Представитель МКУ Управления архитектуры и градостроительства <адрес> ФИО9 просил суд удовлетворить требования искового заявления по изложенным в нем основаниям.
Ответчик ФИО1 надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в суд не явился, направил в суд своего представителя ФИО3 который в суде исковые требования не признал и просил отказать в удовлетворении, указав, что разрешенный вид использования земельного участка позволяет возводить на нем от 4 до 8 этажей.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по РД и надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства в суд не явились о причинах не явки суд не известили. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьих лиц в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ за № земельный участок с кадастровым номером 05:40:000025:3313, находящийся по адресу: <адрес>, принадлежит ФИО1. Вид разрешенного использования под индивидуальное жилое строительство.
Как усматривается из акта проверки Управления Росреестра по РД (Государственный земельный надзор) № - АП от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке под кадастровым номером 05:40:000025:3313, находящийся по адресу: <адрес>, принадлежащий ФИО1. с разрешенным видом использования под индивидуальное жилое строительство расположено 5 этажное строение, по характеру строения, площади, квадратуре, внешнему виду является многоквартирным жилым домом.
Данный факт подтверждается представленные в суд копии Апелляционных определений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РД от 19.09.2018г. и 18.10.2018г.
Как усматривается из предписания Управления Росреестра по РД (Государственный земельный надзор) об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ № - АП от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предписано устранить указанное нарушение в срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Однако материал не содержит сведения о вручении указанного предписания ФИО7
Согласно постановлению Управления Росреестра по РД (Государственный земельный надзор) о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №-ПЕ ФИО7 признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью, вследствие чего, ей назначен штраф в размере 10 000 рублей.
Как усматривается из акта исполнения предписания Управления Росреестра по РД (Государственный земельный надзор) от ДД.ММ.ГГГГ за №-АП, государственным инспектором по использованию и охране земель Дербентского межмуниципального отдела Управления Росреестра по РД ФИО8 проведена проверка исполнения предписания, которая установила, что ФИО7 не устранил отмеченные в предписании нарушения. При этом ФИО7 при проведении проверки отсутствовал, хотя указывают, что он был уведомлен о времени проведении проверки.
Согласно протоколу об административном правонарушении №-Р Управления Росреестра по РД (Государственный земельный надзор) от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО7 составлен протокол об административном правонарушении за совершении административного правонарушения предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ.
Согласно постановлению мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
На основании изложенного следует, что ФИО7 использовал земельный участок не по целевому назначению, возвел на нем многоквартирный жилой дом, тогда как согласно выписки из ЕГРН об объекте недвижимости, целевое использование земельного участка позволяло его использовать только под индивидуальное жилое строительство.
В соответствии со ст. 42 абз. 1 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно ст. 43 ЗК РФ, граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных статьей 42 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 44 ЗК РФ, право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
В соответствии со ст. 260 ГК РФ, лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Согласно ст. 263 ч. 1 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В силу ст. 285 ГК РФ, земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 286 ГК РФ, орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 285 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственником участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.
Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.
Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.
Судом установлено, что ответчику ФИО7 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 05:40:000025:3313, находящийся по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования под индивидуальное жилое строительство. Однако ФИО7 возвел на данном земельном участке 7 этажный многоквартирный жилой дом. (установлено Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РД от 18.10.2018г.)
08.11.2018г. в администрацию <адрес> поступило уведомление из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД для обращения в суд об изъятии земельного участка указывая, что ФИО7 не устранил в установленный срок нарушения, указанные в предписании об устранении нарушений законодательства и о его привлечении к административной ответственности за неисполнение такого предписания с приложением соответствующих документов.
Факт нарушения требований законодательства в части использования земельного участка не по установленному виду использования на период привлечения к административной ответственности ответчиком не оспаривался, однако в настоящее время представитель ответчика указывает, что согласно сведений из публичной кадастровой карты, а также из правил землепользования и застройки территории городского округа, земельный участок относиться к Ж2 Зона многоквартирной среднеэтажной застройки 4-8 этажей.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из изложенного постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Из письма начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.07/-6431/18 (прилагается) следует, что указанный земельный участок согласно генеральному плану развития <адрес> до 2030 г. утвержденному Постановлением Махачкалинского городского Собрания от 07.04.2004г. № отнесен к зоне городские парки, скверы, бульвары.
Согласно генерального плану развития <адрес> до 2035 г. утвержденному Постановлением Махачкалинского городского Собрания от 26.05.2016г. № отнесен к зоне Ж2 среднеэтажной жилой застройки 4-5 этажей
Из изложенного следует, что установленный вид разрешенного использования для указанного земельного участка, не является основанием для размещения на нем объекта 7 этажного жилого многоквартирного дома, так как в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков для названной деятельности предусмотрен отдельный вид разрешенного использования земельных участков. Перевод, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется Администрацией <адрес>.
Использование земельного участка, не в соответствии с разрешенным использованием без изменения вида разрешенного использования земельного участка в административном порядке муниципальным органом, противоречит положениям ст. 8 ЗК РФ, определяющей порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной в другую. Свидетельствующих об обращении заинтересованного лица за соответствующим постановлением об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в административном порядке отсутствует.
Как установлено судом, целевое назначение земельного участка, на котором расположена спорная постройка - индивидуальное жилищное строительство. Согласно представленным документам ответчиком возведен 7этажный многоквартирный жилой дом.
Таким образом разрешая спор суд руководствуясь ст. 44 ЗК РФ и ст. 284 ГК РФ, регламентирующими соответственно основания прекращения права собственности на земельный участок и изъятие у собственника земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением, исходит из того, что ответчик ФИО7 является собственником спорного земельного участка и застройщиком 7 этажного многоквартирного жилого дома, при этом истцом не представлено суду доказательств в подтверждение того, что до обращения в суд с иском о прекращении права собственности на земельный участок и аннулировании записи о государственной регистрации права собственности был соблюден порядок - процедура изъятия земельного участка у собственника и прекращения права собственности на него, установленный гражданским и земельным законодательством. Так отсутствует извещения администрации города и решения об изъятии земельного участка путем продажи ее на торгах.
Порядок принудительного изъятия земельного участка у собственника определен в статьях 279 - 282, 284 - 286 Гражданского кодекса РФ.
В частности, согласно статье 284 Гражданского кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент предъявления иска, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этом случае земельный участок в соответствии со статьей 286 Гражданского кодекса РФ подлежит продаже с публичных торгов; если собственник земельного участка не согласен с решением соответствующего органа об изъятии (продаже с торгов) земельного участка орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.
Из приведенных положений закона следует, что ни земельное, ни гражданское законодательство не предусматривают возможность принудительного прекращения прав на землю без судебного решения.
Пунктом 1 статьи 43 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ, федеральными законами.
Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных статьей 42 ЗК РФ (пункт 2).
За неисполнение указанных обязанностей законом предусмотрена возможность изъятия земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением (ст. 284 ГК РФ) и который используется с нарушением земельного законодательства (ст. 285 ГК РФ).
По результатам рассмотрения материалов муниципальный орган вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием.
Статьей 54 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок принудительного прекращения прав пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком. Указанный порядок законодателем распространен и на принудительное изъятие земельных участков, принадлежащих на праве собственности.
Следовательно, изъять у ответчика земельный участок можно только в порядке, установленном вышеназванным законодательством: после официально предупреждения, привлечения к административной ответственности, и только по решению суда о прекращении права собственности на земельный участок, продажи его на торгах.
Таким образом, предусмотренный законом порядок принятия решения об изъятия земельного участка истцом был нарушен и истцом избран не надлежащий способ защиты права, поскольку исковые требования содержат только лишь указания на прекращения права собственности на земельный участок и его изъятия, т.е. истец просит лишить ответчика права собственности без проведения торгов.
Поскольку в силу ст. 17 ч. 3, ст. 19 ч. 1 и 2, ст. 55 ч. 1 и 3 Конституции РФ и, исходя из общеправового принципа справедливости, защита вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота. Положения ст. 10 ГК РФ содержат запрет на злоупотребление правом в любых формах.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие статье 12 Гражданского кодекса РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
При вышеизложенных обстоятельствах, основываясь на приведенных нормах материального права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований администрации <адрес>.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Администрации ГОсВД «<адрес>» к ФИО1 о прекращении права собственности и изъятии земельного участка в муниципальную собственность - отказать.
В соответствии со ст. 321 ГПК РФ на решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд, принявшее решение.
Председательствующий А.З. Амиров
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ года
Гр.<адрес>. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Судья Кировского районного суда <адрес> Амиров А.З., с участием представителя истца Администрации ГОсВД «<адрес>» по доверенности ФИО10, представителя ответчика ФИО1 по ордеру ФИО3, при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации ГОсВД «<адрес>» к ФИО1 о прекращении права собственности на земельный участок и изъятии земельного участка в муниципальную собственность,руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Администрации ГОсВД «<адрес>» к ФИО1 о прекращении права собственности и изъятии земельного участка в муниципальную собственность - отказать.
В соответствии со ст. 321 ГПК РФ на решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд, принявшее решение.
Председательствующий А.З. Амиров
Решение суда в резолютивной части принято в совещательной комнате.