Дело № 2-1052/2020
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
03 августа 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Семёновой Л.Л.,
при секретаре судебного заседания Санджиевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Натыровой Надежды Бадма-Халгаевны к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о признании отказа в выдаче справки о реабилитации незаконным, возложении обязанности выдать справку о реабилитации,
у с т а н о в и л:
Натырова Н.Б-Х. обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что родилась <данные изъяты>. Её отец Шараев Бадма-Халга Шограевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно справке о реабилитации от 10 декабря 1993 года, в период с 28 декабря 1943 года по март 1956 года находился на спецпоселении в с. Орловка Калачинского района Омской области, поскольку в декабре 1943 г. был подвергнут незаконной депортации по национальному признаку (калмыки) по Указу Президиума Верховного Совета СССР №115/144 от 27.12.1943 г. «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР» и выселен с мест постоянного проживания из п. Яшкуль Яшкулького района КАССР в Омскую область. На основании приказа МВД СССР № 094 от 19.03.1956 г. в марте 1956 г. он был снят с учета спецпоселения. Она родилась ДД.ММ.ГГГГ г. Родители возвратились на родину только в апреле 1957 г. Впоследствии на основании п «в» ст. 3 закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» её отец был реабилитирован. 19 июня 2020 года она обратилась в Информационный центр МВД по РК с заявлением о признании подвергшейся политическим репрессиям и подлежащей реабилитации. Однако 19 июня 2020 года получила отказ в выдаче справки о реабилитации. Просила признать решение МВД по РК об отказе в выдаче справки о реабилитации незаконным и обязать МВД по РК выдать ей справку о реабилитации.
Административный истец Натырова Н.Б-Х. в судебном заседании поддержала административные исковые требования, просила удовлетворить.
Представитель Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, указав в отзыве на административное исковое заявление, что органы внутренних дел не располагают правовыми основаниями для выдачи справки о реабилитации в досудебном порядке.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» № 1761-1 от 18 октября 1991г. органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки. Решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.
В силу статьи 1 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе в виде лишения жизни или свободы, выселения групп населения из мест проживания, направление в ссылку, высылку и на спецпоселение, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
В соответствии со ст. 1.1. указанного закона подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
По смыслу статьи 1.1 этого Закона подвергавшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, в отношении родителей которых на дату рождения детей существовали ограничения прав и свобод.
В судебном заседании установлено, что на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР» от 27 декабря 1943г. и Постановления Совета народных комиссаров СССР от 28 декабря 1943г. все калмыки, проживавшие на территории Калмыцкой АССР и Ростовской области, были выселены в Алтайский, Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 09 января 1957г. восстановлена национальная автономия калмыцкого народа и образована Калмыцкая автономная область в составе Ставропольского края. Этим же Указом были признаны утратившими силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943г. «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР» и статья 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 17 марта 1956г. в части запрещения калмыкам возвращаться на прежнее место жительства.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 09 января 1957г. «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР» утвержден 11 февраля 1957г., согласно ст. 1 Закона СССР «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении национальной автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов» от 11 февраля 1957г.
Как следует из вышеуказанных нормативных актов законодательные ограничения по свободному передвижению граждан калмыцкой национальности действовали до 11 февраля 1957г. В соответствии с п.п. 1 и 5 Постановления от 06 февраля 1925г. «О времени вступления в силу законов и распоряжений Правительства Союза ССР, а равно распоряжений ведомств Союза ССР», Постановления Центрального Исполнительного Комитета, его Президиума, Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны Союза ССР, опубликованные в Собрании Законов и Распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства Союза ССР, в «Известиях ЦИК Союза ССР и ВЦИК» и в газете «Экономическая жизнь», вступают в силу в столичных городах союзных республик и их уездах – со дня получения соответственного номера одного из вышеуказанных изданий центральными исполнительными комитетами союзных республик, в губернских городах и уездах – со дня получения такого номера губернскими исполнительными комитетами и в прочих городах и уездах – со дня получения такого номера губернскими исполнительными комитетами и в прочих городах и уездах – со дня получения номера уездными исполнительными комитетами. Постановления, не подлежащие опубликованию, имеют обязательную силу с момента получения их учреждениями, которым они сообщаются.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, существовавшие законодательные ограничения по свободному передвижению граждан калмыцкой национальности, в том числе детей, находившихся на спецпоселении вместе с родителями, признаются судом «иным лишением или ограничением прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства и политического строя» по национальному признаку. Указанный запрет возвращения калмыков на прежнее место жительства был признан утратившим силу лишь с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 09 января 1957г. «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР», вступившим в законную силу 11 февраля 1957г., восстановившего государственность калмыцкого народа.
Законом об утверждении Указов Президиума Верховного Совета ССР «О восстановлении национальной автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов № 49 от 11 февраля 1957г. утвержден Указ Президиума Верховного Совета СССР от 09 января 1957г. «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР», которым признана утратившей силу статья 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 17 марта 1956г. в части запрещения калмыкам возвращаться на прежнее местожительство. Закон Верховного Совета СССР об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР от 09 января 1957г. «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР» был опубликован в газете «Советская Калмыкия» 07 марта 1957г.
Таким образом, отец заявителя, как и другие калмыки, в связи со снятием ограничений режимного поселения были освобождены из-под административного надзора, полное снятие ограничений и восстановление прав репрессированных калмыков имело место после 07 марта 1957г. и фактическое место проживания репрессированных до этой даты значения не имеет.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Натырова Н.Б-Х. родилась <данные изъяты>. Её отец Шараев Бадма-Халга Шограевич, родившийся <данные изъяты>, с 28 декабря 1943 г. по март 1956 г. находился под надзором спецкомендатуры органов внутренних дел СССР. Отец административного истца реабилитирован на основании п «в» ч. 3 и ст. 1-1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий».
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении (повторное) Натыровой Н.Б-Х. серии №, свидетельством о заключении брака (повторное) серии №, справкой о реабилитации Шараева Б-Х.Ш., выданной МВД Республики Калмыкия от 10 декабря 1993 года 31 мая 2000 г.,
Из сообщения Информационного центра МВД по РК № 12/116 от 19 июня 2020 года следует, что заявителю отказано в реабилитации, в связи с тем, что она родилась после снятия отца с учета спецпоселения.
Вышеуказанные обстоятельства в силу Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» являются основанием для признания административного истца подвергшейся политическим репрессиям и её дальнейшей реабилитации, поскольку, как установлено в судебном заседании, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 17 марта 1956г. семья заявителя, как и другие калмыки, в связи со снятием ограничений режимного поселения были освобождены из-под административного надзора. Однако действовавшим на момент рождения заявителя законодательством отцу заявителя было запрещено выезжать в места, откуда он был выселен в декабре 1943г. и требовать возврата имущества, конфискованного при выселении.
Следовательно, в отношении заявителя имело место иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по национальному признаку, полное снятие ограничений и восстановление его прав, как и всех репрессированных калмыков, произошло лишь после 07 марта 1957г.
В соответствии со статьей 227 КАС РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Руководствуясь ст. ст. 227, 175 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Натыровой Надежды Бадма-Халгаевны удовлетворить.
Признать решение Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия от 09 июня 2020 года об отказе в выдаче справки о реабилитации Натыровой Надежде Бадма-Халгаевне незаконным.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия выдать Натыровой Надежде Бадма-Халгаевне, родившейся <данные изъяты>, справку о реабилитации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Л.Л. Семёнова
Решение в окончательной форме изготовлено 6 августа 2020 года.