К делу № 2-1914/2021
УИД № 78RS0014-01-2020-005054-60
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 19 марта 2021 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе
председательствующего Довженко А.А.,
при секретаре Науменко А.Р.,
с участием представителя истца по доверенности от 19.01.2021 ФИО1,
представителя ответчика по доверенности от 11.01.2021 ФИО2,
представителя третьего лица АО «Тандер» по доверенности от 17.04.2019 ФИО3,
представителя третьего лица ГУ УПФР в Центральном внутригородском округе г. Краснодара по доверенности от 19.01.2021 ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абрамова А. В. к ГУ ОПФР по Краснодарскому краю с участием третьих лиц АО «Тандер», ГУ УПФР в Центральном внутригородском округе г. Краснодара об обязании включить периоды работы в льготный стаж для назначения пенсии,
установил:
Абрамов А.В. обратился в суд с иском к ГУ ОПФР по Краснодарскому краю об обязании включить периоды работы в льготный стаж для назначения пенсии.
В обоснование исковых требований указано, что истец в период работы в АО «Тандер» с 2012 по 2018 год неоднократно выполнял служебные обязанности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Однако в извещении из ПФР о состоянии лицевого счета от 2020 года указанные периоды работы не отражены в льготном порядке, учтена только работа в г. Сургут в 2012 году. Истец обращался к работодателю по вопросу представления уточненных сведений в ПФР, однако ему в этом было отказано. Кроме того, истец обращался в ГУ ОПФР по Краснодарскому краю по вопросу корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета системы обязательного пенсионного страхования, однако в этом ему было отказано. По мнению истца, он имеет право на включение периодов работы с 2012 по 2018 год в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Полагая права нарушенными, истец обратился в суд.
На основании изложенного истец просил обязать ответчика ГУ ОПФР по Краснодарскому краю включить периоды работы Абрамова А.В. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в течение 2012-2018 годов, а именно 104 дня.
В судебное заседание истец Абрамов А.В. не явился, надлежаще извещен о месте и времени его проведения, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя ФИО1
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск. В частности, сведения индивидуального (персонифицированного) учета системы обязательного пенсионного страхования Абрамова А.В. сформированы на основании данных, представленных работодателем АО «Тандер». Вместе с тем сведения индивидуального (персонифицированного) учета могут быть откорректированы только на основании заявления работодателя. Основания для включения заявленных истцом периодов работы в льготный стаж отсутствуют ввиду отсутствия соответствующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В ходе судебного разбирательства также указывала на то обстоятельство, что ГУ ОПФР по Краснодарскому краю является ненадлежащим ответчиком по делу, так как заявленные истцом требования входят в компетенцию отделения ПФР по месту жительства застрахованного лица.
Представитель третьего лица ГУ УПФР в Центральном внутригородском округе г. Краснодара ФИО4 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, поддержав доводы ответчика.
В судебном заседании представитель третьего лица АО «Тандер» ФИО3 просил отказать в удовлетворении исковых требований, указав на отсутствие у работодателя документов, подтверждающих осуществление истцом служебной деятельности в командировках в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Абрамов А.В. на основании трудового договора № от 04.10.2011 работает в АО «Тандер». Абрамов А.В. зарегистрирован в системе индивидуального (персонифицированного) учета, что подтверждается сведениями, представленными ПФР.
В 2020 году Абрамов А.В. обратился в ОПФР по г. Санкт-Петербургу по факту не включения периодов его работы с 2012 года по 2018 год в АО «Тандер» в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в страховой стаж в льготном порядке.
Согласно письму ОПФР по Краснодарскому краю от 05.06.2020 по факту обращения Абрамова А.В. была проведена проверка, АО «Тандер» подтвердил правильность сведений о страховом стаже, в том числе за периоды с 2012-2014 годов и 2017-2018 годов, вследствие чего основания для внесения в стаж сведений о работе в районах Крайнего Севера отсутствуют.
Основанием обращения истца с иском к ГУ ОПФР по Краснодарскому краю послужило обстоятельство несогласия с учетом периодов его работы с 2012 года по 2018 год в АО «Тандер» в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в календарном порядке, в то время как, по мнению истца, указанные периоды работы должны быть засчитаны в стаж в льготном порядке, дающем право на назначение пенсии досрочно.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как установлено ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Исходя из ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н, сведения о застрахованных (зарегистрированных) лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ, а также сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют а) страхователи, признаваемые таковыми в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; б) застрахованные лица - лица, признаваемые таковыми в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
Согласно п. 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н, страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Вместе с тем административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от застрахованных лиц заявлений о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденным Постановлением Правления ПФ РФ от 19.02.2020 № 117п, определен порядок предоставления ПФР через свои территориальные органы государственной услуги, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) при предоставлении территориальными органами ПФР государственной услуги.
В соответствии с п. 2 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от застрахованных лиц заявлений о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 19.02.2020 № 117, государственная услуга предоставляется физическим лицам, которым открыт индивидуальный лицевой счет в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в отношении: страхового стажа и заработка за периоды до 1 января 2002 года; страхового стажа у страхователя, который на момент подачи заявления ликвидирован или его деятельность прекращена; иных периодов, включаемых (засчитываемых) в страховой стаж в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Таким образом, обязанность по предоставлению сведений о застрахованных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также по их корректировке при выявлении неточностей в рассматриваемых правоотношениях возложена на работодателя Абрамова А.В. - АО «Тандер».
В ходе судебного разбирательства установлено, что Абрамовым А.В. ставится вопрос о включении периодов работы в льготный стаж, сведения о которых неверно отражены в индивидуальном (персонифицированном) учете Абрамова А.В. на основании данных, представленных страхователем АО «Тандер», которые имели место быть после 01.01.2002.
Указанные периоды работы не относятся к перечню периодов работы и иной деятельности в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также деятельность АО «Тандер» на момент обращения истца к ответчику не была прекращена.
При таких обстоятельствах, исходя из Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н, Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от застрахованных лиц заявлений о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 19.02.2020 № 117, Абрамов А.В. не имеет право обращаться в органы пенсионного фонда по вопросу корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета ввиду того, что такое право в случае наличия в них неточностей передано работодателю, являющемуся страхователем работника.
При таких обстоятельствах истцом выбран неверный способ защиты права, а доводы о наличии у него права предъявлять к ПФР требования о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета основаны на ошибочном толковании норм права.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Согласно свидетельству № Абрамов А.В. зарегистрирован по месту постоянного жительства по адресу: <адрес>. Вследствие чего, требования о включении периодов работы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, должны быть предъявлены истцом к отделению ПФР по месту его жительства, к которым ОПФР по Краснодарскому краю не относится. Таким образом, ОПФР по Краснодарскому краю не является надлежащим ответчиком по делу.
Вследствие чего исковые требования Абрамова А.В. к ОПФР по Краснодарскому краю об обязании включить периоды работы Абрамова А.В. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в течение 2012-2018 годов, а именно 104 дня, удовлетворению не подлежат как необоснованные и незаконные.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Абрамова А. В. к ГУ ОПФР по Краснодарскому краю с участием третьих лиц АО «Тандер», ГУ УПФР в Центральном внутригородском округе г. Краснодара об обязании включить периоды работы в льготный стаж для назначения пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд гор. Краснодара в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено: 26.03.2021.
Судья Первомайского
районного суда г. Краснодара Довженко А.А.