УИД 45RS0012-01-2022-000107-69
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Мишкинский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Куликовских Е.М.,
при секретаре судебного заседания Федотовой А.В.,
с участием заместителя прокурора Мишкинского района Курганской области Загороднева А.Е.,
при секретаре судебного заседания Федотовой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Мишкино 16 мая 2023 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мишкинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Дубровинская СОШ» о возложении обязанности провести специальную оценку труда, к Администрации Мишкинского муниципального округа, отделу образования Администрации Мишкинского муниципального округа о возложении обязанности выделить денежные средства
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Мишкинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Дубровинская СОШ» о возложении обязанности провести специальную оценку труда, к Администрации Мишкинского муниципального округа, отделу образования Администрации Мишкинского муниципального округа о возложении обязанности выделить денежные средства.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения трудового законодательства, по результатам которой выявлены нарушения закона. По информации отдела образования Администрации Мишкинского муниципального округа специальная оценка условий труда, имеющихся рабочих мест в МКОУ «Дубровинская СОШ» проведена последний раз 23.01.2018. В настоящее время работники учреждения лишены права на получение достоверной информации от работодателя об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, получения дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда. Несвоевременное проведение специальной оценки условия труда нарушает права работников на безопасные условия и охрану труда. В соответствии с положением о муниципальном отделе управления образованием, утвержденным решением Думы Мишкинского муниципального округа от 06.07.2022 №, отдел образования выполняет полномочия учредителя, является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к подведомственным муниципальным казенным (бюджетным) образовательным организациям, расположенным на территории Мишкинского муниципального округа.
Ссылаясь на нормы Федерального закона от 28.12.2013 № 429 – ФЗ просит обязать МКОУ «Дубровинская СОШ» в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда МКОУ «Дубровинская СОШ» в соответствии с действующим законодательством, с результатами которой ознакомить работников; обязать Администрацию Мишкинского муниципального округа и отдел образования Администрации Мишкинского муниципального округа в течение месяца после вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства МКОУ «Дубровинская СОШ» на проведение специальной оценки условий труда МКОУ «Дубровинская СОШ».
В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Мишкинского района Курганской области Загороднев А.Е. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения по доводам искового заявления.
Представитель ответчика МКОУ «Дубровинская СОШ» в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Представитель Отдела образования Администрации Мишкинского муниципального округа Курганской области Ваганова С.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Представитель Администрации Мишкинского муниципального округа Курганской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, против исковых требований не возражает.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии с положениями ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу требований ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, в том числе, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Частями 1, 4 статьи 8 Федерального закона РФ № 426-ФЗ предусмотрено, что обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона РФ № 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 вышеназванного Закона).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Мишкинского района Курганской области проверки по соблюдению трудового законодательства и охраны условий труда в деятельности МКОУ «Дубровинская СОШ» выявлены нарушения данного законодательства: не проведена специальная оценка условий труда, не получены соответствующие документы в связи с чем, 10.03.2023 было вынесено представление, которое не исполнено до настоящего времени, что не оспаривалось ответчиками в судебном заседании.
В штатном расписании МКОУ «Дубровинская СОШ», содержится 35 рабочих мест, предполагающих различные условия труда.
Согласно информации и.о. директора «Дубровинская СОШ», пояснениям представителя отдела образования Администрации Мишкинского муниципального округа Курганской области Вагановой С.В. специальная оценка труда в данном учреждении проводилась последний раз 23.01.2018.
Согласно ст. 210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работников достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждение здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Учитывая, что несвоевременное проведение специальной оценки условий труда нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия и охрану труда, заявленные истцом требования о возложении обязанности по проведению специальной оценки труда суд признает обоснованными и подлежавшими удовлетворению.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. ст. 9 Устава Мишкинского муниципального округа Курганской области предусмотрено, что к полномочиями органов местного самоуправления Мишкинского муниципального округа Курганской области относятся создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Уставом МКОУ «Дубровинская СОШ» предусмотрено, что учредителем МКОУ «Дубровинская СОШ» является Мишкинский муниципальный округ. Функции и полномочия учредителя осуществляет отдел образования Администрации Мишкинского муниципального округа.
Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах, находящихся в его распоряжении денежных средств. При их недостаточности субсидарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Деятельность учреждения финансируется в соответствии с законодательством (п.8.5, 8.6 Устава учреждения).
В соответствии с п. 8.7 Устава учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации дополнительные денежные средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных, предусмотренных Уставом учреждения услуг, а также добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.
В соответствии с п. 9 раздела 1 Положения об отделе образования Администрации Мишкинского муниципального округа отдел образования выполняет полномочия учредителя, является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к подведомственным муниципальным казенным (бюджетным) образовательным организациям, расположенным на территории Мишкинского муниципального округа.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по финансированию мероприятий по проведению специальной оценки условий труда лежит на Администрации Мишкинского муниципального округа и отделе управления образованием Администрации Мишкинского муниципального округа.
Ответчиками на дату рассмотрения дела суду не представлены документы, подтверждающие выполнение обязанностей по финансированию мероприятий по проведению специальной оценки условий труда в образовательном учреждении.
В соответствии со ст. 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела, суд считает заявленные прокурором сроки достаточными и разумными для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Мишкинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Дубровинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности провести специальную оценку труда, к Администрации Мишкинского муниципального округа», отделу образования Администрации Мишкинского муниципального округа о возложении обязанности выделить денежные средства, удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дубровинская средняя общеобразовательная школа» в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Дубровинская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с действующим законодательством, с результатами которой ознакомить работников.
Обязать Администрацию Мишкинского муниципального округа и отдел образования Администрации Мишкинского муниципального округа в течение месяца после вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по проведению специальной оценки условий труда в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Дубровинская средняя общеобразовательная школа».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Мишкинский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2023 года.
Судья Е.М. Куликовских