подпункт 4 ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» не предусматривает безусловный отказ в выдаче разрешения на въезд в Российскую Федерацию гражданину или лицу без гражданства в случае неоднократного (два и более раза) привлечения этих лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, а лишь предусматривает возможность такого отказа.

При этом определяющее значение имеют тяжесть содеянного, размер и характер причиненного ущерба, степень вины правонарушителя и иные существенные обстоятельства, обусловливающие индивидуализацию при применении взыскания. Также следует учитывать обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06 июля 2016 г.)).

Оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации или неразрешении въезда в Российскую Федерацию, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

В постановлении от 17 февраля 2016 г. № 5-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что суды, рассматривая дела, связанные с нарушением иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, должны учитывать обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство. Уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся в том числе и неразрешения въезда в Российскую Федерацию.

В силу статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (город Рим, 4 ноября 1950 г.) вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Из материалов дела следует, что Бердиев У.Б. с 25 ноября 2020 г. состоит в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации ФИО6 (л.д. 12).

Согласно уведомлению о прибытии иностранного гражданина, Бердиев У.Б. пребывает по адресу регистрации супруги: <адрес>. 17, 19).

Принимая решение о запрете административному истцу въезда в Российскую Федерацию, МО МВД России «Шатурский» не были приняты во внимание такие факты, как проживание в Российской Федерации близкого родственника Бердиева У.Б., являющегося гражданином РФ, длительность проживания самого административного истца и его занятость трудовой деятельностью, а также в целом его законопослушное поведение (отсутствие информации о привлечении Бердиева У.Б. к уголовной и административной ответственности за совершение правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность).

Кроме того, административный ответчик не обосновал наличие крайней необходимости для применения такого запрета и его соразмерности допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.

Учитывая обстоятельства дела и приведенные выше положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, позицию Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам проверки конституционности отдельных положений Федеральных законов «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом решение от 31 марта 2021 г. не отвечает принципу справедливости и соразмерности установленного ограничения выявленному нарушению, и противоречит нормам действующего законодательства, принятым решением о неразрешении въезда в Российскую Федерацию созданы препятствия для реализации прав и свобод Бердиева У.Б., в связи с чем требования о признании незаконным указанного решения МО МВД России «Шатурский» подлежат удовлетворению.

Таким образом, и решение ГУ МВД России по Московской области от 15 апреля 2021 г. № 4600008/2021/50 об отказе в выдаче разрешения на временное проживание, принятое в связи с неразрешением Бердиеву У.Б. въезда в Российскую Федерацию, нельзя считать законным.

Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что указанная выше Конвенция не гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства право въезжать в определенную страну и проживать на ее территории и не быть высланными и что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако, подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требования административного истца о возложении на Главное управление Министерства внутренних дел России по Московской области обязанности выдать ему (Бердиеву У.Б.) разрешение на временное проживание в Российской Федерации, поскольку в противном случае подменит своим решением государственный орган и разрешит данный вопрос в обход установленного законом порядка.

Суд полагает возможным возложить на Главное управление Министерства внутренних дел России по Московской области обязанность повторно рассмотреть заявление Бердиева У.Б. о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых были нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы гражданина, организации; созданы препятствия к осуществлению гражданином, организацией их прав, свобод и реализации законных интересов; на гражданина, организацию незаконно возложены какие-либо обязанности.

Требования о признании уведомления о неразрешении въезда в Российскую Федерацию незаконным и отмене заключения начальника ОВМ МО МВД России «Шатурский» об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации не подлежат удовлетворению, поскольку ни уведомлением, ни заключением на Бердиева У.Б. не возложены какие-либо обязанности, указанные документы не содержат в отношении административного истца властно-распорядительных указаний, тем самым не создают препятствий к осуществлению им своих прав, свобод и реализации законных интересов.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные требования Бердиева Умара Бердикуловича удовлетворить частично.

Признать решение МО МВД России «Шатурский» от 31 марта 2021 г. № 231 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства о неразрешении въезда в Российскую Федерацию Бердиеву Умару Бердикуловичу сроком на три года до 22 февраля 2024 г. незаконным и отменить его.

Признать незаконным и отменить решение Главного управления Министерства внутренних дел России по Московской области от 15 апреля 2021 г. № 4600008/2021/50 об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации Бердиеву Умару Бердикуловичу.

Возложить на Главное управление Министерства внутренних дел России по Московской области обязанность повторно рассмотреть заявление Бердиева Умара Бердикуловича о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

В удовлетворении требований о признании уведомления о неразрешении въезда в Российскую Федерацию незаконным, об отмене заключения начальника ОВМ МО МВД России «Шатурский» об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, о возложении на Главное управление Министерства внутренних дел России по Московской области и ОВМ МО МВД России «Шатурский» обязанности выдать разрешение на временное проживание в Российской Федерации отказать

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                                           Е.А. Жигарева

Мотивированное решение составлено 16.07.2021

Председательствующий                                                                           Е.А. Жигарева

2а-1046/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Бердиев Умар Бердикулович
Ответчики
Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области
ГУ МВД России по Московской области
МО МВД России "Шатурский"
ОВМ МО МВД России "Шатурский"
Другие
Грязнова Ирина Евгеньевна
Суд
Шатурский городской суд Московской области
Судья
Жигарева Екатерина Александровна
Дело на странице суда
shatura.mo.sudrf.ru
01.06.2021Регистрация административного искового заявления
01.06.2021Передача материалов судье
03.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2021Судебное заседание
01.07.2021Судебное заседание
16.07.2021Судебное заседание
16.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее