Решение по делу № 2-1243/2020 от 05.08.2020

Дело № 2-1243/2020

(УИД 27RS0005-01-2020-001804-19)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 01 декабря 2020 г.         

Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Малеева А.А.,

при секретаре судебного заседания Зыковой О.Ю.,

с участием представителя ответчика ООО УК «Северный округ» по доверенности Крахина Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жириковой ФИО11 к ТСЖ «Виктория», ООО «Управляющая компания «Северный округ», МУП г.Хабаровска «Рассчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей» о защите прав потребителей, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Истец Жирикова Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ТСЖ «Виктория», ООО «Управляющая компания «Северный округ», МУП г.Хабаровска «Рассчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей» о защите прав потребителей, возложении обязанности совершить определенные действия, ссылаясь на то, что она как собственник квартиры ****, начиная с 01.01.2017 ежемесячно подавала показания электросчетчика в МУП г. Хабаровска «Рассчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей». Показания всех счетчиков, установленных в ее квартире, передавались ее отцом ФИО12 А.А., проживающим в квартире № ..., на одной лестничной площадке этого же дома по установленным образцам писем. И ни в одном обратном письме МУП города Хабаровска «РКЦ» не было уведомления, что показания какого-то счетчика не принимаются и не учитываются.

|Но после того, как ее отец потребовал от ООО Управляющая компания «Северный округ» и МУП города Хабаровска «Рассчетно-кассовый центр» осуществить полную сверку всех платежей за последние три года и произвести перерасчет, а также исключить из счетов на оплату коммунальных услуг начисление задолженности за период, превышающий три года, 28.05.2020 ей направлено заказное письмо от ООО Управляющая компания «Северный округ» с уведомлением, в котором находился Акт проверки приборов учета электроэнергии от 20.05.2020, подписанный представителем ООО УК «Северный округ» ФИО13

В акте указано, что на электросчетчике ... в квартире № ... отсутствует пломба на клеммной    крышке ПУ и с 20.05.2020 в расчет будет производиться исходя из нормативов потребления. Однако, ее вины, как потребителя услуг, в том, что на счетчике отсутствует пломба, нет.

Счетчик ... приобретался и устанавливался электриком ТСЖ «Виктория»

ФИО14., что подтверждается актом от 28.12.2016, составленным электриком, а так же и формуляром 9. Со слов электрика ТСЖ ФИО15, он не смог уставить пломбу из-за заводского брака - отсутствия отверстия для проволоки. Пломбу из пластика он положил рядом со счетчиком, на ней нет следов, доказывающих, что она кем-то устанавливалась, а затем снималась.

Более того, актом замены ИПУ электрической энергии, подписанным представителем ООО Управляющая компания «Северный округ» ФИО16, счетчик принят в таком виде. В акте указан номер пломбы .... За прошедшие четыре года контролеры УК «Северный округ» неоднократно проверяли ИПУ, никаких замечаний не было. Проблема создана ТСЖ «Виктория» и ООО УК «Северный ветер». В этой связи решение закрыть прибор для начислений не является оправданным. Если такая ситуация сложилась из-за действий работников ТСЖ «Виктория» и ООО Управляющая компания «Северный округ, то и ответственность лежит на них, как и обязанность устранить нарушения.

Обращает на себя внимание, что письмом от 27.05.2020 № ..., подписанным генеральным директором ООО УК «Северный округ» ФИО17, подтверждено, что в квартире № ... установлен ... и этим же письмом зафиксированы показания счетчика на день проверки - 1738,4 кВт/час, что соответствует действительности.

Как следует из Определения Верховного Суда РФ от 23.05.2019 № 309-ЭС18-26293 принятому по делу № А40-200484/2017, бремя доказывания факта неисполнения потребителем обязанности по сохранности пломб на приборе учета электроэнергии лежит на гарантирующем поставщике и/или сетевой организации. Собственник жилого помещения «вправе полагаться на то, что действия по опломбированию элементов учета, производимые профессиональными участниками розничного рынка электрической энергии, соответствуют требованиям законодательства».

В связи с чем, просит суд:

обязать ТСЖ «Виктория» установить пломбу на электрическом счетчике, устранив технический брак, либо за свой счет заменить счетчик на новый, передать копию технического паспорта в ООО Управляющая компания «Северный округ»;

обязать ООО Управляющая компания «Северный округ» составить акт приемки ИПУ;

обязать ООО Управляющая компания «Северный округ» и МУП г. Хабаровска «РКЦ» признать показания электросчетчика достоверными и произвести перерасчет, начиная с 01.01.2017.

22.09.2020 представитель истца увеличил исковые требования, просит признать, что электрический счетчик ..., установленный 26.12.2016, является общей собственностью собственников многоквартирного дома **** и предназначен для фиксации расходов электроэнергии потребляемой в бытовых целях. Также прошу признать, что на приборе стоят две пломбы и они не нарушены, ответчиком не выявлено потребление электрической энергии с нарушением установленного учета электрической энергии, выразившееся во вмешательстве в работу прибора учета, признать показания достоверными со дня установки счетчика с 28.12.2016 по настоящее время, потребленная электроэнергия 018651 кВт/час, и произвести перерасчет.

В заявлении от 09.11.2020 представитель истца Жириковой Н.А. по доверенности Жириков А.А. так же указывает, что в результате анализа материалов дела № ... установлено, что ответчик ООО «Управляющая компания «Северный округ» перепутало электросчетчики, установленные в двух разных квартирах № ... и № ..., расположенные на одной лестничной площадке дома ****. По этой причине ответчик на протяжении нескольких лет выставлял счета собственнику квартиры № ... по показаниям счетчиков № ... и № ..., установленных в квартире № ..., и, наоборот, выставлял счета по счетчикам № ... и № ..., установленных в квартире ..., собственнику квартиры № .... В квартире № ... (собственник Жирикова Н.А.) со дня строительства (1993 г.) дома ****, был установлен счетчик № .... В декабре 2016 года старый счетчик № ... заменен на новый № ..., что подтверждается актом электрика от *** и актом контролера Управляющей компании «Северный округ» от ***

В квартире № ... (собственник Жириков А.А. и ФИО19.) со дня строительства (1993 г.) дома **** был установлен счетчик № .... В 2015 году старый счетчик № ... заменен на новый № ....

Определением суда от 10.11.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «ДЭК».

В судебном заседании истец Жирикова Н.А., представитель истца по доверенности Жириков А.А. участия не принимали, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ответчика ООО УК «Северный округ» по доверенности Крахин Д.В. с иском не согласился по основаниям, указанным в отзывах на иск, согласно которым с 01.10.2010 между ООО УК «Северный округ» и ТСЖ «Виктория», на основании протокола № 2 заседания правления, был заключен договор управления № ..., с указанной даты управляющая организация приступила к управлению многоквартирным домом ****. На основании протокола заседания правления ТСЖ «Виктория» договор управления был перезаключен с ***.

*** между ООО УК «Северный округ» и ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» (РСО) был заключен договор энергоснабжения №    ..., согласно которому РСО обязуется осуществлять исполнителю продажу электрической энергии и оказывать услуги по передаче электрической энергии для целей обеспечения предоставления Потребителям исполнителя коммунальной услуги электроснабжения в многоквартирный дома, находящиеся в управлении Исполнителя.

*** были сняты контрольные показания ИПУ электроэнергии с указанием номеров и типа индивидуальных приборов учета, установленных в МКД ****.

01.02.2014 ООО УК «Северный округ» приступило к производству начислений и сбора денежных средств по коммунальной услуге «электроснабжение» в многоквартирном доме ****. Согласно данной информации жилое помещение № ... было оборудовано ИПУ электроэнергии ....

В ходе проводимой проверки установлено, что ИПУ № ... не работает, не отображает показания, вследствие чего, данный прибор учета был признан не расчетным, о чем составлен соответствующий акт от *** с указанием на замену ИПУ до 01.04.2015. Данный акт был направлен в адрес истца 26.01.2015.

26.03.2015 был составлен акт контрольного съема показаний. По результатам проверки установлено, что ИПУ электроэнергии не работает, замена, согласно ранее рекомендациям, не произведена.

Вместе с тем, из анализа нормативных предписаний Правил № 306 и Правил № 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться норматив с учетом применения повышенного коэффициента.

Таким образом, законодателем предусмотрена обязанность по оборудованию индивидуальными приборами учета жилых помещений в многоквартирных домах, а последствием неисполнения такой обязанности является применение повышающего коэффициента к нормативу потребления при расчете платы за предоставленные коммунальные услуги.

Кроме того, на исполнителя коммунальной услуги, в частности электроснабжения, многоквартирного жилого дома возложена прямая обязанность, по заявке собственника, осуществлять ввод в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета и расчет платы за оказанную услугу осуществлять в соответствии с показаниями введенного в эксплуатацию прибора учета.

Исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного домового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом (подпункт «т» пункта 31 Правил).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, именно она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качественное оказание всех услуг и (или) выполнение работ. При этом обязанность по установке индивидуального прибора учета лежит на собственнике помещения, а исполнитель, в лице управляющей организации, на основании заявки собственника помещения обязан ввести прибор в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки.

10.01.2019 от истца поступило обращение о проведении сверки показаний ИПУ. 11.01.2019 в адрес истца было направлен ответ с указанием на необходимость снятия контрольных показаний.

Также 18.01.2019 в адрес истца было направлено извещение о проведении проверки ИПУ электроэнергии и предоставления доступа с указанием времени и даты проведения проверки. Доступ в назначенное время предоставлен не был, что подтверждается актом от 31.01.2019.

В соответствии с п. 81(13) Правил № 354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент выхода из строя и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя.

В соответствии с п. 81(14) Правил № 354 ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Из изложенного следует, что собственник и пользователь электрического оборудования обязаны обеспечивать надлежащее техническое состояние прибора учета, а также своевременно представлять его на поверку. После истечения установленного изготовителем срока проверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, и расчет платы в таких случаях производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что предусмотрено Правилами № 354 и соответствует положениям ч. 1 ст. 157 ЖК РФ.

15.05.2020 в адрес ООО УК «Северный округ» поступило обращение истца о проведении сверки по платежам за жилищно-коммунальные услуги.

Ответом от 27.05.2020 № ... истцу было указано на то, что в жилом помещении № ... электроэнергии ... отсутствует контрольная пломба на клеммой крышке. Данный прибор признан не расчетным и закрыт для начислений с 20.05.2020, о чем составлен акт от 19.05.2020. С заявлениями о пломбировке ИПУ истец до настоящего времени не обращался.

По вопросу номера спорного счетчика пояснил следующее.

Согласно заявлению представителя истца от 09.11.2020, ООО УК «Северный округ» на протяжении нескольких лет выставлял истцу, собственнику жилого помещения № ..., счета по показаниям счетчиков № ... и № ..., установленных в жилом помещении № .... Также представитель истца утверждает, что фактически, со дня строительства МКД ****, был установлен прибор учета электроэнергии № ..., впоследствии замененный на ИПУ № ....

Данные утверждения представителя истца ошибочны и опровергаются ранее представленными в материалы дела документами, а именно: информация по приборам учета электроэнергии по данным ОАО «ДЭК» на 28.01.2014, где указано, что жилое помещение № ... было оборудовано ИПУ электроэнергии № ...; акт контрольного снятия показания по жилому помещению № ... от 26.03.2015 -ИПУ № ....

В ходе проводимой проверки установлено, что ИПУ № ... не работает, не отображает показания, вследствие чего, данный прибор учета был признан не расчетным, о чем составлен соответствующий акт от 23.01.2015 с указанием на замену ИПУ до 01.04.2015. Данный акт был направлен в адрес истца 26.01.2015.

26.03.2015 был составлен акт контрольного съема показаний. По результатам проверки, установлено, что ИПУ электроэнергии не работает, замена, согласно ранее данным рекомендациям, не произведена. В акте замены индивидуального прибора электрической энергии от 28.12.2016г. по жилому помещению № ... допущена описка, указан ИПУ № ..., а фактически № ... и заменен на ИПУ № ..., что соответствует действительности, начисления по коммунальной услуге «электроснабжение» в квартире № ... производится, исходя из показаний ИПУ электроэнергии № .... Данное обстоятельство подтверждается ранее представленным в материалы дела актом сверки задолженности по жилому помещению № ..., где ИПУ № ...

Дополнительно пояснил, что индивидуальный прибор учета принадлежит собственнику помещения и контроль за сохранностью прибора возложена на собственника, в том числе сохранность пломб.

Если бы собственник обратился к управляющей компании с повторным заявлением о пломбировании прибора учета, при этом ответчик писал ему в ответах на обращения, что повторное опломбирование – это платная услуга, если бы была заявка и она бы была оплачена, то счетчик был бы опломбирован, сняли бы показания. Вместе с тем, в таком порядке истец не обращался.

Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ №491 уставлены границы эксплуатационной ответственности, в данном случае прибор является собственностью собственника жилого помещения.

В судебном заседании представитель ответчика МУП г. Хабаровска «РКЦ» участия не принимал, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, согласно поступившего отзыва, деятельность МУП г. Хабаровска «РКЦ» не связана с предоставлением, жилищно-коммунальных услуг юридическим или физическим лицам, а так же осуществлением приема платежей от таких лиц, не участвует во взаимоотношениях ООО УК «Северный округ» с собственниками жилых помещений, не управляет жилищным фондом и не обслуживает его от своего имени, не использует собственную базу данных лицевых счетов и регистрационного учета (все действия совершаются от имени и по поручению ООО УК «Северный округ»), не является управляющей организацией.

Представители ответчика ТСЖ «Виктория», третьего лица АО «ДЭК» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

В силу положений ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ст. 59 ГПК РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Исходя из содержания преамбулы закона «О защите прав потребителей», а также с учетом разъяснений содержащихся в п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» к спорным правоотношениям сторон, в том числе, применимы положения закона «О защите прав потребителя».

В силу ч. 1 ст. 17 закона «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом.

Согласно положениям ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Как установлено в судебном заседании истец Жирикова Н.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: г. ****. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

01.10.2010 между ООО УК «Северный округ» и ТСЖ «Виктория», на основании протокола № 2 заседания правления, был заключен договор управления № ..., с указанной даты управляющая организация приступила к управлению многоквартирным домом ****. На основании протокола заседания правления ТСЖ «Виктория» договор управления был перезаключен с 01.07.2018.

01.10.2013 между ООО УК «Северный округ» и ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» (РСО) был заключен договор энергоснабжения №    ..., согласно которому РСО обязуется осуществлять исполнителю продажу электрической энергии и оказывать услуги по передаче электрической энергии для целей обеспечения предоставления Потребителям исполнителя коммунальной услуги электроснабжения в многоквартирный дома, находящиеся в управлении Исполнителя.

28.01.2014 были сняты контрольные показания ИПУ электроэнергии с указанием номеров и типа индивидуальных приборов учета, установленных в МКД ****.

01.02.2014 ООО УК «Северный округ» приступило к производству начислений и сбора денежных средств по коммунальной услуге «электроснабжение» в многоквартирном доме ****. Согласно данной информации жилое помещение № ... было оборудовано ИПУ электроэнергии ....

В ходе проводимой проверки установлено, что ИПУ № ... не работает, не отображает показания, вследствие чего, данный прибор учета был признан не расчетным, о чем составлен соответствующий акт от 23.01.2015 с указанием на замену ИПУ до 01.04.2015. Данный акт был направлен в адрес истца 26.01.2015.

26.03.2015 был составлен акт контрольного съема показаний. По результатам проверки установлено, что ИПУ электроэнергии не работает, замена, согласно ранее рекомендациям, не произведена.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела (л.д. 87-92).

Из акта на выполнение работ от 28.12.2016 следует, что в квартире **** снят электрический счетчик ... (показания ...), установлен счетчик ... (показания ...).

Из акта (л.д. 9) следует, что счетчик опломбирован пломбой № ....

10.01.2019 от истца поступило обращение о проведении сверки показаний ИПУ (л.д. 93).

18.01.2019 в адрес истца было направлено извещение о проведении проверки ИПУ электроэнергии и предоставления доступа с указанием времени и даты проведения проверки 31.01.2019 с 09 час. 00 мин. до 11 час. 00 мин (л.д. 96).

Доступ в назначенное время предоставлен не был, что подтверждается актом от 31.01.2019 об отказе в допуске (о не допуске) к индивидуальному прибору учета (л.д. 99).

15.05.2020 в адрес ООО УК «Северный округ» поступило обращение истца о проведении сверки по платежам за жилищно-коммунальные услуги.

Ответом от 27.05.2020 № ... истцу было указано на то, что в жилом помещении № ... электроэнергии ... отсутствует контрольная пломба на клеммой крышке. Данный прибор признан не расчетным и закрыт для начислений с 20.05.2020, о чем составлен акт от 19.05.2020 (л.д.104-105).

С заявлениями о пломбировке ИПУ истец более не обращался.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).

В соответствии с п.п. «а» п. 59 указанных Правил, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета, в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию -индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной проверки, начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем ведения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения.

В п. 60 Правил установлено, что по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «а» и «в» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента.

Из анализа нормативных предписаний Правил № 306 и Правил № 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться норматив с учетом применения повышенного коэффициента.

Таким образом, законодателем предусмотрена обязанность по оборудованию индивидуальными приборами учета жилых помещений в многоквартирных домах, а последствием неисполнения такой обязанности является применение повышающего коэффициента к нормативу потребления при расчете платы за предоставленные коммунальные услуги.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию; до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на сновании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2).

Из содержания приведенной нормы следует, что расчеты за энергетические ресурсы осуществляются на основании данных приборов учета только после их ввода в эксплуатацию.

При этом, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, также предусматривают наряду с оснащением жилого или нежилого помещения приборами учета их ввод в эксплуатацию как документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги (абзац второй пункта 81).

Пунктом 81 Правил установлено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

В силу абз. 2 п. 81 Правил, ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки, поданной исполнителю.

В соответствии с абз. 3 п. 81 Правил, в заявлении на ввод прибора в эксплуатацию указывается: сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон), предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию, тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки, сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета, показания прибора учета на момент его установки, дата следующей поверки.

Пунктом 81 (1) Правил установлено, что исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.

В силу подпункта «ж» пункта 4 Правил, осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила N 416), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:

организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;

осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.

Таким образом, в силу содержания приведенных норм следует, что на исполнителя коммунальной услуги, в частности электроснабжения, многоквартирного жилого дома возложена прямая обязанность, по заявке собственника, осуществлять ввод в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета и расчет платы за оказанную услугу осуществлять в соответствии с показаниями введенного в эксплуатацию прибора учета.

Исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом (подпункт «т» пункта 31 Правил).

Согласно подпункту «г» пункта 32 Правил, исполнитель вправе осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), проверку состояния таких приборов учета.

Раздел V Правил предусматривает права и обязанности потребителя. Согласно пунктам «з», «и» пункта 33 потребитель имеет право принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности; требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Пунктом 81 Правил предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на сновании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги иходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Таким образом, из анализа приведенных выше норм материального права следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией именно она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качественное оказание всех услуг и (или) выполнение работ. При этом, обязанность по установке индивидуального прибора учета лежит на собственнике помещения, а исполнитель, в лице управляющей организации, на основании заявки собственника помещения обязан ввести прибор в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки.

В соответствии с п. 81(12) п.п. «д» Правил, прибор учета считается вышедшим из строя, в том числе и в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета. Также в соответствии с п. 81(13) Правил, потребитель в случае выхода прибора учета из строя обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент выхода из строя и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя.

Пунктом 80(1) Правил предусмотрено, что эксплуатация индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилом доме (домовладении) осуществляется собственником прибора учета электрической энергии в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

Собственник жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения) обязан обеспечить сохранность и целостность прибора учета электрической энергии, включая пломбы и (или) знаки визуального контроля, а также иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленного внутри (в границах) такого помещения или дома (домовладения) (земельного участка, на котором расположен жилой дом (домовладение), и нести перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией ответственность за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) этой обязанности.

При этом, под эксплуатацией прибора учета для целей настоящих Правил понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и поведение своевременной поверки.

В соответствии с п. 81(14) Правил, ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Из изложенного следует, что собственник и пользователь электрического оборудования обязаны обеспечивать надлежащее техническое состояние прибора учета, а также своевременно представлять его на поверку. После истечения установленного изготовителем срока проверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, и расчет платы в таких случаях производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что предусмотрено Правилами и соответствует положениям ч. 1 ст. 157 ЖК РФ.

Судом установлено, что истцом вышеуказанные требования по надлежащей постановке индивидуального прибора учета на соответствующий учет в управляющей компании не исполнены.

Кроме того, из акта (л.д. 9) следует, что прибор учета был опломбирован 10.01.2017 пломбой № .... Вместе с тем, истец в порядке, предусмотренном п. 81(14) Правил, к управляющей организации не обращался, допустимых и относимых доказательств об обратном суду не представлено.

Ссылку стороны истца на путаницу в номерах счетчиков суд считает несостоятельной, при этом принимает позицию стороны ответчика, что в акте замены индивидуального прибора электрической энергии от 28.12.2016 по жилому помещению № ... допущена описка, указан ИПУ № ..., а фактически № ... и заменен на ИПУ № ..., что соответствует действительности, начисления по коммунальной услуге «электроснабжение» в квартире № ... производится, исходя из показаний ИПУ электроэнергии № .... Данное обстоятельство подтверждается ранее представленным в материалы дела актом сверки задолженности по жилому помещению № ..., где ИПУ № ...

В связи с чем, исковые требования в части: обязать ТСЖ «Виктория» установить пломбу на электрическом счетчике, устранив технический брак, либо за свой счет заменить счетчик на новый, передать копию технического паспорта в ООО Управляющая компания «Северный округ»; обязать ООО Управляющая компания «Северный округ» составить акт приемки ИПУ; обязать ООО Управляющая компания «Северный округ» и МУП г. Хабаровска «РКЦ» признать показания электросчетчика достоверными и произвести перерасчет, начиная с 01.01.2017; признать, что на приборе стоят две пломбы и они не нарушены, ответчиком не выявлено потребление электрической энергии с нарушением установленного учета электрической энергии, выразившееся во вмешательстве в работу прибора учета, признать показания достоверными со дня установки счетчика с 28.12.2016 по настоящее время, потребленная электроэнергия 018651 кВт/час, и произвести перерасчет, удовлетворению не подлежат.

Рассматривая исковые требования в части признания электрического счетчика СЕ-101 №... общим имуществом собственников многоквартирного дома ****, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

С учетом того, что электрический счетчик ... является индивидуальным, квартирным прибором учета электрической энергии, в силу вышеуказанных положений Правил № 491, он не является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме ****, в связи с чем, исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Жириковой ФИО18 к ТСЖ «Виктория», ООО «Управляющая компания «Северный округ», МУП г.Хабаровска «Рассчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей» о защите прав потребителей, возложении обязанности совершить определенные действия, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Краснофлотский районный суд г.Хабаровска.

Мотивированное решение составлено 08.12.2020.

Судья: А.А.Малеев

2-1243/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Жирикова Наталия Александровна
Ответчики
ТСЖ "Виктория"
МУП г. Хабаровска "Рассчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей"
ОО "УК "Северный округ"
Суд
Краснофлотский районный суд г. Хабаровск
Судья
Малеев А.А.
Дело на странице суда
krasnoflotsky.hbr.sudrf.ru
05.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2020Передача материалов судье
10.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2020Подготовка дела (собеседование)
26.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2020Судебное заседание
10.11.2020Судебное заседание
01.12.2020Судебное заседание
08.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее