Председательствующий Царева Е.А.
Дело 19RS0001-02-2021-005072-02
№ 33-2833/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 декабря 2021 г. г. Абакан
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Паксимади Л.М., Вениченко О.В.,
при ведении протокола помощником судьи Ербягиной М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ленева М.М. к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе истца Ленева М.М. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 9 сентября 2021 года, которым исковые требования Ленева М.М. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Паксимади Л.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Ленев М.М. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, требования мотивировал тем, что вследствие судебной ошибки, допущенной в приговоре Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 13 декабря 2019 года, он незаконно в период с 14 января 2020 года по 14 октября 2020 года отбывал наказание в колонии строго режима. При отбытии наказания в результате незаконного осуждения в указанный период испытывал моральные и нравственные страдания, получил заболевание <данные изъяты> Просит взыскать солидарно с Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия компенсацию морального вреда в размере 810 000 рублей.
Определением судьи к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена прокуратура Республики Хакасия.
В судебное заседание истец Ленев М.М. не явился, представителя не направил. Представитель Министерства финансов Российской Федерации Мирошниченко А.В. в судебное заседание не явилась, представила возражения, в которых указала на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменных возражениях на исковое заявление прокуратура Республики Хакасия указала на отсутствие заинтересованности прокуратуры Республики Хакасия в рассмотрении данного дела, поскольку требования Ленева М.М. не связаны с возмещением вреда, причинённого в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности.
Суд постановил решение от 9 сентября 2021 года, которым исковые требования Ленева М.М. удовлетворил; взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Ленева М.М. компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей; в удовлетворении исковых требований к Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия о компенсации морального вреда отказал.
С решением не согласен истец, просит решение изменить в части размера суммы компенсации морального вреда, взыскать компенсацию в размере 810 000 рублей, поскольку считает, что при определении размера компенсации нарушены принципы разумности и справедливости.
Изучив материалы дела, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Пункт 1 статьи 1070 ГК РФ определяет, что вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно статье 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу.
В силу статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Судом установлено и из материалов дела следует, что приговором Усть-Абаканского районного суда от 13 декабря 2019 года Ленев М.М. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «в» части 2 статьи 158, частью 1 статьи 158, пунктами «б», «в» части 2 статьи 158, пунктом «б» части 2 статьи 158, пунктом «б» части 2 статьи 158 УК РФ, и назначено наказание: по пункту «в» части 2 статьи 158 УК РФ (кража от ДД.ММ.ГГГГ) в виде обязательных работ на срок 240 часов; по части 1 статьи 158 УК РФ (кража ДД.ММ.ГГГГ) в виде лишения свободы на срок 1 год; по пунктам «б, в» части 2 статьи 158 УК РФ (кража от ДД.ММ.ГГГГ) в виде лишения свободы на срок 2 года; по пункту «б» части 2 статьи 158 УК РФ (кража от ДД.ММ.ГГГГ) в виде лишения свободы на срок 2 года; по пункту «б» части 2 статьи 158 УК РФ (кража от ДД.ММ.ГГГГ) в виде лишения свободы на срок 2 года.
На основании части 5 статьи 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенного наказания по преступлению от 10 августа 2018 года с наказанием по приговору Усть-Абаканского районного суда от 28 ноября 2018 года назначено наказание в виде обязательных работ на срок 360 часов.
В соответствии с частью 2 статьи 69 УК РФ по совокупности преступлений от 5 марта 2019 года, 10 марта 2019 года, 17-18 апреля 2019 года, путем частичного сложения назначенных наказаний, назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев.
В силу статьи 70 УК РФ и назначенному наказанию по преступлению от 9 июля 2019 года частично присоединено наказание по приговору Усть-Абаканского районного суда от 24 июня 2019 года и по совокупности приговоров назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев.
Применяя часть 5 статьи 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенного наказания по эпизоду от 10 августа 2018 года в виде 360 часов обязательных работ, выше назначенного наказания по правилам части 2 статьи 69 УК РФ и статьи 70 УК РФ в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев и выше назначенного наказания по правилам статьи 70 УК РФ с применением части 4 статьи 74 УК РФ в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев, окончательно назначено наказание Леневу М.М., с применением пункта «г» части 1 статьи 71 УК РФ, в виде лишения свободы на срок 3 года, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Срок наказания исчислять с 13 декабря 2019 года.
В апелляционном порядке данный приговор не пересматривался, вступил в законную силу 31 декабря 2019 года.
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2020 года приговор Усть-Абаканского районного суда от 13 декабря 2019 года изменен: окончательное наказание Леневу М.М. на основании части 5 статьи 69 УК РФ, в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 71 УК РФ по совокупности приговоров назначено путем частичного сложения наказаний, назначенных данным приговором на основании части 5 статьи 69 УК РФ в виде 360 часов обязательных работ, на основании части 2 статьи 69 УК РФ, в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы, на основании статьи 70 УК РФ в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы, и определено к отбытию 2 года 9 месяцев лишения свободы. Назначено Леневу М.М. местом отбытия наказания исправительная колония общего режима. Срок наказания исчислять со дня вступления приговора в законную силу (31 декабря 2019 года).
Из справки, выданной ФКУ ИК-33 УФСИН по Республике Хакасия следует, что Ленев М.М. прибыл в ФКУ ИК-33 УФСИН по Республике Хакасия 16 января 2020 года из ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Республике Хакасия, 14 октября 2020 года убыл в ФКУ ИК-35 УФСИН по Республике Хакасия для дальнейшего отбывания наказания.
Соответственно, в исправительной колонии строгого режима Ленев М.М. пробыл 9 месяцев в период с 16 января 2020 года по 14 октября 2020 года без законных на то оснований.
Установив, что Леневу М.М. причинен вред в результате незаконного отбывания наказания в исправительном учреждении более строго вида, чем предусмотрено законом в течение длительного периода времени, суд пришел к выводу о наличии оснований для компенсации морального вреда.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм права, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, соответствуют фактическим обстоятельствам.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 9 «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений» обращено внимание на то, что назначение вида исправительного учреждения в соответствии со статьей 58 УК РФ обеспечивает дифференциацию уголовной ответственности, реализацию принципов справедливости и гуманизма, достижение целей наказания, а также индивидуализацию исполнения наказания в отношении лица, осужденного к лишению свободы.
При назначении вида исправительного учреждения необходимо учитывать предусмотренные в статье 58 УК РФ критерии: категорию преступлений, форму вины, вид назначенного наказания (на определенный срок или пожизненно), срок лишения свободы, вид рецидива преступлений, факт отбывания ранее наказания в виде лишения свободы, пол, возраст.
Следует иметь в виду, что уголовный закон не допускает возможность назначения того или иного вида исправительного учреждения по усмотрению суда, за исключением случаев, указанных в пункте «а» части 1 и части 2 статьи 58 УК РФ.
Поскольку при определении вида исправительного учреждения суд фактически решает вопрос о степени изоляции осужденного, конкретизирует объем устанавливаемых ограничений, соответственно, факт назначения истцу наказания, связанного с отбыванием в исправительном учреждении более строго вида, чем предусмотрено законом в течение длительного периода времени, следует квалифицировать как вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, указанное обстоятельство предполагает причинение истцу нравственных страданий, которые сомнения не вызывают и в отдельном доказывании не нуждаются.
Принимая во внимание личность истца, степень и характер нравственных страданий истца, связанных с его индивидуальными особенностями, с учетом принципа разумности и справедливости суд определил компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Вместе с тем, истец, оспаривая решение приводит довод о том, что сумма компенсации не соответствует принципам разумности и справедливости, данный довод апелляционной жалобы о заниженном размере компенсации морального вреда, по мнению судебной коллегии заслуживает внимания.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2011 года № 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» разъяснено, что при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости. Мотивы принятого решения о компенсации морального вреда должны быть указаны в решении суда.
Как следует из материалов дела, Ленев М.М. по приговору Усть-Абаканского районного суда от 13 декабря 2019 года отбывал наказание в исправительной колонии строго режима продолжительностью 9 месяцев в период с 16 января 2020 года по 14 октября 2020 года незаконно, соответственно был ущемлен в своих правах на отбывание наказания в исправительном учреждении установленного типа, поскольку статьи 121,123 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, предусматривают разные условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях строго и общего режима.
При поступлении в ФКУ ИК-35 Ленев М.В. жалоб не предъявлял, соматически здоров. В период с 15 октября 2020 года по 19 ноября 2020 года находился на лечении в стационаре с диагнозом: опоясывающий герпес. В20. ХВГС; новая короновирусная инфекция, в материалы дела представлена справка, выданная ФКУЗ МСЧ-19 ФСИН России от 4 мая 2021 года.
Из материалов, характеризующих личность Ленева М.М. представлена справка информационного центра МВД по Республике Хакасия, согласно которой Ленев М.М. привлекался к уголовной ответственности за совершение преступлений предусмотренных <данные изъяты> УК РФ.
Учитывая степень и характер физических и нравственных страданий, причиненных Леневу М.М. при продолжительном отбывании наказания в исправительном учреждении строгого режима, его личность, факты привлечения его к уголовной ответственности, судебная коллегия приходит к выводу, что сумма компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей будет справедливым вознаграждением Леневу М.М. за перенесенные им страдания, будет соответствовать характеру, продолжительности, объему причиненных ему нравственных страданий, а также его личности.
Размер компенсации морального вреда 50 000 рублей, определенный судебной коллегией, согласуется с принципами конституционной ценности жизни, здоровья и достоинства личности (статьи 21, 53 Конституции Российской Федерации), а также принципами разумности и справедливости, позволяющими, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой – не допустить неосновательного обогащения потерпевшего и не поставить в чрезмерно тяжелое имущественное положение лицо, ответственное за возмещение вреда. Таким образом, судебная коллегия оснований для определения размера компенсации морального вреда в большем размере не усматривает.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
В пункте 14 (абзац 5) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года №13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 13) обращено внимание, что субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1070 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает Минфин России, поскольку эта обязанность ГК РФ, БК РФ или иными законами не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
При удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1070 ГК РФ, вопреки разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 13, в резолютивной части решения суд не указал на взыскание вреда с Российской Федерации в лице Министерства финансов России за счет казны Российской Федерации.
Принимая во внимание указанное выше, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 9 сентября 2021 года по настоящему делу изменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Ленева М.М. компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы (представления) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий Судьи | Страхова О.А.Паксимади Л.М. |
Вениченко О.В. |