Дело № 2-7189/19
УИД 23RS0040-01-2019-006677-22
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 15 июля 2019 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе
судьи Поповой В.В.,
при секретаре Коваленко В.В.,
с участием:
представителя истца Старосвет С.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ермолаевой О. Н. к управлению Росреестра по Краснодарскому краю, Жукову Е. В., Жукову О. В. об установлении факта добросовестного владения имуществом,
установил:
Ермолаева О.Н. обратилась в суд с иском к управлению Росреестра по Краснодарскому краю, Жукову Е.В., Жукову О.В. об установлении факта добросовестного владения имуществом.
В обоснование требований указала, что в 1962 году ее отцу ФИО1 и деду ФИО5 был выделен в бессрочное пользование земельный участок под строительство 2-х квартирного жилого дома и был построен дом с двумя входами, одна половина дома принадлежала ФИО5, а вторая половина - ФИО1, отцу истца. После развода родителей суд произвел раздел имущества, за ФИО1 закреплена комната № 3 в доме «А» размером 9,3 кв.м, часть коридора литер «А» и "Л часть сарая литер «В», за матерью - комната № 4, кухня № 2 и часть коридора литер «А», и часть сарая литер «В». После раздела имущества отец продал свою долю ФИО4 В 1968 были изменены идеальные доли права собственности в домовладении по <адрес> и признано право собственности за ФИО5 на 13/25 долей за ФИО3 на 8/25 долей и за ФИО4 на 4/25 долей. После смерти мамы согласно свидетельству о праве на наследство по закону истец является собственником 8/25 долей дома по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 скончалась. После ее смерти её доля в домовладении была передана в Домоуправление № 13 Первомайского райжилуправления. В настоящее время такой организации как и правопреемника не существует, при этом в муниципальную собственность данная доля не передавалась. После смерти ФИО5 свои 13/25 долей он подарил ФИО6, после смерти которой собственниками ее долей стали Жуков О.В. и Жуков Е.В., которые извещены и о намерении Ермолаевой О.Н. признать в судебном порядке право собственности (долевой собственности) на 4/25 доли жилого дома лит. «А» находящегося в <адрес>.
На основании изложенного истец просит установить факт добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности Ермолаевой О. Н. на 4/25 доли дома <адрес>.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований. Пояснил суду, что истец зарегистрирована в данном домовладении с 1964 года по 26.06.1992 и с 02.08.1996 по настоящее время. Так как ФИО4 не имела наследников комната № 3 общей площадью 9,2 кв.м осталась в пользовании Ермолаевой О.Н., комната № 3 имеет общий коридор с ее комнатами. Истец добросовестно и открыто владеет комнатой № 3, принадлежавшей ФИО4, осуществляет содержание и текущий ремонт. Так, в 1987 году в данном помещении ею было заменено печное отопление на газовое, в 2001 году было оборудовано снабжение питьевой водой и канализацией, а также замена кровли. Своевременно производился косметический ремонт, были укреплены стены, заменена электрическая проводка. С 1973 года до настоящего времени никем требования относительно комнаты № 3 дома <адрес>, не предъявлялось.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
В силу ст.167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах своей неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительности причин своей неявки и не просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из ст. ст. 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Статьей 11 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ определено, что действие ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяется и на случаи, когда владение имущества началось до 1 января 1995 года и продолжается в момент введения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Из смысла положений ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право собственности на объект недвижимости по праву приобретательной давности возникает у лица при совокупности нескольких условий: данное имущество прошло государственную - регистрацию, после чего приобрело статус объекта гражданских прав и обязанностей; у данного имущества имеется собственник (физическое либо юридическое лицо), право собственности которого зарегистрировано в установленном порядке: срок владения претендующего на спорный объект лица составляет не менее 18 лет с момента государственной регистрации объекта недвижимости (15 лет по правилам ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации и 3 года - срок, в течение которого титульный собственник имущества имеет право предъявить требование в том случае, если объект выбыл из его владения помимо его воли).
Как указано в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Из анализа вышеприведенной нормы следует, что потенциальный приобретатель должен доказать наличие в совокупности следующих обстоятельств: добросовестное, открытое, непрерывное владение имуществом как своим собственным в течение 15 лет, при этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий не позволяет признать за лицом право собственности на имущество в силу приобретательной давности.
В соответствии с п. 16 постановления Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также бесхозяйное имущество.
Таким образом, для правильного разрешения спора о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности необходимо установление собственника этого имущества, либо установление бесхозяйности имущества в смысле, определенном статьей 225 Гражданского кодекса.
Признание права, как способ защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) в своей основе предполагает правомерность возникновения соответствующего права, в связи с чем, признание судом принадлежности права конкретному лицу как один из способов защиты гражданских прав предполагает исключение возникающих сомнений в наличии у него субъективного права, предотвращение возможных споров в отношении объекта правопритязаний, а также служит основанием для оформления вещных прав на объект правопритязаний.
Исходя из анализа ч. 3 ст. 218 ГК РФ в совокупности со ст. 234 ГК РФ, приобретательная давность не распространяется на имущество, которое имеет собственника, а применяется лишь в отношении имущества, собственник которого неизвестен, отказался от права собственности или утратил его по иным основаниям.
В судебном заседании достоверно установлено, что в 1962 году отцу истца - ФИО1 и ее деду - ФИО5 был выделен в бессрочное пользование земельный участок под строительство 2-х квартирного жилого дома, на основании чего они возвели жилой дом с двумя входами, одна половина дома принадлежала ФИО5, а вторая половина ФИО1.
После развода родителей истца отца в судебном порядке был произведен раздел имущества.
Согласно решению Первомайского районного суда г. Краснодара от 17.10.1966 за ФИО1 закреплена комната № 3 в доме «А» размером 9,3 кв.м, часть коридора литер «А» и Л часть сарая литер «В», за ФИО3 - комната № 4, кухня № 2 и часть коридора литер «А», и часть сарая литер «В».
После раздела имущества ФИО1 продал свою долю ФИО4, о чем свидетельствует договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно исполнительному листу Первомайского районного суда г. Краснодара от 01.04.1968 были изменены идеальные доли права собственности в домовладении по <адрес> и признано право собственности за ФИО5 на 13/25 долей за ФИО3 на 8/25 долей и за ФИО4 на 4/25 долей.
После смерти ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 13.04.2006 № и свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № истец является собственником 8/25 долей дома по адресу <адрес>, что подтверждается справкой ФГУПКК «Крайтеинвентаризация - Краевое БТИ» от 04.11.2013.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 скончалась, что подтверждается справкой о смерти.
После ее смерти её доля в домовладении была передана в Домоуправление № 13 Первомайского райжилуправления. В настоящее время такой организации как и правоприемника не существует, при этом в муниципальную собственность данная доля не передавалась, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности.
После смерти ФИО5 свои 13/25 долей согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ № он подарил ФИО6, после смерти которой собственниками ее долей стали Жуков О.В. и Жуков Е.В.
Жуков О.В. и Жуков Е.В. извещены о намерении Ермолаевой О. Н. признать в судебном порядке право собственности (долевой собственности) на 4/25 доли жилого дома лит. «А» находящегося в <адрес>.
Жуков О.В. и Жуков Е.В. не возражают против признания права за истцом на данную долю, что подтверждается их нотариальными согласиями.
Согласно п. 3. ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда прежний собственник недвижимого имущества не был и не должен был быть известен давностному владельцу, он вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности. В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлекается государственный регистратор.
Пунктом 21 вышеуказанного Постановления указано, что в силу статьи 268 ГПК РФ или части 3 статьи 222 АПК РФ решение суда об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности также является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП.
Регистрация права собственности на основании судебного акта не является препятствием для оспаривания зарегистрированного права другими лицами, считающими себя собственниками этого имущества.
Таким образом, истец, как добросовестный и единственный владелец имущества, осуществляющий владение и пользование с 1973 года, т.е. 43 года, приобретает право собственности на комнату № 3 дома <адрес>.
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Кроме того, судом установлено, что какие-либо иные лица в течение всего периода владения не предъявляли своих прав в отношении спорного имущества, и не проявляли к нему интереса. В период пользования имуществом местный орган исполнительной власти либо другое лицо в установленном порядке могли поставить вопрос о законности владения, однако таких требований не предъявляли, никто из заинтересованных лиц не оспаривал законность владения истцом данным имуществом. Действуя разумно и проявляя должную осмотрительность, ответчики не были лишены возможности предъявить свои права на данное имущество до истечения совокупности общего срока исковой давности и срока давностного владения.
Таким образом, материалами дела достоверно установлено, что иные лица и организации не претендуют на спорное имущество.
При таких обстоятельствах, по выводу суда, достоверно установлено, что истец добросовестно, открыто и непрерывно владеет недвижимым имуществом как своим собственным недвижимым имуществом, неся бремя содержания, притязаний третьих лиц судом не установлено, ответчик не представил возражений по иску, и истек установленный статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации пятнадцатилетний срок, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно статье 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 года, вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Ермолаевой О. Н. к управлению Росреестра по Краснодарскому краю, Жукову Е. В., Жукову О. В. об установлении факта добросовестного владения имуществом удовлетворить.
Признать право собственности за Ермолаевой О. Н. на 4/25 доли дома <адрес> в силу приобретательной давности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара.
Судья Первомайского
районного суда г. Краснодара В.В. Попова