Административное дело № 2а-1246/2020
24RS0016-01-2020-001112-35
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 августа 2020 года г. Железногорск Красноярский край
Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Черенковой Е.В., при секретаре Семиной Н.Г., рассмотрев административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №26 по Красноярскому краю к Трусову Сергею Владимировичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 26 по Красноярскому краю обратилась с административным иском к Трусову С.В. о взыскании налога на имущество физических лиц за 2016, 2017 г.г. в размере 296,00 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 2,90 рублей, транспортный налог за 2016, 2017 г.р. в размере 4 225,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 66,70 руб..
Требования мотивированы тем, что административный ответчик, являясь собственником транспортного средства и недвижимого имущества, обязан платить налог на имущество физических лиц, транспортный налог. Административному ответчику были направлены налоговые уведомления № от 11.07.2017 г. и № от 24.08.2018 г., а также требования № от 07.02.2018 г. и № от 28.01.2019 г.. В связи с неисполнением требования мировым судьей судебного участка № 27 в ЗАТО г. Железногорск был вынесен судебный приказ № 2а-0426/27/2019 от 11.10.2019 г., отменный 25.10.2019 г.. Административным ответчиком до настоящего времени недоимка по указанным налогам и пени не уплачены.
Представитель административного истца Дмитриенко Д.Н. (полномочия подтверждены доверенностью и дипломом о высшем образовании), будучи уведомленным надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В своем заявлении, адресованном суду, представитель административного истца настаивал на удовлетворении заявления о восстановлении срока на подачу административного иска, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Инспекции.
Административный ответчик Трусов С.В., будучи уведомленным надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, не явился, сведений об уважительности причин неявки суду не представил, об отложении дела слушанием, рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал, возражений относительно заявленных требований не выразил.
На основании определения суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно частям 1 и 2 статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Согласно частям 1, 3 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
В силу ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В порядке п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона Красноярского края от 08.11.2007 г. № 3-676 "О транспортном налоге" налоговые ставки на транспортные средства установлены соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В силу п. 1 ст. 390 НК РФ, п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В соответствии с п. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается квартира, расположенная в пределах муниципального образования.
Пунктом 1 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Решением Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 04.10.2007 №31-195Р "Об утверждении Положения о местных налогах на территории ЗАТО Железногорск" установлены ставки на налог на имущество физических лиц на территории ЗАТО Железногорск.
Как следует из материалов дела, административному ответчику принадлежат на праве собственности: транспортное средство – автомобиль марки <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> и <данные изъяты> доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Административному ответчику были направлены налоговые уведомления № от 11.07.2017 г. и № от 24.08.2018 г. об уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2016 г. и 2017 г. соответственно.
В связи с неисполнением требований налогового уведомления, административному ответчику направлены требования № от 07.02.2018 г. об уплате задолженности за 2016 г. и пени и № от 28.01.2019 г. об уплате задолженности за 2017 г. и пени.
До настоящего времени сумма задолженности ответчиком не уплачена.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обжалования.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 № 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22.03.2012 N 479-0-0, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.
Таким образом, пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, требованием № от 07.02.2018 г. административному ответчику установлен срок уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц до 03.04.2018 г., требованием № от 28.01.2019 г. до 25.03.2019 г..
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения с данным административным иском в Железногорский городской суд после отмены судебного приказа, в связи с наличием уважительных причин пропуска данного срока.
По общему правилу в соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судебный приказ о взыскании с Трусова С.В. задолженности по налогам и пени № 02а-0426/27/2019 от 11.10.2019 г. отменен по заявлению Трусова С.В. 25.10.2019 г.. Таким образом, последним днем подачи данного административного иска в Железногорский городской суд является 25.04.2020 г.
Вместе с тем, административное исковое заявление о взыскании с Трусова С.В. недоимки и пени сдано в отделение почтовой связи для направления в адрес суда 26.05.2020 г..
Указами Президента РФ от 02.04.2020 г. №239, от 28.04.2020 г. №294 установлены нерабочие дни с 04.04.2020 г. по 30.04.2020 г., с 06.05.2020 г. по 08.05.2020 г.
Также, данными Указами Президента РФ указано федеральным государственным органам, органам управления государственными внебюджетными фондами определить численность соответственно федеральных государственных служащих, работников, обеспечивающих с 04.04.2020 г. по 30.04.2020 г., с 06.05.2020 г. по 08.05.2020 г. включительно функционирование этих органов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что установленные Указами Президента РФ нерабочие дни не являются уважительной причиной пропуска срока подачи административного иска о взыскании задолженности по налогам и пени, т.к. Межрайонная ИФНС России № 26 по Красноярскому краю в период с 04.04.2020 г. по 30.04.2020 г., с 06.05.2020 г. по 08.05.2020 г. функционировала и у административного истца была реальная возможность своевременно обратиться с данным иском в суд.
При этом, неосуществление судом личного приема заявлений от граждан не могло препятствовать Межрайонной ИФНС России №26 по Красноярскому краю своевременно подать административный иск в суд, т.к. в указанные периоды, судом осуществлялось принятие заявлений посредством почтовой связи либо электронного документооборота.
Учитывая, что исключительных обстоятельств, которые препятствовали налоговому органу обратиться в суд в течение установленного срока с требованием о взыскании налоговой задолженности не указано, суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд с настоящим заявлением пропущен налоговым органом, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175-180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 26 по Красноярскому краю к Трусову Сергею Владимировичу о взыскании обязательных платежей и санкций оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд в течение месяца.
Судья Железногорского городского суда
Красноярского края Е.В.Черенкова