Решение по делу № 2а-311/2021 от 04.02.2021

Дело 2а-311/2021

24RS0057-01-2021-000378-80

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 февраля 2021 года г. Шарыпово

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Бритковой М.Ю.,

при секретаре судебного заседания Олейниковой И.А.,

с участием представителя административного истца Гапанюк Ю.С. (по доверенности от 01.02.2021),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации г. Шарыпово Красноярского края к МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУ УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

Установил:

Администрация г. Шарыпово обратилась с административным иском к МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУ УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора, ссылаясь на то, что 31.01.2019 Шарыповским городским судом вынесено решение по гражданскому делу № 2-128/2019, по исковому заявлению Шарыповского межрайонного прокурора в интересах ФИО к Администрации г. Шарыпово, которым на Администрацию г. Шарыпово возложена обязанность предоставить ФИО. на территории МО «город Шарыпово Красноярского края» жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления общей площадью не менее 33 квадратных метров. Администрация г. Шарыпово обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения данного судебного решения. 19.06.2019 Шарыповским городским судом вынесено определение об отсрочке исполнения решения суда от 31.01.2019, до 31.12.2019. 20.04.2020 Шарыповским городским судом вынесено определение об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 31.01.2019. Между Министерством образования края и Администрацией г. Шарыпово 19.02.2020 заключено соглашение № 13 «О взаимодействии министерства образования Красноярского края и Администрации города Шарыпово Красноярского края по реализации в 2020 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет». Приложением к данному Соглашению является список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2020 году. В приложении к Соглашению ФИО. не указан, соответственно Министерством образования средства краевого бюджета на приобретение жилого помещения для ФИО в 2020 году не предусмотрены. Соглашение, по реализации в 2021 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, не заключено. Но имеется письмо Министерства образования Красноярского края со списком детей-сирот подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с решениями суда в 2021 году, в списке ФИО указан. Администрация г. Шарыпово неоднократно обращалась и продолжает обращаться в Министерство образования Красноярского края с просьбой рассмотреть вопрос о выделении денежных средств для исполнения решения суда Красноярского края от 31.01.2019 на приобретение жилого помещения, с целью дальнейшего предоставления ФИО В ответах на обращения Министерство образования края сообщает, что средства, выделенные в 2019, 2020 гг. на приобретение жилых помещений детям-сиротам по решениям суда, распределены министерством в полном объеме. Кроме этого, министерством образования направлено письмо в министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решений суда Администрацией г. Шарыпово. В связи с изложенным, рекомендуют обратиться в судебные органы с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения данного судебного решения. В муниципальном жилищном фонде муниципального образования г. Шарыпово, свободные жилые помещения специализированного жилищного фонда - жилые помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют. Процедура приобретения жилых помещений является длительной и включает в себя осуществление закупки конкурентным способом (конкурс, аукцион), прием и рассмотрение заявок, определение победителя, заключение контракта с победителем, регистрацию права муниципальной собственности. Средства, выделенные на приобретение в 2020 г. жилых помещений детям-сиротам, распределены министерством образования края в полном объеме, согласно п. 8 ст. 27 Закона Красноярского края от 18.12.2008 года № 7-2617 «О бюджетном процессе в Красноярском крае» Закон края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период вступает в силу с 1 января очередного финансового года. Таким образом, решение суда может быть исполнено при поступлении денежных средств из краевого бюджета на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей оставшимся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и соблюдении процедуры приобретения жилого помещения. До настоящего времени дополнительные денежные средства на исполнение решения суда от 31.01.2019 не выделены. 15.12.2020 административным ответчиком было вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в связи с тем, что исполнительный документ, должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В связи с этим, административный истец просит освободить его от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением административного ответчика от 15.12.2020 (л.д. 4-6).

В судебном заседании представитель административного истца Гапанюк Ю.С. (полномочия проверены, л.д.52), поддержала административный иск по тем же основаниям, также пояснила, что в настоящее время между Администрацией г. Шарыпово и Министерством образования Красноярского края происходит согласование Соглашения, по реализации в 2021 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, в Приложении к которому указан ФИО

Представитель административного ответчика МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУ УФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, об отложении рассмотрения дела не просил (л.д.59).

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, согласно ч.2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Далее - КАС РФ).

Заслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), вступившие в законную силу судебные акты, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании статьи 360 КАС РФ постановления старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно п.1 ст.5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Согласно ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.1).

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (ч.11).

Согласно частям 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 данного Закона).

С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 названного Федерального закона).

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, которые представляют собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов место самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", полномочия по осуществлению мероприятий по приобретению и предоставлению жилых помещений для лиц указанной категории осуществляются администрацией г. Шарыпово.

В соответствии со ст. 4 вышеуказанного Закона Красноярского края на осуществление переданных государственных полномочий бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из краевого бюджета.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств, для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Таким образом, в силу прямого предписания в законе, вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа, в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст. 401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению, при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, что решением Шарыповского городского суда от 31.01.2019 по делу № 2-128/2019 постановлено: «Обязать Администрацию г. Шарыпово Красноярского края предоставить ФИО на территории МО «город Шарыпово Красноярского края» жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления общей площади не менее 33 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 кв.м; общей площадью менее размера общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 кв.м». Указанное решение суда вступило в законную силу 01.03.2019, сторонами не обжаловано (л.д.12-15).

19.03.2019, 13.06.2019, 08.08.2019, 24.09.2019, 26.11.2019, 02.03.2020, 20.07.2020, 02.12.2020 Администрация г. Шарыпово направляла в Министерство образования Красноярского края письма о рассмотрении вопроса по выделению денежных средств для исполнения решения Шарыповского городского суда от 31.01.2019 по делу № 2-128/2019, на приобретение жилого помещения, с целью дальнейшего предоставления ФИО (л.д.20,22-23,26-27,30-31,35-36,38-41,44-45).

Определением Шарыповского городского суда от 19.06.2019 исполнение решения суда по делу № 2-128/2019 отсрочено до 31.12.2019, по обращению Администрации г. Шарыпово. Определение вступило в законную силу 05.07.2019 (л.д.16-17).

20.04.2020 Шарыповским городским судом вынесено определение об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения Шарыповского городского суда Красноярского края от 31.01.2019 по делу № 2-128/2019 (л.д. 18-19).

Во исполнение Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» было подписано соглашение № 13 от 19.02.2020 о взаимодействии Министерства образования края и Администрации г. Шарыпово по реализации в 2020 данного Закона Красноярского края (далее - Соглашение).

Согласно п.п. 1.1. и. 2.3.11. Соглашения № 13 от 19.02.2020, «Министерство» обязуется предоставить «Получателю» субвенцию на реализацию Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округой края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в 2020 году в размере 7 089 071,91 рублей, за счет средств краевого бюджета на приобретение жилых помещений, а «Получатель» обязуется в срок до 31 декабря 2020 года использовать средства субвенций. В Приложении к Соглашению указан список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2020-м году на основании решений суда, в котором ФИО не указан (л.д.8-11).

Соглашение, по реализации в 2021 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, не заключено.

Как пояснил административный истец, данное Соглашение в настоящее время находится в стадии согласования и подписания.

В письме Министерства образования Красноярского края от 22.12.2020 № 75-18093 указано, что Администрации г. Шарыпово в 2021 году предварительно предусмотрена субвенция в размере 5 671,1 тыс. рублей для исполнения решений суда по приобретению благоустроенных жилых помещений, с целью их дальнейшего предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений 6-ти гражданам (приложение № 1). Необходимо организовать работу по подготовке к заключению Соглашения и провести в отношении детей-сирот из приложения № 1 проверку наличия (отсутствия) обстоятельств, предусмотренных п.п. «а»,«б»,»г»,»д» п. 18 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка». В приложении № 1 к данному письму указаны дети-сироты – 6 человек, в том числе под № 1 указан ФИО (л.д. 49-50).

09.11.2020 МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУ УФССП России по Красноярскому краю возбуждено исполнительное производство -ИП, на основании исполнительного листа от 06.03.2019, выданного Шарыповский городским судом по делу №2-128/2019. Должнику предложено в пятидневный срок с момента получения копии постановления добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе. Также должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и не представления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей.

15.12.2020 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУ УФССП России по Красноярскому краю Маркевич Г.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации г. Шарыпово в размере 50 000 рублей, в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (л.д.46).

Согласно справке КУМИ Администрации г. Шарыпово от 25.01.2021, жилые помещения муниципального жилищного фонда, свободные от любых прав третьих лиц, в виде отдельных квартир, возможных к отнесению к специализированному жилищному фонду - жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., с отступами с учетом конструктивных особенностей жилого помещения, установленными п. 5 ст. 17 Закона Красноярского края № 12-961 от 02.11.2000 «О защите прав ребенка», отсутствуют (л.д.47).

В справке Финансового управления Администрации г. Шарыпово от 25.01.2021 № 70 указано, что бюджет муниципального образования имеет социальную направленность. Расходы на финансовое обеспечение социальной сферы в общем объеме расходов составляет от 70% до 86%. Большая часть денежных средств на содержание муниципальных учреждений приходится на выплату заработной платы работников учреждений, оплату коммунальных услуг, на организацию горячего питания детей в образовательных учреждениях города. Согласно приложению 2 Приказа Минфина края от 21.04.2020 № 63 МО город Шарыпово относится к территории, у которого доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы в течении двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов собственных доходов местных бюджетов. Предусмотреть средства из бюджета городского округа город Шарыпово, за исключением межбюджетных трансфертов, на приобретение квартира для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не позволяет (л.д.48).

Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что администрация в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность.

Представленные административным истцом письменные доказательства подтверждают отсутствие у должника возможности в 5-дневный срок своевременно исполнить требования исполнительного документа, ввиду невозможности исполнения по объективным причинам.

При таких обстоятельствах, суд считает, что Администрация города Шарыпово может быть освобождена от взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Решил:

Освободить Администрацию города Шарыпово Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУ УФССП России по Красноярскому краю Маркевич Г.А. от 15 декабря 2020 года, в рамках исполнительного производства -ИП.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Красноярского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Шарыповский городской суд Красноярского края.

Мотивированное решение составлено 26 февраля 2021 года.

Судья Шарыповского городского суда

Красноярского края: М.Ю.Бриткова

2а-311/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация города Шарыпово
Ответчики
МЕЖРАЙОННЫЙ ОТДЕЛ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ НЕИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА
Другие
Гапанюк Юлия Сергеевна
Суд
Шарыповский городской суд Красноярского края
Судья
Бриткова М.Ю.
Дело на странице суда
shargor.krk.sudrf.ru
04.02.2021Регистрация административного искового заявления
04.02.2021Передача материалов судье
04.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
04.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2021Подготовка дела (собеседование)
18.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2021Судебное заседание
26.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее