Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2015 года г. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Лапшиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3-201/15 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ИМПЕКС+» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «ИМПЕКС+» (далее - ООО «ИМПЕКС+») обратилось в Московский областной суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности трех земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030650:236, 50623:0030371:1210, 50:13:010119:046, расположенных в Подольском, Раменском и Пушкинском районах Московской области.
Обосновывая свои требования, административный истец указывает, что кадастровая стоимость названных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что влечет увеличение налогового бремени и нарушает его (истца) права плательщика земельного налога исчисляемого из кадастровой стоимости земельных участков.
Административный истец, уточнив требования, просил суд установить кадастровую стоимость указанных земельных участков равной их рыночной стоимости в размере, определенном в отчетах № 1575/1 от 5 июня 2014 года, № 1575/2 от 8 июля 2014 года и № 1575/3 от 17 июля 2014 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленными оценщиком Розановым А.В (т. 1 л.д. 326 - 330).
В ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области, оспаривая достоверность величины рыночной стоимости спорных земельных участков, определенной в отчетах об оценке, заявил ходатайство о назначении экспертизы в целях проверки данных отчетов на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определения, в случае необходимости, действительной рыночной стоимости земельный участков, которое было удовлетворено судом (т. 2 л.д. 26 - 29).
После получения заключения эксперта административный истец, через своего представителя, уточнил заявленные требования, просит суд установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030650:236, 50623:0030371:1210, 50:13:010119:046 равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года (дату кадастровой оценки) в экспертном заключении в размере 425 972 971 рубль, 365 056 516 рублей и 392 644 227 рублей соответственно (т. 2 л.д. 170).
Представитель административного истца - Краснов Ю.Б. в судебном заседании поддержал уточненные требования своего доверителя.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области - Левина М.Е. не возражала против удовлетворения уточненных требований ООО «ИМПЕКС+».
Министерство экологии и природопользования Московской области, Управление Росреестра по Московской области, филиал ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области, МИФНС России № 1, 3, 5, администрация городского округа Подольск Московской области, администрация Пушкинского муниципального района Московской области и администрация Раменского муниципального района Московской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку в суд своих представителей.
Суд, выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области, исследовав материалы дела, полагает административное исковое заявление «ИМПЕКС+» подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности собственника данного земельного участка.
В соответствии с п. 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи. Указанный пункт 3 предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ( с последующими изменениями).
В соответствии с абз. 1, 37 названной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18). Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", п. 8 ФСО № 4).
Судом установлено, что ООО «ИМПЕКС+» является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030650:236, общей площадью 230 880 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для комплексного освоения в целях жилищного строительства и рекреации, расположенного по адресу: Московская область, Подоьский район, Лаговское с/п, д. Никулино.
Также административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030371:1210, общей площадью 408 000 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под многофункциональную комплексную жилую застройку и объекты рекреационного назначения, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Заболотьевское, д. Рыбаки.
Кроме того, судом установлено, что административный истец являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 50:13:010119:046, общей площадью 473 000 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - под дачное строительство, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе д. Балабаново. Данный земельный участок снят с кадастрового учета 9 июля 2014 года и сведения о нем имеют статус «архивных».
Указанные обстоятельства подтверждаются копиями свидетельств о государственной регистрации права, кадастровых паспортов земельных участков (т. 1 л.д. 89, 91, 183, 184, 279, 280), справочной информацией по объектам недвижимости с сайта Росреестра (т. 2 л.д. 173).
Судом также установлено, что распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года № 566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» была установлена, в том числе, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030650:236 и 50623:0030371:1210, а распоряжением того же Министерства от 26 ноября 2013 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства)» - с кадастровым номером 50:13:010119:046.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков указанными распоряжениями Министерства экологии и природопользования Московской области была установлена по состоянию на 1 января 2013 года (дату формирования перечня земельных участков, подлежащих кадастровой оценке).
Постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года № 1045/54 все полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.
Как следует из кадастровых паспортов земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030650:236, 50623:0030371:1210, 50:13:010119:046 их кадастровая стоимость составила 1 841 388 057 рублей, 2 602 734 000 рубля и 1 576 901 590 рублей соответственно (т. 1 л.д. 91, 184, 280).
Перед обращением в суд данная кадастровая стоимость была оспорена заявителем в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (дата обращения в Комиссию - 19 ноября 2014 года). Решением данной Комиссии от 12 декабря 2014 года заявление ООО «ИМПЕКС+» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков было отклонено (т. 1 л.д. 247-249). Таким образом, обязательный досудебный порядок разрешения спора заявителем соблюден.
Учитывая, что с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости всех земельных участков ООО «ИМПЕКС+» обратилось в 2014 году, оспариваемая им кадастровая стоимость снятого с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:13:010119:046 затрагивает права административного истца в сфере налогообложения.
Согласно заключению эксперта № 045-0902015 от 11 сентября 2015 года Государственного бюджетного учреждения города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации (ГБУ МосгорБТИ) Бушкова Андрея Юрьевича, которому судом было поручено проведение экспертизы по проверке отчетов об оценке, представленных административным истцом, на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определению действительной рыночной стоимости спорных земельных участков, оценщиком Розановым А.В. при составлении отчетов № 1575/1 от 5 июня 2014 года, № 1575/2 от 8 июля 2014 года, № 1575/3 от 17 июля 2014 года об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков были допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требований Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, предъявляемых к отчету об оценке, которые могли повлиять на определение итоговой величины их рыночной стоимости. В соответствии с данным заключением эксперта действительная рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030650:236 составляет 425 872 972 рубль, с кадастровым номером 50623:0030371:1210 - 356 056 516 рублей, с кадастровым номером 50:13:010119:046 - 392 644 227 рублей.
Суд, оценивая представленное экспертное заключение, приходит а выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению эксперта у суду не имеется. Эксперт Бушков А.Ю. предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, имеет ученую степень кандидата экономических наук, что подтверждается соответствующими документами (т. 2 л.д. 140-45).
Выводы эксперта лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Исходя из изложенного, оценив представленные доказательства в совокупности, суд находит требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости в размере, определенном в указанном экспертном заключении, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
заявление Общества с ограниченной ответственностью ООО «Импекс+» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030650:236, общей площадью 230880 кв. м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для комплексного освоения в целях жилищного строительства и рекреации, расположенного по адресу: Московская область, Подольский район, Лаговское с/п, д. Никулино равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года, в размере 425872971 (четыреста двадцать пять миллионов восемьсот семьдесят две тысячи девятьсот семьдесят один) рубль.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030371:1210, общей площадью 408 000 кв. м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под многофункциональную комплексную жилую застройку и объекты рекреационного назначения, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Заболотьевское, д. Рыбаки, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года, в размере 365056516 (триста шестьдесят пять миллионов пятьдесят шесть тысяч пятьсот шестнадцать) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:13:010119:046, общей площадью 473 000 кв. м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – под дачное строительство, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе д. Балабаново равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года, в размере 392644227 (триста девяносто два миллиона шестьсот сорок четыре тысячи двести двадцать семь) рублей.
Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данного земельного участка, включая дату подачи Обществом с ограниченной ответственностью «Импекс+» заявления о пересмотре его кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области – 19 ноября 2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда окончательной форме.
Судья Власова М.Г.