Решение по делу № 2-99/2017 от 25.01.2017

Дело № 2-99/2017 года                                                                                    В окончательной форме решение

                                                                                                                           принято 06.03.2017 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи А. И. Лебедева

при секретаре Галаховой Ю. С.,

с участием помощника прокурора г. Осташкова Тверской области Волощук Е. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове Тверской области 1 марта 2017 года гражданское дело по иску прокурора города Осташкова Тверской области в интересах Иванкиной Е. Н. к Акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Осташкова Тверской области в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Иванкиной Е. Н. обратился в суд с иском к ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» ОАО «АтомЭнергоСбыт» о признании незаконными действий последнего по начислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды по <адрес>, расположенной в <адрес> <адрес> <адрес>, запрете начислять и взимать плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды по <адрес>, расположенной в <адрес> <адрес> <адрес>, обязании произвести в пользу Иванкиной Е. Н., проживающей по вышеуказанному адресу, перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, с апреля 2015 года по декабрь 2015 года и с августа 2016 года по декабрь 2016 года в сумме рубля и зачесть указанную плату в счет будущих платежей за электроэнергию.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой по обращению Иванкиной Е. Н. проведена проверка о незаконном начислении ответчиком платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, в ходе которой установлено, что общедомовой прибор учета электрической энергии Меркурий 230 ART-03 CN , учитывающий объем потребленной электроэнергии в отношении многоквартирного <адрес> <адрес> <адрес> установлен сетевой организацией 27.12.2006 года. Указанный прибор учета находится на балансе ООО «Региональная сетевая организация» и обслуживается данной организацией за свой счет.

В 2013 году ООО УК «Служба заказчика» согласовала разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Ответчик является гарантирующим поставщиком в границах Тверской области и поставляет электрическую энергию до потребителей г. Осташкова Тверской области по сетям ООО «Тверьоблэлектро», находящихся у них в аренде. Граница балансовой принадлежности многоквартирного жилого <адрес> <адрес> <адрес> проходит по внешней стене жилого дома.

16.04.2015 года собственники помещений вышеуказанного многоквартирного жилого дома в лице уполномоченного собственниками Ф.И.О. заключили с ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» договор управления многоквартирным домом.

Также проверкой установлено, что ответчик начисляет и взыскивает с потребителей <адрес> <адрес> <адрес>, находящегося в управлении ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков», плату за услуги по электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь. С 01.01.2016 года по 01.07.2016 года плата за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, жителям указанного дома не начислялась. С 01.07.2016 года начисление указанной платы возобновилось.

При этом в соответствии с действующим жилищным законодательством ресурсоснабжающие организации не вправе производить расчет и взыскивать с собственников (нанимателей) помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляется управляющими компаниями, плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, поскольку данные организации не являются исполнителями коммунальных услуг и не управляют многоквартирными домами.

Многоквартирный жилой <адрес> <адрес> <адрес> на основании договора управления многоквартирным домом от 16.04.2015 года находится в управлении ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков», при этом данным договором не предусмотрена обязанность последнего заключать от имени собственников дома договор на предоставление услуг по электроснабжению, а также не предусмотрено внесение платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, непосредственно ресурсоснабжающим организациям, оказывающим услуги по электроснабжению.

Решений о начислении и взимании платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды непосредственно ответчиком, о распределении «сверхнормативного» объема потребленной электроэнергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме на общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого <адрес> <адрес> <адрес> не принималось.

Таким образом, ответчик в отсутствие правовых оснований производит начисление и взимает плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, от жильцов многоквартирного <адрес> <адрес> <адрес>, способ управления которым определен в соответствии с жилищным законодательством.

Определением Осташковского городского суда Тверской области от 14.02.2017 года по данному гражданскому делу ненадлежащий ответчик – ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» ОАО «АтомЭнергоСбыт» заменен надлежащим – АО «АтомЭнергоСбыт», а также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» как организация, в управлении которой находится многоквартирный жилой <адрес> <адрес> <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора г. Осташкова Тверской области на основании доверенности Волощук Е. В. в порядке ст.39 ГПК РФ изменила исковые требования, прося суд признать незаконными действия АО «АтомЭнергоСбыт» по начислению и взиманию с Иванкиной Е. Н. платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды по <адрес>.<адрес> <адрес>, за периоды с мая 2015 года по декабрь 2015 года и с августа 2016 года по декабрь 2016 года, а также обязать АО «АтомЭнергоСбыт» произвести в пользу Иванкиной Е. Н. по лицевому счету по <адрес> <адрес> перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, за периоды с мая 2015 года по декабрь 2015 года и с августа 2016 года по декабрь 2016 года в сумме рублей и зачесть указанную плату в счет будущих платежей за электроэнергию.

Истец Иванкина Е. Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения уведомлена надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, поддержав заявленные прокурором требования, в связи с чем, дело на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ рассмотрено в ее отсутствие.

Представитель ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка, сведений о причинах неявки не представил, в связи с чем, дело на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотрено в его отсутствие. В предыдущем судебном заседании представитель ответчика на основании доверенности Шувалова Т. С. исковые требования не признала по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д.55-60).

Представитель третьего лица ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка, сведений о причинах неявки и возражений на иск не представил, в связи с чем, дело на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотрено в его отсутствие.

Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, считает исковые требования прокурора г. Осташкова Тверской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с ч.1 ст.153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Как следует из статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя плату за электрическую энергию.

На основании ч.2 ст.154 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 года № 271-ФЗ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ определено, что плата за коммунальные услуги включает в себя, в числе прочих, плату за электрическую энергию.

В силу ч.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, является одной из целей управления многоквартирным домом.

Согласно ч.2 ст.161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Из части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с ч.7 ст.155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

Согласно ч.7.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 года № 123-ФЗ) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

В соответствии с п.17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, согласно п.п.8,9 вышеуказанных Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

Из приведенных выше норм права следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч.7.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 04.06.2011 года № 123-ФЗ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч.8 ст.155 Жилищного кодекса РФ).

Таким образом, в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем, она не вправе производить начисление и взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

Федеральным законом от 29.06.2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст.ст.154,155 Жилищного кодекса РФ внесены изменения.

Согласно ч.7.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 года № 176-ФЗ) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

То есть Федеральным законом от 29.06.2015 года № 176-ФЗ, вступившим в силу с 30.06.2015 года, из ч.7.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ исключены слова «(за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме)».

При этом вышеприведенным Федеральным законом п.1 ч.2 ст.154 Жилищного кодекса РФ изложен в новой редакции, предусматривающей, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в числе прочих, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ также изложена в новой редакции, согласно которой плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.

Таким образом, в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, законодатель исключил из состава платы за коммунальные услуги, оказываемые собственникам и нанимателям помещений в таких домах, плату за коммунальные услуги (в том числе электрическую энергию), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отнеся указанные расходы в структуру платы за содержание жилого помещения. Поскольку ресурсоснабжающая организация не наделена полномочиями и не оказывает услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, не осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, то основания для начисления и взимания ресурсоснабжающей организацией, в том числе и в соответствии с ч.7.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 года № 176-ФЗ), с собственников и нанимателей помещений в таких домах платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отсутствуют.

При разрешении исковых требований о признании незаконными действий АО «АтомЭнергоСбыт» по начислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, суд учитывает также, что в силу п.44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, то есть «сверхнормативный» объем коммунальной услуги, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Таким образом, если указанное решение не принято, то «сверхнормативный» объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив) оплачивает за счет собственных средств.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 27.12.2006 года в многоквартирном <адрес> <адрес> <адрес> установлен общедомовой прибор учета электрической энергии Меркурий 230 ART-03 CN (л.д.16,17,22).

В январе 2013 года ООО «Тверьоблэлектро» и ООО УК «Служба заказчика» составили акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, согласно которому граница балансовой принадлежности многоквартирного <адрес> <адрес> <адрес> находится на внешней стене здания жилого дома (л.д.18-19).

В соответствии с протоколом от 15.04.2015 года внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> <адрес> <адрес> последними принято решение об изменении способа управления домом. С 01.05.2015 года решено: прекратить непосредственное управление собственниками помещений в доме; выбрать способ управления домом – управление управляющей организацией; заключить с ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» договор управления многоквартирным домом. Также на вышеуказанном внеочередном общем собрании решено: с 01.05.2015 года вносить плату за все коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (л.д.27).

Договор управления многоквартирным домом заключен собственниками помещений многоквартирного <адрес> <адрес> <адрес> с ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» 16.04.2015 года, указанный договор вступил в силу с 01.05.2015 года (л.д.28-31).

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.03.2014 года № 116 ОАО «АтомЭнергоСбыт» (в настоящее время АО «АтомЭнергоСбыт») с 01.04.2014 года присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (л.д.51-52).

Доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, суду не представлено.

Таким образом, ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» с 01.05.2015 года на основании решения общего собрания собственников многоквартирного <адрес> <адрес> <адрес> приобрело статус исполнителя коммунальных услуг. Порядок оплаты коммунального ресурса, выбранный собственниками, не может лишить его указанного статуса.

Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. Законодательством, действующим в период возникновения спорных правоотношений – 01.05.2015 года, ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взимать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды.

Следовательно, такие ресурсоснабжающие организации не вправе производить расчет и требовать от собственников и пользователей помещений многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, напрямую плату за потребленные коммунальные услуги при содержании общего имущества, поскольку они не являются исполнителями данных коммунальных услуг и не управляют многоквартирным домом, в связи с чем, не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых сетей.

Поскольку управление многоквартирным домом <адрес> <адрес> осуществляется управляющей организацией – ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков», то действовавшая до 30.06.2015 года редакция ч.7.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ не допускала возможности прямой оплаты собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества, непосредственно ресурсоснабжающим организациям, а АО «АтомЭнергоСбыт», являясь ресурсоснабжающей организацией, не вправе было выставлять счета и получать оплату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.

После 30.06.2015 года АО «АтомЭнергоСбыт» могло производить начисление платы за коммунальные услуги, в том числе, потребляемые на общедомовые нужды, но только при принятии собственниками помещений многоквартирного дома соответствующего решения на общем собрании.

Доводы стороны ответчика о том, что общим собранием собственников помещений многоквартирного <адрес> <адрес> <адрес> принято решение о внесении платы за все коммунальные услуги непосредственно организациям, оказывающим коммунальные услуги, не могут быть приняты судом во внимание ввиду следующего.

Общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, как основной орган управления этим многоквартирным домом, обладает своей компетенцией, правовая природа которой определяется правом собственности на общее имущество в этом многоквартирном доме данных собственников и несением ими бремени расходов на его содержание (статьи 36 и 39 Жилищного кодекса РФ).

Решение собственников помещений многоквартирного <адрес> <адрес> <адрес> от 15.04.2015 года о переводе собственников помещений и иных законных пользователей помещений в доме на прямые расчеты за все коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями, не может являться основанием к отказу в удовлетворении требований прокурора, поскольку действующим на тот момент законодательством (16.04.2015 года) исключалась возможность принятия собственниками помещений многоквартирного дома решения о внесении платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, непосредственно ресурсоснабжающим организациям.

Собственниками помещений вышеуказанного многоквартирного дома реализовано право выбора способа управления домом, а именно, выбрано управление домом управляющей организацией.

При этом общим собранием собственников помещений многоквартирного дома не принималось решение о внесении платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, непосредственно ресурсоснабжающей организации и о распределении объема коммунальной услуги (электрической энергии) в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями в доме пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, суду не представлено.

После 30.06.2015 года, то есть после введения в действие ч.7.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29.06.2015 года № 176-ФЗ, на общем собрании собственников помещений многоквартирного <адрес> <адрес> <адрес> решение о внесении платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, непосредственно ресурсоснабжающей организации не принималось.

Таким образом, именно управляющая организация – ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» в спорный период являлась исполнителем коммунальных услуг и имела право начислять и взимать плату за электрическую энергию, израсходованную на общедомовые нужды.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что ответчиком АО «АтомЭнергоСбыт», являющимся ресурсоснабжающей организацией, с мая 2015 года по декабрь 2015 года и с августа 2016 года по декабрь 2016 года производилось начисление и взимание платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, в отношении истца Иванкиной Е. Н., зарегистрированной и проживающей в <адрес>, расположенной в <адрес> <адрес> <адрес>. При этом ресурсоснабжающей организацией производилось распределение «сверхнормативного» объема потребленной электрической энергии на общедомовые нужды между помещениями указанного многоквартирного дома пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Данные обстоятельства подтверждаются лицевой картой потребителя (л.д.15).

Таким образом, ресурсоснабжающая организация АО «АтомЭнергоСбыт» в отсутствие правовых оснований производила с мая 2015 года по декабрь 2015 года и с августа 2016 года по декабрь 2016 года расчет, начисление, взимание платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, истцу Иванкиной Е. Н., проживающей в многоквартирном доме, способ управления которым определен в соответствии с жилищным законодательством. В том числе, в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, в котором зарегистрирована и проживает истец, АО «АтомЭнергоСбыт» производило распределение объема электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, в размере превышения объема электроэнергии, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения. Указанные действия ответчика – ресурсоснабжающей организации являются нарушением прав истца как потребителя, поскольку нарушается порядок расчетов, предусмотренный жилищным законодательством. Поставщик электроэнергии не вправе производить расчет и требовать от собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не является исполнителем коммунальных услуг и не управляет многоквартирным домом, в связи с чем, не отвечает за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе, внутридомовых инженерных систем.

Кроме того, выставление АО «АтомЭнергоСбыт» счетов на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, непосредственно жильцам такого многоквартирного дома, создает условия для повторного взимания платы за потребленную электроэнергию.

Вышеуказанные действия АО «АтомЭнергоСбыт» нарушают права истца, как собственника жилого помещения в многоквартирном доме и потребителя коммунальных услуг, поскольку истец вынужден нести необоснованные расходы.

Как следует из п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Защита прав и интересов уязвимых общественных групп, не способных защитить свои права, может быть исключительной причиной вмешательства прокурора.

Иванкина Е. Н. на учете в Территориальном отделе социальной защиты населения Осташковского района Тверской области не состоит (л.д.32), при этом самостоятельно защищать свои права не может, поэтому обратилась за помощью в прокуратуру г. Осташкова Тверской области (л.д.12).

Данные основания позволяют в соответствии с п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурору обратиться в суд в защиту прав и законных интересов Иванкиной Е. Н.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г. Осташкова Тверской области о признании незаконными действий АО «АтомЭнергоСбыт» по начислению и взиманию с Иванкиной Е. Н. платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды по <адрес> <адрес>, за периоды с мая 2015 года по декабрь 2015 года и с августа 2016 года по декабрь 2016 года.

Ссылка представителя ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» в отзыве на то, что между обществом и ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» не заключен договор на энергоснабжение в целях предоставления управляющей организацией коммунального ресурса потребителям, поэтому ресурсоснабжающая организация выступает исполнителем коммунальной услуги и имеет право требовать оплаты за потребленную электроэнергию, не может быть принята во внимание.

Из системного толкования п.п.1,2,8, подп.«а» п.9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, ст.161 Жилищного кодекса РФ следует, что в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, именно она является исполнителем коммунальных услуг, поскольку на ней в силу закона лежит обязанность по предоставлению коммунальных услуг потребителям, она отвечает за содержание общедомовых сетей и качество коммунальных услуг, и в ее пользу потребители должны производить оплату этих услуг на общедомовые нужды.

Не заключение договора энергоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией не имеет правового значения для разрешения спора.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что, имея статус гарантирующего поставщика, АО «АтомЭнергоСбыт» поставляло электроэнергию в многоквартирный <адрес> <адрес> <адрес>, которым с 01.05.2015 года управляла управляющая организация – ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков».

Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, в связи с чем, данные отношения должны рассматриваться как договорные.

Несоблюдение простой письменной формы сделки не свидетельствует об отсутствии договорных отношений.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с п.1 ст.162 Гражданского кодекса РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.

При этом следует учитывать, что ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков» управляя домом <адрес> <адрес>, являлась исполнителем коммунальных услуг и в силу своего статуса (ст.ст.161,162 Жилищного кодекса РФ) обязана была с одной стороны предоставить коммунальные услуги жильцам, с другой рассчитаться за коммунальные услуги с ресурсоснабжащей организацией, то есть являлась стороной в сложившихся отношениях с ресурсоснабжающей организацией.

Поскольку, поставляя коммунальный ресурс гражданам, использующим его для личных, бытовых нужд, к которым относится и содержание общего имущества жилого дома, учитывая, что управление домом по поручению собственников осуществляет управляющая организация, у ресурсоснабжающей организации фактически возникли правоотношения и с управляющей организацией.

Наличие неурегулированного преддоговорного спора между ресурсоснабжающей организацией и организацией, которая осуществляет управлением домом (ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков»), не может служить основанием к ограничению права жителей многоквартирного жилого дома, избравшего способ управления жилым домом, не связанный с непосредственным управлением собственниками, и реализовавших этот способ управления, на внесение платы за одну из коммунальных услуг – платы за электроснабжение и одной из ее составляющих – платы за электроэнергию, поставляемую на общедомовые нужды, в установленном законом порядке управляющей организации, а также в связи с возникшей у этой организации и не реализованной обязанностью заключить в письменной форме договор энергоснабжения с организацией, которой присвоен статус гарантирующего поставщика.

Из лицевой карты потребителя усматривается, что начисленную за период с мая 2015 года по декабрь 2015 года и с августа 2016 года по декабрь 2016 года плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, Иванкина Е. Н. оплатила в полном объеме, в связи с чем, на ответчика следует возложить обязанность произвести в пользу Иванкиной Е. Н. по лицевому счету по <адрес> <адрес> <адрес> перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, за указанный период в сумме рублей и зачесть указанную плату в счет будущих платежей за электроэнергию.

На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета МО «Осташковский район» надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей, от уплаты которой при подаче искового заявления в суд был освобожден прокурор.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░> <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ 2015 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2016 ░░░░, ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░> <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ 2015 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                                               ░. ░. ░░░░░░░

2-99/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г. Осташкова Тверской области
Иванкина Е.Н.
Ответчики
ОП "ТверьАтомЭнергоСбыт" ОАО "АтомЭнергоСбыт"
АО "АтомЭнергоСбыт"
Другие
ООО УК "Дирекция единого заказчика Осташков"
Суд
Осташковский межрайонный суд Тверской области
Дело на сайте суда
ostashkovsky.twr.sudrf.ru
25.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2017Передача материалов судье
25.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2017Судебное заседание
01.03.2017Судебное заседание
06.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее