Дело № 2а-3820/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 сентября 2021 года г. Хабаровск
Центральный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Ким Ю.В.
при секретаре Довгалевой А.А.,
с участием представителя ответчиков Семенюк С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Федулова Сергея Юрьевича к призывной комиссии Центрального и Железнодорожного районов г. Хабаровска, военному комиссариату Центрального и Железнодорожного районов г. Хабаровск о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Центрального и <адрес>ов <адрес>, военному комиссариату Центрального и <адрес>ов <адрес> о признании решения незаконным. В обоснование заявленных требований указав, что истец состоит на воинском учете в военном комиссариате Центрального и <адрес>ов <адрес>. В весенний призыв 2021 года в отношении истца состоялась призывная комиссия городского округа «<адрес>» (Центральный и <адрес>ы) с вынесением решения о призыве на военную службу, после чего была выдана повестка для отправки к месту прохождения военной службы, датированная на ДД.ММ.ГГГГ. На момент прохождения мероприятий связанных с призывом на военную службу, истец являлся студентом четвертого курса очной формы обучения КГБ ПОУ «Хабаровский государственный медицинский колледж», по специальности «Лабораторная диагностика». Дата окончания освоения образовательной программы ДД.ММ.ГГГГ. Прохождение мероприятий, связанных с призывом на военную службу, законно только после окончания действия отсрочки по освоению образовательной программы среднего профессионального образования, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ. Так же вопреки действующему законодательству медицинское освидетельствование в отношении истца проведено без результатов обязательных диагностических исследований. Порядок работы призывного пункта, обязанности призывника разъяснены не были. Просит признать незаконным решение призывной комиссии городского округа «<адрес>» (Центральный и <адрес>ы) о призыве на военную службу, принятого в весенний призыв 2021 года.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация <адрес>.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат <адрес>», призывной комиссии Центрального и <адрес>ов <адрес> ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Из отзыва на административное исковое заявление следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 состоит на учете призывных ресурсов в военном комиссариате Центрального и <адрес>ов <адрес>. В 2018 году ФИО1 поступил в Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский государственный медицинский колледж» по направлению «Лабораторная диагностика», в связи с чем до ДД.ММ.ГГГГ предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу на основании ст. 24 п. 2 пп. «а» ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Справок, иных документов, дающих право на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу, предусмотренных ст.ст., 23, 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ФИО1 не имеет, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях. Ранее ФИО1 проходил военно-врачебные комиссии: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ установлена категория годности к военной службе «А» годен к военной службе. Установленная категория годности к военной службе не оспаривалась. В период весеннего призыва граждан на военную службу (2021) ФИО1 были выданы необходимые направления для диагностических исследований, результаты которых предоставлены ДД.ММ.ГГГГ. При прохождении военно-врачебной комиссии установлена категория годности к военной службе «А» - годен к военной службе. При прохождении военно-врачебной комиссии, ФИО1 не предоставлены какие-либо медицинские документы, подтверждающие наличие иных имеющихся заболеваний, так же не представлены документы, подтверждающие обращение в лечебные учреждения, не принятых во внимание военно-врачебной комиссией при установлении годности к военной службе. После прохождения военно-врачебной комиссии и установленной категории годности к военной службе, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был направлен на заседание призывной комиссии. В заявлении ФИО1 указывает на отсутствие запросов в медицинские учреждения, о получении списков, на граждан призывного возраста, состоящих на диспансерном учете, и как следствие, влекущее угрозу его состоянию здоровья и нарушению его прав. На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях качественного проведения мероприятий связанных с призывом на военную службу в период весеннего призыва 2021 г., военным комиссариатом Центрального и <адрес>ов <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ были запрошены сведения о гражданах, состоящих на диспансерном наблюдении по поводу имеющихся у них заболеваний. В представленных медицинскими учреждениями списках, фамилия «ФИО1» - не значится, т.е. вызывая по повестке ФИО1 и проводя мероприятия, связанные с призывом на военную службу, военный комиссариат имел сведения об отсутствии у истца заболеваний, предусматривающих диспансерный учет и наблюдение. Категория годности к военной службе установлена с учетом предоставленных всех необходимых диагностических исследований и имеющегося заболевания. Имеющееся у призывника ФИО1 заболевание само по себе не является основанием для освобождения от несения военной службы. Кроме того, ФИО1 не представил каких либо иных медицинских документов, подтверждающих наличие у него иных заболеваний, неучтенных при установлении категории годности к военной службе. В заявлении ФИО1 указывает на нарушение его прав на отсрочку от призыва до окончания срока обучения. Отсрочка от призыва на военную службу ФИО1 была предоставлена согласно абз. 3 п. 2 «а» ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Право на отсрочку от призыва на военную службу, имеют граждане, обучающиеся в по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования (училищах, техникумах, колледжах), - на период освоения указанных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами. Срок окончания учебного заведения - ДД.ММ.ГГГГ. Право призывной комиссии проводить мероприятия по призыву на военную службу было ограниченно только в отношении граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва до окончания текущего призыва на военную службу или более длительный срок. Проведение мероприятий по призыву в отношении ФИО1 не противоречило требованиям Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, а так же требованиям Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 663. На момент направления на отправку в войска ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 не имел право на отсрочку от призыва на военную службу, что не может нарушать его право на получение образования. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по повестке не явился. Его действие (бездействие) указывает на злоупотребление своим правом, целью которого является стремление уклониться от исполнения конституционного долга и обязанности в период очередного призыва на военную службу. Каких либо мер воздействия, в связи с неявкой по повестке для отправки в войска, со стороны военного комиссариата в отношении ФИО1 не применялось. Таким образом, оспариваемое решение призывной комиссией принято в соответствии с установленным законом порядком, основано на надлежащей оценке медицинских данных о состоянии здоровья административного истца. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Заинтересованное лицо Администрация <адрес> в судебное заседание своего представителя не направила, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же закона).
Согласно статье 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации (часть 1 статьи 25 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений (пункт 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (пункты 6, 11 Положения).
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, являются требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Согласно пункту 13 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
В силу статьи 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", пункта 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
Для освобождения от призыва на военную службу гражданин должен быть признан не годным или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подпункт "а" пункта 1, пункт 4 статьи 23 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате Центрального и <адрес>ов <адрес>.
В период весеннего призыва 2021 года ФИО1 проходил медицинское освидетельствование, ему была определена категория годности к военной службе "А" - годен к военной службе.
Решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан годным к военной службе.
Оспаривая решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 ссылается на то, что был допущен к прохождению медицинского освидетельствования при отсутствии результатов диагностических исследований.
Суд считает указанные доводы административного истца несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин направляется в медицинскую организацию здравоохранения на обследование для уточнения диагноза заболевания.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
ФИО1 не представил суду доказательств, которые бы свидетельствовали о наличии заболевания, дающего основание для освобождения от призыва на военную службу.
Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В соответствии с п. п. 15, 16, 17, 19 по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей.
Врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе.
Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.
Согласно представленным доказательствам из личного дела призывника, при проведении медицинского освидетельствования, призывником не предоставлялись комиссии какие-либо документы, подтверждающие наличие заболеваний либо необходимость направления на лечение.
Оценив доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что в период прохождения медицинского освидетельствования, призывная комиссия не располагала медицинскими данными, с достоверностью подтверждающими наличие у административного истца заболевания и степени его выраженности, которая позволяет принять решение об освобождении административного истца от прохождения военной службы.
Статья 28 Закона № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.
В соответствии с абзацем вторым подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином: получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год; восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается;
Вместе с тем, обеспечение права каждого на образование является одной из важнейших функций социального государства.
Судом установлено, что ФИО1 призывной комиссией предоставлена отсрочка от службы в армии по пп. "а" п. 2 ст. 24 Закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на срок обучения в Краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждение «Хабаровский государственный медицинский колледж» по направлению «Лабораторная диагностика», до ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая вышеприведенные положения закона, исходя из установленных по делу обстоятельств, а именно окончание ФИО1 обучения в Краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждение «Хабаровский государственный медицинский колледж», суд приходит к выводу, что у призывной комиссии имелись правовые основания для принятия в отношении ФИО1 оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что представленные административным ответчиком доказательства, оснований не доверять которым у суда не имеется, подтверждают обоснованность выводов призывной комиссии.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.