12RS0016-01-2024-001121-81
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 7 октября 2024 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Пронюшкиной М.Н.,
с участием истца Аркадьева К.Л., его представителя адвоката Мингалевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аркадьева К.Л. к администрации Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл о признании права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений,
установил:
Аркадьев К.Л. обратился в суд с иском к администрации Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл о признании права на обеспечение жилым помещением как лица, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения. Требования мотивированы тем, что истец относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать и отец умерли. На основании решения органа опеки и попечительства истец передан сначала опекуну ФИО5, а затем попечителю ФИО6 Решением ответчика за истцом было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, д. Мороскино, <адрес>. По достижении 18 лет истец не был обеспечен жильем по причине невозможности проживания в указанном жилом помещении ввиду его непригодности для проживания. В период прохождения военной службы по призыву, потом по контракту с 01 июля 2019 года по 21 октября 2021 года истец был снят с регистрационного учета по месту жительства в указанном жилом помещении, в период с 16 ноября 2022 года по 10 ноября 2023 года имел регистрацию по месту пребывания в <адрес>. 19 апреля 2024 года обратился в администрацию Горномарийского муниципального района с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями. Однако решением ответчика от 19 мая 2024 года № 1 истцу отказано во включении в указанный список, в связи с отсутствием оснований для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку истец не относится к гражданам, указанным в части 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ (на дату подачи заявления о включении в список он достиг возраста 23 лет), а также не зарегистрирован по месту жительства на территории Горномарийского района. Между тем, истец считает, что срок для обращения для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пропущен им по уважительным причинам, а именно вследствие неисполнения ответчиком возложенной на него законом обязанности по обеспечению жилищных прав истца. Просит признать незаконным решение главы администрации Горномарийского муниципального района от 19 мая 2024 года № 1 об отказе во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, признать за истцом право на обеспечение специализированным жилым помещением на основании статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обязать администрацию Горномарийского муниципального района включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В суде истец Аркадьев К.Л., его представитель адвокат Мингалева О.В. исковые требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям, просили их удовлетворить, дополнительно пояснили, что в настоящее время истец по месту жительства и пребывания нигде не зарегистрирован. Зарегистрироваться по месту жительства в жилом помещении в <адрес> не может ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на него.
Ответчик администрация Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл представителя в суд не направил, в представленном ходатайстве просил рассмотреть заявленные требования в отсутствие его представителя, против удовлетворения иска не возражал.
Третьи лица, на заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство труда и социальной защиты Республики Марий Эл, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл представителей в суд не направил. Министерство труда и социальной защиты Республики Марий Эл ходатайствовало рассмотрении заявленных требований в отсутствие его представителя.
На основании положений статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав истца и его представителя, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что истец Аркадьев К.Л, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители ФИО7 и ФИО8 умерли ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ) закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из материалов дела следует, что в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец не помещался. После смерти родителей малолетние Аркадьев К.Л. и его младший брат ФИО ! были предана под опеку дяди ФИО5, а затем актом от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетними Аркадьевым К.Л. и ФИО ! установлено попечительство ФИО6, в семье которой истец проживал до призыва на военную службу.
В период с 01 июля 2019 года по 21 октября 2021 года Аркадьев К.Л. проходил службу в Вооруженных Силах РФ сначала по призыву, а потом по контракту.
19 апреля 2024 года истец обратился в администрацию Горномарийского района с заявлением о включении его список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Ввиду достижения на момент такого обращения 23-летнего возраста, а также отсутствия сведений о регистрации по месту жительства на территории Горномарийского района решением органа опеки и попечительства отдела образования администрации Горномарийского муниципального района от 19 мая 2024 года № 01 истцу отказано во включении в указанный список.
В силу пункта 2 статьи 8 указанного Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (пункт 3 статьи 8 указанного Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие данных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения или включения в Список. Требование гражданина об обеспечении его жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.
Как следует из содержания Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу в обращении в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.
Как следует из положений абзаца 4 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
В рассматриваемом случае вопреки требованиям части 1 статьи 56 ГПК РФ, ответчик, выполняя функции органа опеки и попечительства, не представил суду надлежащих доказательств, свидетельствующих о выполнении им указанной в законе обязанности по обеспечению жилищных прав Аркадьева К.Л., относящегося к данной категории лиц.
При этом принимая 16 мая 2022 года решение № 3 о включении брата истца ФИО ! ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, ответчик был осведомлен о невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, ранее закрепленном за обоими братьями Аркадьевыми.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в отношении истца данное обязательство не было исполнено, отсутствие факта постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23-летнего возраста, произошедшего в силу невыполнения должностными лицами своих обязанностей по контролю за обеспечением социальных гарантий указанной категории лиц, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства, действующими на момент разрешения спора.
В то же время, истец, действуя как добросовестный участник сложившихся правоотношений, обоснованно мог полагаться на должный контроль со стороны государственных органов, который должен был исполняться своевременно, а орган местного самоуправления не был лишен возможности затребовать документы самостоятельно и (или) разъяснить лицу, при наличии его под контролем и надзором соответствующих органов опеки, какие документы он должен представить.
При таких обстоятельствах бездействие уполномоченного органа свидетельствует об уважительности причин, препятствующих истцу своевременно реализовать гарантированное право на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленный законом срок, а потому заявленные Аркадьевым К.Л. требования о признании незаконным решения главы администрации Горномарийского муниципального района от 19 мая 2024 года № 1 об отказе во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, тем самым признании права истца на обеспечение специализированным жильем, и понуждении ответчика включить истца в указанный список подлежат удовлетворению.
Отсутствие регистрации по месту жительства на территории Горномарийского района, учитывая, что на момент обращения в администрацию истец был зарегистрирован по месту пребывания в <адрес> Республики Марий Эл и не имел регистрации по месту жительства или месту пребывания в ином муниципальном образовании, не является предусмотренным законом основанием для отказа в предоставлении названной меры социальной поддержки, а значит, исковые требования Аркадьева К.Л. следует удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Аркадьева К.Л. удовлетворить.
Признать решение органа опеки и попечительства отдела образования администрации Горномарийского муниципального района от 19 мая 2024 года № 1 об отказе Аркадьеву К.Л. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, незаконным.
Признать за Аркадьевым К.Л. (СНИЛС №) право на обеспечение специализированным жилым помещением на основании статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Обязать администрацию Горномарийского муниципального района (ИНН №) включить А. № (СНИЛС №) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 7 октября 2024 г.