Дело № 2-302/2023
УИД 21RS0007-01-2023-000285-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2023 года г. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Степановой Т.И., при секретаре Яковлевой И.М., с участием истца Шелакова Н.П., представителя истца Тимофеева А.Н., ответчика Гайдук Г.К., представителя ответчика Корнилова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шелакова Николая Петровича к Гайдук Галине Константиновне об обязании прекратить пользование сборными ямами-колодцами для сбора жидких бытовых отходов, произвести откачку из действующих ям-колодцев остатков жидких стоков, демонтировать водоотводящий трубопровод от дома до этих колодцев и взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Истец Шелаков Н.П. обратился в суд с иском к Гайдук Г.К. об обязании ответчика немедленно прекратить пользование сборными ямами-колодцами для сбора жидких бытовых отходов от ее дома в <адрес>, для чего в 10-дневный срок произвести откачку из действующих ям-колодцев остатков жидких стоков демонтировать водоотводящий трубопровод от дома до этих колодцев; взыскать с Гайдук Г.К. в его пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Иск обоснован тем, что ответчик является собственником соседнего с истцом участка - домовладения по <адрес> в <адрес> муниципального округа. В 2022г. ответчиком было построено две выгребные канализационные ямы-колодцы для сбора канализационных стоков из внутренних сетей ее дома. В результате того, что ямы построены с нарушением санитарных и строительных норм в негерметичном исполнении, жидкие стоки попадают в грунт и грунтовые воды. Никогда отсюда канализация не выкачивалась. Из-за близкого расстояния до дома истца, стоки стали попадать в подвальное помещение дома, запах канализации стал проникать в жилые помещения, а в самом подвале завелись мошки и мухи. Кроме того, канализация попадает и в размещенный много лет на участке истца питьевой колодец, из-за чего воду стало невозможно использовать даже для полива огорода. В нарушение санитарных норм от этих канализационных ям всего 4 метра до подземного трубопровода уличного водоснабжения, что грозит заражением воды. Истец просил ответчицу закопать эти колодцы и вывести стоки в любое другое место, но кроме скандалов это ни к чему не привело. Тогда истец обратился в прокуратуру и Роспотребнадзор. После многократной переписки прокуратура ответила, что не подменяет государственные органы и переслала переписку в Роспотребнадзор, а последний ответил, что не имеет полномочий вмешиваться в нарушения на частных землевладениях. Обе инстанции рекомендовали обратиться для разрешения конфликта в суд. Ст.42 Конституции РФ и ст.8 к основным правам граждан относит право иметь благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право граждан на благоприятные условия предполагает: стандартам окружающей среде; нормированием качества окружающей среды; мерами по оздоровлению окружающей среды; мерами по предупреждению и ликвидации аварий, катастроф; организацией медицинского обслуживания граждан; социальным страхованием граждан. Считает, что нарушение ответчиком санитарных норм по обеспечению сбора ЖБО в водонепроницаемые-герметичные сборники, нарушение ответчиком норм минимальных расстояние до жилого дома, принадлежащего истцу, до колодца питьевой воды на его участке, нарушает права истца на благоприятную среду обитания - затапливается подвал дома (с последствиями в вид зловонного запаха и размножения паразитов), погреб, заражена вода в колодце, а нарушения расстояния до сетей уличного водопровода угрожает заражением воды питьевой для всех жителей улицы. Также считает, что он и члены его семьи длительное время из-за умышленных действий ответчицы находятся в стрессовой ситуации: вынуждены дышать смрадом, не могут пользоваться погребом подвалом. Из-за постоянных конфликтов с ответчиком и вынужденностью защищать свои права потерял сон и стал нервным.
В судебном заседании истец Шелаков Н.П. и его представитель Тимофеев А.Н. поддержали исковое заявление по основаниям указным в иске, просили удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Гайдук Г.К. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснила, что сливные ямы установлены в 2020 году, документов по их установке не имеется, также представила письменные возражения на иск, в которых указала, что, действительно, на ее земельном участке, расположенным по адресу: Чувашская Республика, ФИО7, <адрес>, впереди жилого дома имеется объект (назван выгребные канализационные ямы), однако исходя из назначения колодцев и их обустройства (имеется выгреб из трех рядов железобетонных колец, оголовок колодца исполнен из кирпичной кладки), надземная часть имеет крышку, фактически является объектом дворовой помойницы (неканализационное сооружение), т.к. используется для стока хозяйственных сточных вод (воды из кухни, умывальника и стиральной машины), в жилом доме ответчицы Гайдук Г.К. санузел (туалет) отсутствует. С 01.03.2021 г. вступили в силу новые СанПиН 2.1.3684-21, при этом данный объект был построен в период действия СанПиН 42-128-4690-88. В недействующих в настоящее время СанПиН 42-128-4690-88 в п. 2.3.1. было записано, что для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций, следовательно, предусматривает лишь одно условие - наличие водонепроницаемого выгреба, при этом обязательное удаление дворовых помойниц на какое-либо расстояние (от домовладений, от межи и т.п.) не предусмотрено, удаление от домовладений предусмотрено только для дворовых уборных), исключение составляет лишь случай, когда дворовая помойница и дворовая уборная имеют общий выгреб, однако рассматриваемый случай таковым не является. В п. 2.3.2 СанПиН 42-128-4690-88 указано, что на территории частных домовладений расстояние от дворовых уборных до домовладений определяется самими домовладельцами и может быть сокращено до 8-10 метров. В действующих СанПиН 2.1.3684-21 фраза про частные домовладения отсутствует, а по расстояниям в п. 19 указано, что расстояние от выгребов и дворовых уборных с помойницами до жилых домов, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи и медицинских организаций, организаций социального обслуживания, детских игровых и спортивных площадок должно быть не менее 10 метров и не более 100 метров, для туалетов - не менее 20 метров. И ни о каких стоковых водах в СанПиН ничего нет, речь там о дворовых уборных, то есть об объекте, под которым оборудуется водонепроницаемый выгреб для сбора фекалий. По стандарту СТО НОСТРОЙ 2.17.176-2015 «Автономные системы канализации с септиками и сооружениями подземной фильтрации сточных вод» при установке септиков следует учитывать экологические риски и полностью исключить возможность загрязнения сточными водами водоносных горизонтов и водозаборных сооружений, используемых для питьевого водоснабжения. Пункт 5.4.3 Стандарта гласит, что минимальное расстояние от септика до жилого здания следует принимать 5 м. Дворовая уборная ответчицы Гайдук Г.К. не имеет общий выгреб с дворовой помойницей, находится отдельно, в соответствии с его назначением, при этом расположение дворовой уборной никем не проверялось. Считает, что истец Шелаков Н.П. не представил надлежащих доказательств, подтверждающих тот факт, что размещением дворовой помойницы (неканализационного сооружения (выгребной ямы) для стока хозяйственных сточных вод в том месте, где она находится в настоящее время, нарушают его права, в том числе, на благоприятную среду обитания, санитарно-гигиеническую безопасность и т.п.
Представитель ответчика Корнилов А.А. поддержал доводы, изложенные в возражениях на иск, считает, что требования Шелакова Н.П. не подлежат удовлетворению.
Третье лицо администрация Козловского муниципального округа Чувашской Республики, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, представило заявление, в котором указано, что спорный объект не находится в реестре муниципальной собственности Козловского муниципального округа Чувашской Республики, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики, вынести решение на усмотрение суда.
Третье лицо - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в Цивильском районе, также извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил в суд письменную информацию, в котором указал, что просит рассмотреть гражданское дело без участия представителя территориального отдела, и вместе с этим сообщает следующее: в силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. На основании пункта 18 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), в населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных. В силу пункта 19 СанПиН 2.1.3684-21, расстояние от выгребов и дворовых уборных с помойницами до жилых домов, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи и медицинских организаций, организаций социального обслуживания, детских игровых и спортивных площадок должно быть не менее 10 метров и не более 100 метров, для туалетов - не менее 20 метров. Пунктом 21 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что выгреб и помойницы должны иметь подземную водонепроницаемую емкостную часть для накопления ЖБО. Объем выгребов и помойниц определяется их владельцами с учетом количества образующихся ЖБО. Пунктами 22, 23 СанПиН 2.1.3684-21 установлено следующее: -Не допускается наполнение выгреба выше, чем 0,35 метров до поверхности земли. Выгреб следует очищать по мере заполнения, но не реже 1 раза в 6 месяцев (пункт 22). -Удаление ЖБО должно проводится хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ЖБО, в период с 7 до 23 часов с использованием транспортных средств, специально оборудованных для забора, слива и транспортирования ЖБО, в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО (пункт 23). Из пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) следует, что санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. Согласно пункту 2.4.3 СанПиН 2.1.4.1110-02, ширину санитарно-защитной полосы следует принимать по обе стороны от крайних линий водопровода: а) при отсутствии грунтовых вод - не менее 10 м при диаметре водоводов до 1000 мм и не менее 20 м при диаметре водоводов более 1000 мм; б) при наличии грунтовых вод - не менее 50 м вне зависимости от диаметра водоводов. Пунктом 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено, что в пределах санитарно-защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод. Из искового заявления следует, что канализационные колодцы, которые построены Гайдук Г.К. для накопления жидких бытовых отходов из ее дома, не имеют водонепроницаемую емкостную часть для накопления ЖБО и расположены на расстоянии 9 метров до жилого дома истца, Шелакова Н.П., и на расстоянии 4,5 метра до водопровода централизованной системы водоснабжения в с.Байгулово Козловского муниципального округа, что является нарушением пунктов 18, 19, 21 СанПиН 2.1.3684-21, пунктов 2.4.3, 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1110-02.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии третьих лиц.
Выслушав объяснения сторон, их представителей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу п. п. 2, 3 ст. 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Руководствуясь ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как указано в пункте 45 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо учитывать, что в силу ст. 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Согласно части 1 статьи 55 и части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено и свидетельством о государственной регистрации права № <адрес> от <дата> подтверждается, что истцу Шелакову Н.П. на праве собственности принадлежит земельный участок категории земли населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства площадью 2600 м2, расположенный по адресу: Чувашская <адрес>, а также жилой дом, 1-этажный, общей площадью 76,2 кв. м, расположенный на данном земельном участке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № <адрес> от <дата>.
Свидетельством о государственной регистрации права № <адрес> от <дата> подтверждается, что ответчику Гайдук Г.К. на праве собственности принадлежит земельный участок категории земли населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства площадью 2831 м2, расположенный по адресу: <адрес>, а также жилой дом, 1-этажный, общей площадью 46,30 кв. м, расположенный на данном земельном участке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от <дата>, свидетельством о государственной регистрации права № <адрес> от <дата>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <дата>, по адресу: <адрес>, имеется земельный участок категории земли населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства площадью 2763 +/- 18 м2.
Из ответа на обращение истца главы Байгуловского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики <число> от <дата> следует, что <дата> был проведен осмотр земельного участка по адресу: Чувашская Республика, <адрес> (собственник - Шелаков Николай Петрович) и <адрес> (собственником является - Гайдук Галина Константиновна). В ходе осмотра установлено, что выгребная яма, находящяяся по <адрес>, находится от забора соседа на расстоянии 0.9 метров, от колодца соседа, которое завалено землей, <адрес> находится на расстоянии - 7 метров. От погреба соседа -7 метров (в погребе стоит затхлый запах), расстояние от выгребной ямы до дома соседа - 9 метров. Расстояние от асфальтированной дорога до выгребной ямы - 4,5 метра. Шелакову Н.П. рекомендовано по вопросам нарушения санитарных норм и правил установки выгребной ямы но ул.; Центральная <адрес> обратиться в соответствующие органы: Территориальный отдел Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике Чувашии в Цивильском районе.
Из акта от <дата> следует, что комиссия в составе главы Байгуловского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики ФИО9, специалиста Байгуловского сельского поселения ФИО10, Гайдук Г.К., жительницы <адрес> Чувашской Республики, составили настоящий акт о нижеследующем: Провели обследование земельного участка и жилого дома по <адрес> Чувашской Республики. В ходе обследования обнаружена выгребная яма на земельном участке хозяйства по адресу: <адрес>, которая находится от забора соседнего участка по адресу: <адрес> на расстоянии 0,9 м, от колодца соседа, которое завален землей <адрес> находится на расстоянии - 7 м. От погреба соседа - 7 метров, расстояние от выгребной ямы до дома соседа - 9 метров. Расстояние от асфальтированной дороги до выгребной ямы - 4,5 м. В выгребной яме фекалий не обнаружены. В ходе обследования жилого <адрес> санузла не обнаружено.
Из справки по результатам совместной проверки от 22.12.2022г. следует, что ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в Цивильском районе 22.12.2022г. проведена совместная проверка по обращению Шелакова Н.П. с участием помощника прокурора Козловского района Чувашской Республики по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. В ходе проверки установлено следующее: Канализационный выгреб для сбора сточных вод расположен около жилого дома Гайдук Алины Константиновны по адресу: <адрес>. Осмотром установлено, что выгреб построен из железобетонных колец, оголовок колодца выполнен из кирпичной кладки, на момент осмотра выгреб не переполнен стоками. Со слов жительницы дома выгреб состоит из трех рядов железобетонных колец, по мере наполнения стоки с ее слов вывозятся на ассенизационной машине, накладных, чеков, на руках не имеет. Выгреб для сбора сточных вод от дома располагается на расстоянии около 0,7 м от границ огорода соседей. Согласно проведенных совместных измерений с использованием рулетки установлено, что расстояние от оголовка выгреба до угла жилого дома соседей Шелаковой Марины Николаевны составляет около 9,1 м, расстояние от оголовка выгреба до ориентировочного пролегания водопровода, пролегающего по улице Центральная в с.Байгулово Козловского района на момент измерений составил около - 4,7 м. С данными замерами все были согласны, претензий на момент замеров не имели. Выводы: В ходе совместного осмотра выявлены следующие нарушения требований санитарных норм и правил: -п.19 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" - расстояние от выгребов до жилых домов должно быть не менее 10 метров; -п.2,4.3 СанПиН2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и в эдопроводов питьевого назначения» - ширина санитарно-защитной полосы следует принимать по обе стороны от крайних линий водопровода: а) при отсутствии грунтовых вод - не менее 10 м при диаметре водоводов до 1000мм и не менее 20 м при диаметре водоводов более 1000мм; б) при наличии грунтовых вод - не менее 50 м вне зависимости от диаметра водоводов. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Из ответов Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в Цивильском районе на обращения Шелаковой М.Н. вход. <число>/Ж-2022 от <дата> и <число>ж-2023 от <дата> и на обращение Шелакова Н.П. вход. <число>/ж-2022 от <дата>, следует, что по поводу установления сливной ямы, расположенной по адресу: Чувашская Республика, <адрес> рядом с земельным участком Шелакова Н.П. и водопроводом по <адрес>, в ходе совместного выездного обследования с участием помощника прокурора Козловского района Чувашской Республики Горбаченок В.С. на 22.12.2022г. установлено следующее: Канализационный сборник для сбора жидких бытовых отходов (ЖБО) Гайдук Г.К. расположен на индивидуальном земельном участке около жилого дома по адресу: <адрес>. Осмотром установлено, что сборник построен из железобетонных колец, оголовок колодца выполнен из кирпичной кладки, на момент осмотра выгреб не переполнен стоками. Со слов жительницы дома выгреб состоит из трех рядов железобетонных колец, по мере наполнения стоки с ее слов вывозятся на ассенизационной машине, со стороны улицы подъезд для автомашины имеется. Согласно проведенных совместных измерений с использованием рулетки установлено, что расстояние от оголовка выгреба до угла жилого дома Шелакова Н.П. составляет около 9,1 м, расстояние от оголовка выгреба до ориентировочного места пролегания водопровода, по улице Центральная в с.Байгулово Козловского района на момент измерений составил около - 4,7 м. Выгреб для сбора сточных вод располагается на расстоянии около 0,7 м от границы существующего ограждения земельного участка. По результатам рассмотрения <дата> и совместного обследования с прокуратурой Козловского района Чувашской Республики по поводу неправомерной установки сливной (выгребной) ямы были выявлены следующие нарушения требований санитарных норм и правил: - п.19 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"- расстояние от сборника для стоков до жилых домов должно быть не менее 10 метров, фактическое расстояние от дома Шелаковых до сборника для стоков составило 9,10 м, расстояние от сборника для стоков до жилого дома Гайдук Г.К. составило 2,20 м; -п.2.4.3 СанПиН2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» - ширина санитарно-защитной полосы следует принимать по обе стороны от крайних линий водопровода:? а) при отсутствии грунтовых вод - не менее 10 м при диаметре водоводов до 1000мм и не менее 20 м при диаметре водоводов более 1000мм; б) при наличии грунтовых вод - не менее 50 м вне зависимости от диаметра водоводов. На момент измерений рулеткой расстояние от водовода, проходящего по ул.Центральная, с.Байгулово до оголовка сборника для сбора стоков (или выгреба), принадлежащего Гайдук Г.К. по адресу: Чувашская Республика, <адрес> составило 4,70 м.
Из письма Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии <число> о результатах обращений Шелакова Н.П. от <дата> <число>/ж-2023, <число>ж-2023 от <дата> следует, что по вопросам, разрешение которых относится к полномочиям Управления, специалисты Управления и его территориального отдела в <адрес> руководствовались федеральными законами, действующими государственными санитарными правилами и нормативами и «Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии», утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от <дата> <число>. Суть обращений Шелакова Н.П. - заключается в спорном моменте нахождения выгреба для накопления стоков на территории домовладения <число> по <адрес> в <адрес> и связанного с этим нарушением прав Шелакова Н.П. на благоприятную среду обитания. Действующими СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" установлены санитарно-эпидемиологические требования к содержанию городских и сельских поселений. В соответствии с 19. СанПиН 2.1.3684-2: «Расстояние от выгребов и дворовых уборных с помойницами до жилых домов, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи и медицинских организаций, организаций социального обслуживания, детских игровых и спортивных площадок должно быть не менее 10 метров и не более 100 метров, для туалетов - не менее 20 метров». Требования СанПиН 2.1.3684-21 являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями. Согласно результатам измерений расстояний, проведенных комиссией в составе специалиста территориального отдела Управления в Цивильском районе и представителя прокуратуры Козловского района, расстояние от выгреба для сбора сточных вод на территории частного домовладения <число> по <адрес>, в <адрес> до границ участка домовладения Шелакова Н.П. составляет около 0,7 м. Расстояние от выгреба до угла жилого дома Шелакова Н.П. составляет около 9,1 м, расстояние от выгреба до водопровода, пролегающего по улице Центральная в с.Байгулово Козловского района, составляет около 4,7 м. По факту нарушения п.2.4.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» территориальным отделом Управления в Цивильском районе администрации Байгуловского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики, осуществляющей организацию в границах сельского поселения водоснабжение населения, водоотведение объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и устранению нарушений от 28.12.2022 №1.
Таким образом, в судебном заседании из исследованных письменных доказательств, объяснений сторон, фотографий, в судебном заседании установлено, что на земельном участке ответчика имеется сборная канализационная выгребная яма с двумя колодцами для сбора жидких бытовых отходов (ЖБО).
Суд считает установленным, что указанная сборная канализационная выгребная яма с двумя колодцами для сбора жидких бытовых отходов (ЖБО) установлена ответчиком в 2022 году, что следует из искового заявления, обращений Шелакова Н.П. в государственные органы, датированные 2022 годом. Доказательств, что указанная выгребная яма была установлена в 2020 году, ответчик в суд не представил.
Доводы ответчика и его представителя, что колодцы фактически является объектом дворовой помойницы (неканализационное сооружение), т.к. используется для стока хозяйственных сточных вод (воды из кухни, умывальника и стиральной машины), суд считает несостоятельными, так как из вышеуказанных исследованных справок по результатм проверок, ответов Роспотрбнадзора следует, что на территории земельного участка принадлежащего ответчику имеется именно канализационный выгреб для сбора сточных вод из жилого дома ответчика Гайдук Г.К., из акта от <дата> составленного с участием ответчика Гайдук Г.К. и подписанного ею также следует, что на принадлежащем ей земельному участке обнаружена выгребная яма, которая находится от забора соседнего участка по адресу: <адрес> на расстоянии 0,9 м.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно ст. 10 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Согласно пункта 1 статьи 22 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. п. 1, 3 ст. 39 приведенного закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Санитарные требования к оборудованию и размещению дворовых уборных и выгребов, были установлены Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных месс», утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.988 года № 4690-88.
Так, пунктом 2.3.1 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим.
В силу п. 2.3.2 СанПиН 42-128-4690-88 дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 м.
На территории частных домовладений расстояние от дворовых уборных до домовладений определяется самими домовладельцами и может быть сокращено до 8-10 метров. В конфликтных ситуациях место размещения дворовых уборных определяется представителями общественности, административных комиссий местных Советов.
Указанный документ утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.12.2020 года № 42.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 3 утверждены Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», которые вступили в силу с 01.03.2021 года.
В соответствии с п. 19 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от выгребов и дворовых уборных с помойницами до жилых домов, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи и медицинских организаций, организаций социального обслуживания, детских игровых и спортивных площадок должно быть не менее 10 метров и не более 100 метров, для туалетов - не менее 20 метров.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (с изм. от 25.09.2014) (вместе с "СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.04.2002 N 3399) установлены санитарные требования к зонам санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Из пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) следует, что санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
Согласно пункту 2.4.3 СанПиН 2.1.4.1110-02, ширину санитарно-защитной полосы следует принимать по обе стороны от крайних линий водопровода:
а) при отсутствии грунтовых вод - не менее 10 м при диаметре водоводов до 1000 мм и не менее 20 м при диаметре водоводов более 1000 мм;
б) при наличии грунтовых вод - не менее 50 м вне зависимости от диаметра водоводов.
Пунктом 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено, что в пределах санитарно-защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод.
В ходе судебного заседания судом установлено и исследованными доказательствами подтверждается, что сборная канализационная выгребная яма с двумя колодцами для сбора жидких бытовых отходов (ЖБО), установленная на земельном участке ответчика по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, находится на расстоянии 9,10 м от жилого дома, принадлежащего истцу Шелакову Н.П. по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, и на расстоянии 4,70 м от водовода, проходящего по ул.Центральная, с.Байгулово Козловского муниципального округа Чувашской Республики.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что возведенная ответчиком выгребная (сливная) яма не соответствует санитарным нормам и правилам, расположена от дома истца с нарушением требований п. 19 СанПиН 2.1.3684-21, то есть на расстоянии менее 10 метров, и с нарушением требований п.п. 2.4.3, 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 - в пределах санитарно-защитной полосы источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения водоснабжения и водопроводов питьевого назначения водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
При этом канализационные сооружения относятся к тем видам объектов, которые очевидно несут угрозу загрязнения окружающей среды в случае несоблюдения порядка их устройства и нормативных отступов. Из материалов дела следует, что ширина и площадь участка ответчика позволяют оборудовать канализационные объекты в соответствии с требуемыми нормативными расстояниями.
Поскольку нарушения СанПиН 2.1.3684-21 и СанПиН 2.1.4.1110-02 свидетельствуют о нарушении прав истца, так как в силу прямого указания закона несоблюдение данных санитарно-эпидемиологических норм создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний, суд приходит к выводу, что исковые требования обязать ответчика прекратить пользование сборными ямами-колодцами для сбора жидких бытовых отходов от ее дома в <адрес>, для чего произвести откачку из действующих ям-колодцев остатков жидких стоков демонтировать водоотводящий трубопровод от дома до этих колодцев, подлежат удовлетворению.
При этом суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда – 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, полагая его достаточным для его исполнения.
Однако ответчик не лишена возможности размещения на участке иной сливной ямы с соблюдением санитарных норм и правил относительно требований к ее конструкции и месту расположения.
Истцом заявлены требования о компенсации морального вреда в размере 50000 рублей.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При определении размера компенсации морального вреда закон обязывает суд учитывать фактические обстоятельства причинения морального вреда, индивидуальные особенности лица, которому причинен вреда, принцип разумности и справедливости (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").
При вышеизложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что установленный факт размещения ответчиком выгребной ямы с нарушением СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 2.1.4.1110-02 свидетельствует о нарушении прав истца на благоприятную окружающую среду, учитывая фактические обстоятельства причинения вреда, длительность неисполнения ответчиком возложенных на него законом обязанностей, соразмерность компенсации последствиям нарушения прав с учетом баланса интересов сторон, а также требования разумности и справедливости, суд считает необходимым исковые требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично и взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 600 рублей.
Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. В связи с чем суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, ГПК РФ суд
решил:
Исковые требования Шелакова Николая Петровича к Гайдук Галине Константиновне удовлетворить частично.
Обязать Гайдук Галину Константиновну (паспорт <число>) прекратить пользование сборными ямами - колодцами для сбора жидких бытовых отходов, расположенными по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, для чего в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу произвести очистку ям-колодцев от остатков жидких стоков и демонтировать водоотводящий трубопровод от жилого дома ответчика до этих колодцев.
Взыскать с Гайдук Галины Константиновны (паспорт <число>) в пользу Шелакова Николая Петровича (паспорт <число>) компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Шелакова Николая Петровича отказать.
Взыскать с Гайдук Галины Константиновны (паспорт <число>) в пользу Шелакова Николая Петровича (паспорт <число>) судебные расходы: по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий, судья Т.И. Степанова
Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2023 года.
Председательствующий, судья Т.И. Степанова