Дело № 2-1443/2023
УИД № 42RS0008-01-2023-001386-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кемерово «28» декабря 2023 года
Рудничный районный суд города Кемерово
в составе председательствующего судьи Морозовой О.В.,
при секретаре Романенко Е.Н.,
с участием помощника прокурора Рудничного района г. Кемерово Науменко С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова ФИО8 к Бюро медико-социальной экспертизы № Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>-Кузбассу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>-Кузбассу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения,
У С Т А Н О В И Л:
Волков В.А. обратился в суд с иском к Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>-Кузбассу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № на основании направления ГБУЗ «Юргинская городская больница» на медико-социальную экспертизу от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрело представленные документы и провело очную медико-социальную экспертизу на предмет <данные изъяты> в отношении ФИО1 С решением вышеуказанного бюро истец был не согласен и обжаловал его в судебном порядке, так как при проведении вышеуказанной медико-социальной экспертизы бюро МСЭ № было допущено нарушение законодательства. ДД.ММ.ГГГГ Юргинский городской суд <адрес> по делу № вынес решение, которым вышеуказанное решение бюро медико-социальной экспертизы было признано незаконным и отменено. Также своим решением суд обязал Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>-Кузбассу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации провести медико-социальную экспертизу в отношении ФИО1 в соответствии с Порядком организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. Данное решение суда не было обжаловано сторонами и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. На основании вышеуказанного решения суда проведение медико-социальной экспертизы было поручено Бюро МСЭ №, являющегося филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России. ДД.ММ.ГГГГ бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России провело в отношении ФИО1 медико-социальную экспертизу. С решением вышеуказанного бюро истец не согласен, считает его незаконным, так как при проведении вышеуказанной медико-социальной экспертизы бюро МСЭ № было допущено нарушение законодательства. Бюро МСЭ № устанавливало сроки проведения экспертизы, которые переносились по заявлению истца в связи с тем, что истцу было необходимо сдать заново медицинские анализы и пройти медицинские обследования, так как прежние результаты медицинских анализов и медицинских обследований являются уже недействительными, потому что их сроки давности истекли, что следует из приказа Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в <данные изъяты> в целях проведения медико-социальной экспертизы». О положениях данного приказа истец неоднократно в устной (по телефону) и письменной (по заявлению) формах уведомлял и.о. руководителя бюро МСЭ № ФИО5, на что она сообщила, что проводить медико-социальную экспертизу будут по старым результатам медицинских анализов и обследований, мотивируя это тем, что им быстрее нужно исполнить решение Юргинского городского суда, хотя конкретные сроки для исполнения решения судом установлены не были. Следовательно, медико-социальная экспертиза была проведена формально, а представленные истцом новые результаты медицинских анализов и обследований бюро МСЭ № рассматривать не стало. Таким образом, исправляя нарушения, допущенные бюро МСЭ №, Бюро МСЭ № допустили нарушения законодательства. Данный факт нарушения является явным и противоречит законодательным нормам, определяющим порядок и правила проведения медико-социальной экспертизы. Решение бюро МСЭ №, вынесенное по результатам медико-социальной экспертизы, является незаконным и подлежит отмене.
Истец просит суд признать решение бюро МСЭ №, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1, незаконным и подлежащим отмене. Обязать бюро МСЭ № организовать и провести повторную очную медико-социальную экспертизу в отношении ФИО1 в соответствии с положениями Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Рудничного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные исковые требования, просил удовлетворить. Пояснил, что не согласен с заключением экспертной комиссии ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России № от ДД.ММ.ГГГГ, так как перед экспертами, по его мнению, были поставлены вопросы, не отвечающие существу заявленных им исковых требований, кроме того, его о времени и месте проведения заочной экспертизы экспертное учреждение не известило, в связи с чем, считает указанное заключение недопустимым доказательством по делу.
Представитель ответчиков ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> - Кузбассу», Бюро № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> - Кузбассу» - ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30), в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д.31-32), по результатам судебной экспертизы.
Помощник прокурора <адрес> ФИО4 в судебном заседании полагала исковые требования ФИО1 необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Порядок и условия признания лица инвалидом определены Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом» (далее - Правила).
В соответствии с п.2, 3 указанных Правил признание лица инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пунктом 11 Правил установлено, что в случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается дата поступления в бюро направления на медико-социальную экспертизу.
Согласно п.17 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.
Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В направлении на медико-социальную экспертизу указываются сведения из согласия на направление и проведение медико-социальной экспертизы, данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о проведенных реабилитационных мероприятиях, а также сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.
В соответствии с п.26 Правил главное бюро, Федеральное бюро уведомляют гражданина (его законного или уполномоченного представителя) о регистрации заявления об обжаловании решения бюро, главного бюро соответственно по каналам телефонной связи, включая мобильную связь, в том числе посредством направления коротких текстовых сообщений, или в форме документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением, а также направляет соответствующее уведомление в личный кабинет гражданина на едином портале.
По результатам рассмотрения зарегистрированных документов бюро (главное бюро, Федеральное бюро) с учетом мнения гражданина (его законного или уполномоченного представителя), указанного в направлении на медико-социальную экспертизу, в заявлении о проведении медико-социальной экспертизы или в заявлении об обжаловании решения бюро (главного бюро), принимает решение о форме проведения медико-социальной экспертизы, предусмотренной пунктом 28 настоящих Правил, определяет дату и время проведения медико-социальной экспертизы в случае отсутствия выбора гражданином (его законным или уполномоченного представителем) даты и времени на едином портале и направляет гражданину (его законному или уполномоченному представителю) уведомление о проведении медико-социальной экспертизы в форме документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица бюро (главного бюро, Федерального бюро), с использованием единого портала.
В случае принятия решения о проведении медико-социальной экспертизы с личным присутствием гражданина бюро (главное бюро, Федеральное бюро) уточняет по каналам телефонной связи у гражданина дату и время проведения освидетельствования посредством выбора доступных даты и времени из интервалов, определенных бюро (главным бюро, Федеральным бюро).
Согласно п.27 Правил в случае если зарегистрированное направление на медико-социальную экспертизу не содержит данных о результатах проведения полного объема медицинских обследований по перечню медицинских обследований, предусмотренному абзацем третьим пункта 17 настоящих Правил, бюро в течение 3 рабочих дней со дня получения такого направления передает его в медицинскую организацию в виде уведомления о причинах возврата в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица бюро, посредством информационной системы медико-социальной экспертизы.
В соответствии с п.28, 29 Правил медико-социальная экспертиза проводится в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) без личного присутствия гражданина, с личным присутствием гражданина, в том числе с выездом к гражданину по месту его нахождения или дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий.
Медико-социальная экспертиза без личного присутствия гражданина проводится путем изучения представленных документов, анализа имеющихся в направлении на медико-социальную экспертизу данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведений о результатах проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий, сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.
При осуществлении медико-социальной экспертизы без личного присутствия гражданина опрос, осмотр и обследование гражданина специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) не проводятся.
По результатам медико-социальной экспертизы без личного присутствия гражданина бюро (главное бюро, Федеральное бюро) выносит решение по заявленным целям, предусмотренным пунктом 22 настоящих Правил.
Пунктом 32 Правил установлен перечень случаев проведения медико-социальной экспертизы по решению бюро (главного бюро, Федерального бюро) с личным присутствием гражданина.
Согласно п.38 Правил при проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол в информационной системе медико-социальной экспертизы.
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина в информационной системе медико-социальной экспертизы составляется акт.
Форма и порядок заполнения протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина, а также форма и порядок составления акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы утвержден Приказом Минтруда России от 30.12.2020 № 979н.
Согласно п.12 Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденному Приказом Минтруда России от 30.12.2020 № 979н, в состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) формируется из врачей по медико-социальной экспертизе.
В соответствии с п.74 Порядка решение бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимается простым большинством голосов специалистов бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводивших медико-социальную экспертизу, в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты регистрации направления на медико-социальную экспертизу, заявления об оказании услуги по проведению МСЭ с необходимыми документами.
Согласно п.9 Приказа Минтруда России от 27.08.2019 № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 в Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России на основании направления на медико-социальную экспертизу от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.126-128), выданного ГБУЗ «Юргинская городская больница», впервые была проведена медико-социальна экспертиза с целью установления инвалидности, по результатам которой инвалидность ФИО1 не установлена (л.д.135).
Решением Юргинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, признано незаконным решение Бюро медико-социальной экспертизы № филиала Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>-Кузбассу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении ФИО1 инвалидности. Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>-Кузбассу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации обязано провести медико-социальную экспертизу ФИО1 в соответствии с Порядком организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденным Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н (л.д.9-11).
Как следует из дела медико-социальной экспертизы в отношении ФИО1, бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России уведомлениями извещало ФИО1 о проведении медико-социальной экспертизы на даты: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37, 41, 48, 53).
ФИО1 трижды обращался в бюро с заявлениями о переносе медико-социальной экспертизы на более поздний срок в связи с нахождением на лечении и необходимостью заново пройти медицинские обследования и сдать анализы в связи с истечением срока давности предыдущих обследований и анализов (л.д.38, 42, 49).
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ руководитель Бюро МСЭ № информировал ФИО1 о переносе срока проведения медико-социальной экспертизы, а также разъяснял, что проведение в отношении него медико-социальной экспертизы осуществляется в рамках пересмотра отмененного решения Бюро МСЭ № – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом положений п.3 Приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, <данные изъяты>, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления», <данные изъяты> Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ № определяются даты, по состоянию на которые определяется наличие либо отсутствие оснований для установления группы инвалидности. В данном случае это дата поступления в Бюро № - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России оформленного направления на медико-социальную экспертизу из ГБУЗ «Юргинская городская больница». Таким образом, результаты запланированных и пройденных диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий для получения новых результатов обследований в целях проведения медико-социальной экспертизы могут оцениваться на предмет установления группы инвалидности только при поступлении нового направления на медико-социальную экспертизу из медицинской организации (л.д.39-41, 46-47, 51-52).
ДД.ММ.ГГГГ Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России на основании решения Юргинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и направления на медико-социальную экспертизу от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного ГБУЗ «Юргинская городская больница», в отношении ФИО1 проведена очная медико-социальная экспертиза с целью установления инвалидности, по результатам которой инвалидность ФИО1 не установлена (л.д.7).
Из акта медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № и протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.136-154) следует, что у ФИО1 имеются незначительные нарушения сенсорных функций - <данные изъяты> функций пищеварительной системы - <данные изъяты>, функций системы крови и иммунной системы – <данные изъяты>, в связи с чем, сделан вывод о наличии у освидетельствуемого стойких незначительных нарушений функций организма, не ограничивающих его жизнедеятельность ни в одной из категорий жизнедеятельности, не ведущих к нуждаемости в социальной защите и не являющихся основанием для установления инвалидности.
Об отказе в установлении инвалидности ФИО1 выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из экспертного решения Бюро №, филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России на основании <данные изъяты>
Определением Рудничного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему гражданскому делу была назначена судебная медико-социальная экспертиза (л.д.60-61).
Согласно выводам заключения экспертной комиссии ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с р.I п.5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании лица инвалидом» (вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ), условиями признания гражданина инвалидом» являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться иди заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.
В соответствии с <данные изъяты> Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ), критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух или более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
На основании представленных экспертно-медицинских документов на момент очного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ в Бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России у ФИО1 доказанным можно считать наличие следующих стойких нарушений функций организма:
- стойкие незначительные (1 степени) нарушения функций пищеварительной системы. В количественном выражении указанные нарушения функций находятся в диапазоне от <данные изъяты> (п<данные изъяты> Приложения № Приказа Минтруда России № от ДД.ММ.ГГГГ «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»);
- стойкие незначительные (1 степени) нарушения сенсорных (болевых) функций. В количественном выражении указанные нарушения функций находятся в диапазоне от <данные изъяты> (р.II п.5 абз.2 Приказа Минтруда России № от ДД.ММ.ГГГГ «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;
- стойкие незначительные (1 степени) нарушения функций системы крови и иммунной системы. В количественном выражении указанные нарушения функций находятся в диапазоне <данные изъяты> (п.3.2.1 Приложения № Приказа Минтруда России №н от ДД.ММ.ГГГГ «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»).
Наличие указанных нарушений функций организма ФИО1 и степень их выраженности подтверждается: сведениями, содержащимися в эпикризе из историй болезни №, №; № Юргинской ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ; Выписном эпикризе (б/н) ГБУЗ «Кемеровская городская клиническая больница №» от ДД.ММ.ГГГГ; «Направление на МСЭ» ГБУЗ «Юргинская городская больница» (протокол ВК №) от ДД.ММ.ГГГГ; консультативных заключениях гастроэнтеролога ГАУЗ КО «Кузбасская областная клиническая больница имени ФИО7» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; результатами проведенного ДД.ММ.ГГГГ в Бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России очного освидетельствования (протокол №
Указанные стойкие незначительные (1 степени) нарушения функций организма (в диапазоне от 10 до 30 процентов) не привели к экспертно значимому ограничению его основных категорий жизнедеятельности, поскольку в соответствии с р.IV п.9 Приказа Минтруда России №н от ДД.ММ.ГГГГ «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» указанные ограничения возникают при умеренных (2 степени) и более выраженных стойких нарушениях функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов).
Таким образом, наличие у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент его очного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ в Бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России <данные изъяты>
В соответствии с р.I п.5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании лица инвалидом» и р.IV п.9 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» на момент очного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ в Бюро МСЭ № «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России (протокол № у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствовали основания для установления группы инвалидности (л.д.104-112).
При оценке заключения экспертов № от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России в порядке ст.67 ГПК РФ, анализируя соблюдение процессуального порядка ее проведения, сравнивая соответствие заключения поставленным вопросам, определяя его полноту, научную обоснованность и достоверность полученных выводов, изготовление заключения на основании соответствующей методической литературы лицами, имеющими соответствующее образование и стаж экспертной работы, обладающим специальными познаниями, имеющими соответствующую лицензию на осуществление подобной деятельности, заключение соответствует стандартам оценки, установленным ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», суд считает возможным принять заключение № от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России как допустимое доказательство, поскольку заключение эксперта является в необходимой мере подробным, содержит ход и описание экспертного исследования, является обоснованным и достоверным, отражающим фактические обстоятельства дела, выводы экспертов являются полными, противоречий в себе не содержат, экспертное заключение выполнено экспертами, предупрежденными об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Представленное заключение эксперта не содержит каких-либо неясностей, необоснованных, противоречивых либо неправильных выводов, доказательств, вызывающих сомнения в обоснованности выводов экспертов, в материалы дела суду не представлено.
На запрос суда руководителем ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России предоставлена информация о том, что медико-социальная экспертиза в отношении ФИО1 проведена без личного присутствия ФИО1 в соответствии с положениями раздела IV п.28 «<данные изъяты> ФИО1 в настоящее время не может служить критерием оценки обоснованности вынесенного экспертного решения на дату ДД.ММ.ГГГГ. В определении суда не содержалось требования об обязательном проведении судебной медико-социальной экспертизы с личным присутствием ФИО1. В связи с тем, что судебная медико-социальная экспертиза в ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России была проведена заочно и длилась в течение <данные изъяты>, ФИО1 о какой-то конкретной дате не извещался (л.д.132-133).
Сторонами в ходе рассмотрения дела ходатайств о назначении повторной судебной экспертизы не заявлялось.
Процедура проведения судебной экспертизы, установленная Правилами признания <данные изъяты>, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании лица <данные изъяты>», не нарушена.
Само по себе проведение экспертизы заочно не порочит заключение экспертов и не ставит под сомнение его объективность, поскольку проведение по делу заочной судебной медико-социальной экспертизы не противоречит законодательству, учитывая, что экспертам ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России были представлены дело медико-социальной экспертизы, материалы гражданского дела. Ходатайств о проведении экспертизы в ином порядке истцом не заявлялось, доказательств этому не представлено.
Из пояснений руководителя ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России следует, что в связи с тем, что судебная медико-социальная экспертиза в ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России была проведена заочно и длилась в течение <данные изъяты>, ФИО1 о какой-то конкретной дате не извещался.
У суда не имеется оснований для признания указанного заключения экспертизы недопустимым доказательством, поскольку эксперты были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение содержит подробную исследовательскую часть, на которой базируются выводы экспертов.
Судом установлено, что медико-социальная экспертиза на установление группы инвалидности в Бюро № - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России в отношении ФИО1 проведена ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на дату поступления в ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России направления на медико-социальную экспертизу, оформленного ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ «Юргинская городская больница».
ФИО1 неоднократно руководителем Бюро МСЭ № разъяснялось, что проведение в отношении него медико-социальной экспертизы осуществляется в рамках пересмотра отмененного решения Бюро МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом положений п.3 Приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н, определяются даты, по состоянию на которые определяется наличие либо отсутствие оснований для установления группы инвалидности. В данном случае это дата поступления в Бюро № - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России оформленного направления на медико-социальную экспертизу из ГБУЗ «Юргинская городская больница», таким образом, результаты запланированных и пройденных диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий для получения новых результатов обследований в целях проведения медико-социальной экспертизы могут оцениваться на предмет установления группы инвалидности только при поступлении нового направления на медико-социальную экспертизу из медицинской организации.
Вместе с тем, указанные рекомендации ФИО1 не были выполнены, новое направление на медико-социальную экспертизу из медицинской организации не получено, что исключало при проведении ДД.ММ.ГГГГ медико-социальной экспертизы Бюро МСЭ № использование новых результатов обследований и анализов истца, не включенных в направление на медико-социальную экспертизу, оформленного ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ «Юргинская городская больница».
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что выявленные у истца на момент <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ было проведено в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для установления группы инвалидности не имелось.
Приказом Минтруда России №н, Минздрава России №н от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от <данные изъяты> в целях проведения медико-социальной экспертизы, с указанием сроков давности, которые они не должны превышать.
Истец ФИО1 в обоснование заявленных исковых требований указывает на проведение Бюро МСЭ № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России медико-социальной экспертизы по просроченным результатам медицинских анализов и обследований в нарушение положений Приказа Минтруда России №н, Минздрава России №н от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, пунктом 11 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании лица инвалидом», установлено, что в случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается дата поступления в бюро направления на медико-социальную экспертизу.
Согласно п.23 указанных Правил бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации.
Основанием для проведения Бюро № медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности в отношении ФИО1 явились решение Юргинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и поступившее ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России направление на медико-социальную экспертизу, оформленное ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ «Юргинская городская больница» (л.д.126-128).
Бюро № ДД.ММ.ГГГГ проводилась медико-социальная экспертиза на основании решения суда в связи с обжалованием ФИО1 решения Бюро МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ, с момента проведения которой прошло шесть месяцев, в связи с чем, в состоянии <данные изъяты> <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, медико-социальная экспертиза с целью установления группы инвалидности в отношении ФИО1 в Бюро № была проведена ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на дату поступления в ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>-Кузбассу» Минтруда России направления на медико-социальную экспертизу, оформленного ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ «Юргинская городская больница».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что процедура медико-социальной экспертизы в отношении ФИО1 была проведена в соответствии с требованиями Правил признания лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании лица инвалидом», Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы утвержденного Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н, Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные ФИО1 требования к Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>-Кузбассу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>-Кузбассу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании провести повторную медико-социальную экспертизу являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Бюро медико-социальной экспертизы № Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>-Кузбассу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>-Кузбассу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании провести повторную медико-социальную экспертизу.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления 29.12.2023 года мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Рудничный районный суд г. Кемерово.
Председательствующий