Решение по делу № 2-3452/2023 от 25.05.2023

Дело № 2-3452/2023

УИД 24RS0032-01-2023-002323-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2023 года                    г. Красноярск

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Шевцовой О.В.,

с участием представителя истца КГКУ «Управления социальной защиты населения» ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

ответчика ФИО1,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Представитель истца КГКУ «Управление социальной защиты населения» (далее по тексту КГКУ «УСЗН») ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в суд с исковыми требованиями к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в территориальное отделение КГКУ «УСЗН» по <адрес> в <адрес> с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. На основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию, направленному на преодоление обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности получателя (его семьи) и последствия которых он (его семья) не может (не могут) преодолеть самостоятельно по осуществлению иных мероприятий по преодолению трудной жизненной ситуации, в целях удовлетворения текущей потребностей получателя (его семьи) по приобретению товаров первой необходимости, одежды и обуви, территориальным отделением принято решение о назначении государственной социальной помощи на основе социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ , с ФИО1 заключен социальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ , сроком на 06 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Согласно социальному контракту ФИО1 в апреле 2022 года предоставлена единовременная денежная выплата в размере 14 486 руб. 00 коп., на приобретение товаров первой необходимости, одежды и обуви; приобретение товаров для обеспечения потребности семьи получателя в товарах дошкольного и школьного образования. Данная сумма перечислена на расчетный счет ФИО1, указанный в заявлении. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлен отчет за апрель 2022 года о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, с приложением товарных чеков по приобретению товаров первой необходимости, продуктов, одежды и обуви в соответствии с условиями социального контракта и программы социальной адаптации. С учетом вышеизложенного, ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделением принято решение о предоставлении ФИО1 очередной ежемесячной денежной выплаты на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 14 486 руб. 00 коп. Данная сумма перечислена на расчетный счет ФИО1, указанный в заявлении. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлен отчет за май 2022 года о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, с приложением копии договора купли-продажи мебели у физического лица, чеков об уплате долга за коммунальные услуги, в соответствии с условиями социального контракта и программы социальной адаптации. Одновременно, в связи с изменением действующего законодательства в размере ежемесячной денежной выплаты, ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключено дополнительное соглашение об увеличении размера ежемесячной денежной выплаты до 15 935 руб. 00 коп. На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО1 очередной ежемесячной денежной выплаты на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 15935 руб. 00 коп, данная сумма перечислена ей на тот же расчетный счет. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком предоставлен отчет за июнь 2022 года о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, с приложением товарных чеков по приобретению товаров первой необходимости, продуктов, одежды и обуви в соответствии с условиями социального контракта и программы социальной адаптации. Соответственно, ДД.ММ.ГГГГ на основании решения о предоставлении ФИО1 очередной ежемесячной денежной выплаты на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 15 935 руб. 00 коп., данная сумма перечислена ей на тот же расчетный счет. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлен отчет за июль 2022 года о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, с приложением копии договора купли-продажи мебели у физического лица, чеков об уплате долга за коммунальные услуги, в соответствии с условиями социального контракта и программы социальной адаптации. Одновременно, ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлена очередная выплата на август 2022 года в размере 15 935 руб. 00 коп., которая перечислена ей на тот же расчетный счет. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком предоставлен отчет за август 2022 года о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, с приложением товарных чеков по приобретению товаров первой необходимости, продуктов, одежды и обуви в соответствии с условиями социального контракта и программы социальной адаптации. Решением территориального отделения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 перечислена очередная сумма ежемесячной денежной выплаты на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 935 руб. 00 коп., данная сумма перечислена ей на тот же расчетный счет. Отчет, предоставленный ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ за сентябрь 2022 года территориальным отделением не принят, поскольку из 9-ти чеков по приобретению товаров первой необходимости, продуктов, 5 чеков датированы октябрем 2022 года, что противоречит условиям социального контракта и программы социальной адаптации. ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделением КГКУ «УСЗН» по <адрес> в <адрес> принято решение о прекращении оказания ФИО1 государственной социальной помощи и расторжении социального контракта в одностороннем порядке в связи с нарушением условий социального контракта, не извещением уполномоченного учреждения об изменениях обстоятельств, являвшихся основанием для принятия решения о назначении государственной социальной помощи, а также невыполнения получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации в полном объеме в установленные сроки; не предоставлением получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации. В адрес ФИО1 территориальным отделением КГКУ «УСЗН» по <адрес> в <адрес> направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении оказания государственной помощи, досрочном расторжении социального контракта и возврате полученных им денежных средств в размере 15 935 руб. 00 коп. ДД.ММ.ГГГГ поступило письмо № с-80/1-1354 из КГКУ «УСЗН», содержащее методические указания о том, что в случае наступления оснований, предусмотренных п.35,38 Порядка по всем исковым заявлениям территориальные отделения обязаны заявить исковые требования о взыскании сумм государственной помощи в полном объеме, то есть в размере общей суммы денежных средств, полученных заявителем от уполномоченного учреждения по социальному контракту. С учетом данных методических указаний территориальным отделением ДД.ММ.ГГГГ направлено повторное уведомление о прекращении оказания государственной помощи, досрочном расторжении социального контракта и возврате полученных денежных средств, в размере 92 712 руб. 00 коп. В процессе досудебного урегулирования спора специалисты территориального отделения в телефонном режиме и по месту регистрации и проживания, указанных ФИО1, неоднократно пытались уведомить ее о необходимости возвратить незаконно полученные денежные средства в ближайшее время. Поскольку до настоящего времени денежные средства на расчетный счет КГКУ «УСЗН» не поступили, истец, приводя правовые обоснования исковых требований, просит суд взыскать с ФИО1 незаконно полученную сумму государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 92 712 руб. 00 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 981 руб. 00 коп.

Представитель истца КГКУ «УСЗН» ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылалась на то, что денежные средства, выплаченные ей по социальному контракту, использованы ею по целевому назначению. Последний отчет за сентябрь 2022 года КГКУ «УСЗН» не принят, в связи с тем, что часть квитанций об использовании денежных средств по целевому использованию представлена за октябрь 2022 года. Представление чеков за октябрь 2022 года обусловлено тем, что у нее болел ребенок, за которым она ухаживала, в связи с чем не имела возможности с учетом перечисления КГКУ «УСЗН» денежных средств приобрести продукты в магазине, в котором предоставляются чеки с указанием товара для подтверждения целевого использования денежных средств. Отчет за сентябрь 2022 года о выполнении мероприятий на сумму 15 935 руб. 00 коп. ею своевременно представлен в КГКУ «УСЗН» с приложением квитанций на общую сумму 15 935 руб. 00 коп. Полагает, что КГКУ «УСЗН» необоснованно не принят у нее отчет за сентябрь 2022 года.

Выслушав участников процесса, исследовав, проверив и оценив в совокупности представленные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

С ДД.ММ.ГГГГ полномочия по предоставлению гражданам государственных услуг в сфере социальной поддержки, в том числе на основании социального контракта осуществляет КГКУ «УСЗН» в лице территориальных отделений. На территории <адрес> указанные полномочия осуществляет территориальное отделение.

Согласно пункту 1.6 Положения «О территориальных отделениях краевого государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения» от ДД.ММ.ГГГГ, территориальные отделения не обладают правами юридического лица, не могут от своего имени приобретать права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах, иметь обособленное имущество на праве оперативного управления, печать и бланки со своим наименованием и не вправе открывать лицевые счета в органах казначейства, вести самостоятельный баланс.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» - социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством <адрес>.

Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, как указывает статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в обозначении принципа адресности и целевого характера бюджетных средств. К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на перечисленные в статьях 69, 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации цели, и в том числе на оказание государственных услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, и социальное обеспечение населения. Нецелевое использование бюджетных средств может выражаться в использовании их на цели, не соответствующие целям получения данных средств.

Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Частью 1 статьи 8.1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении государственной программы <адрес> «Развитие системы социальной поддержки граждан» государственная программа включает подпрограмму "Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности".

Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности.

В соответствии с подпунктом 3.ДД.ММ.ГГГГ Постановления мероприятие 2.16 перечня мероприятий предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении к подпрограмме.

Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>.

В соответствии с пунктом 2 Порядка, право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории <адрес> малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в <адрес>».

Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (подпункт 2 пункта 7 Порядка).

Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи (далее - заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (Пункт 8 Порядка).

В силу п.13 Порядка, при реализации мероприятия, указанные в подпункте 4 п.8 Порядка, заявителю предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения (но не более 6 месяцев).

В рамках мероприятия, указанного в подпункте 4 п.8 Порядка социальный контракт с одним и тем же заявителем (семьей заявителя) заключается не чаще одного раза в год с даты окончания срока действия социального контракта. В приоритетном порядке оказывается государственная помощь заявителям, проживающим в семьях с детьми.

Размер ежемесячной денежной выплаты определяется на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, принятого на 2022 год и действовавшего в тот период, который составлял 14 486 руб. 00 коп. (для трудоспособного населения по третьей группе территорий края).

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «О внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социальным демографическим группам населения <адрес> на 2022 год» размер ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ составляет 15 935 руб. 00 коп.

Согласно п.26 Порядка оказание государственной помощи осуществляется уполномоченным учреждением путем перечисления средств ежемесячной денежной выплаты на счет, открытый получателю в российской кредитной организации, указанный в заявлении, в срок не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором заключен социальный контракт при реализации мероприятия, указанного в подпункте 4 п.8 Порядка, в дальнейшем при соблюдении получателем требованием, установленным абзацем первым пункта 28 Порядка – в срок не позднее 26 числа месяца, следующего за отчетным (в случае принятия решения о предоставлении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с абзацем вторым пункта 28 Порядка).

В соответствии с пунктом 27 Порядка, уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

В силу пункта 28 Порядка получатель ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению к форме социального контракта.

Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка).

В соответствии с пунктом 35 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4,5 настоящего пункта 35 Порядка.

В соответствии с пунктом 36 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 пункта 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.

В силу пункта 38 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и| (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной] помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В силу пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе Российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Территориальное отделение КГКУ «УСЗН» по <адрес> в <адрес> с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в территориальный отдел КГКУ «УСЗН» по <адрес> в <адрес> о назначении ей государственной социальной помощи на основании социального контракта при отсутствии работы, нехватки денежных средств, не возможности выйти самостоятельно из материальной ситуации, указав, что преодоление трудной жизненной ситуации может быть осуществлено в результате реализации мероприятий, направленных на преодоление гражданином (его семьей) трудной жизненной ситуации (мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.

ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «УСЗН» и ФИО1 заключен социальный контракт , сроком на 06 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно социальному контракту ФИО1 в апреле 2022 года предоставлена единовременная денежная выплата в размере 14 486 руб. 00 коп. на приобретение товаров первой необходимости, одежды и обуви; приобретение товаров для обеспечения потребности семьи получателя в товарах дошкольного и школьного образования.

Данная сумма перечислена на расчетный счет , открытый в ПАО «ВТБ» на имя ФИО1

В соответствии с п. 4.6 Контракта ответчик обязан предоставлять ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных настоящим социальным контрактом и программой социальной адаптации с приложение документов, подтверждающих выполнение мероприятий (при наличии документов), по форме согласно приложению к настоящему социальному контракту лично, посредством почтового отправления либо направления в электронной форме с использованием системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или краевого портала государственных и муниципальных услуг.

Как следует из материалов дела, в период действия социального контракта ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлен отчет за апрель 2022 года о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, с приложением товарных чеков по приобретению товаров первой необходимости, продуктов, одежды и обуви в соответствии с условиями социального контракта и программы социальной адаптации.

ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделением КГКУ «УСЗН» по <адрес> в <адрес> принято решение о предоставлении ФИО1 очередной ежемесячной денежной выплаты на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 14 486 руб. 00 коп.

Данная сумма перечислена на расчетный счет ФИО1, указанный в заявлении. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлен отчет за май 2022 года о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, с приложением копии договора купли - продажи мебели у физического лица, чеков об уплате долга за коммунальные услуги, в соответствии с условиями социального контракта и программы социальной адаптации.

Одновременно, в связи с изменением действующего законодательства в размере ежемесячной денежной выплаты, ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключено дополнительное соглашение об увеличении размера ежемесячной денежной выплаты до 15 935 руб. 00 коп.

На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО1 очередной ежемесячной денежной выплаты на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 935 руб. 00 коп., данная сумма перечислена ей на тот же расчетный счет.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком предоставлен отчет за июнь 2022 года о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, с приложением товарных чеков по приобретению товаров первой необходимости, продуктов, одежды и обуви в соответствии с условиями социального контракта и программы социальной адаптации.

ДД.ММ.ГГГГ на основании решения о предоставлении ФИО1 очередной ежемесячной денежной выплаты на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 15 935 руб. 00 коп., данная сумма перечислена ей на тот же расчетный счет.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлен отчет за июль 2022 года о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, с приложением копии договора купли - продажи мебели у физического лица, чеков об уплате долга за коммунальные услуги, в соответствии с условиями социального контракта и программы социальной адаптации.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлена очередная выплата на август 2022 года в размере 15 935 руб. 00 коп., которая перечислена ей на тот же расчетный счет.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком предоставлен отчет за август 2022 года о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, с приложением товарных чеков по приобретению товаров первой необходимости, продуктов, одежды и обуви в соответствии с условиями социального контракта и программы социальной адаптации. Решением территориального отделения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 перечислена очередная сумма ежемесячной денежной выплаты на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 935 руб. 00 коп., данная сумма перечислена ей на тот же расчетный счет.

Отчет, предоставленный ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ за сентябрь 2022 года территориальным отделением не принят, поскольку из 9-ти чеков по приобретению товаров первой необходимости, продуктов, 5 чеков датированы октябрем 2022 года, что противоречит условиям социального контракта и программы социальной адаптации.

ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделением КГКУ «УСЗН» по <адрес> в <адрес> принято решение о прекращении оказания ФИО1. государственной социальной помощи и расторжении социального контракта в одностороннем порядке в связи с нарушением условий социального контракта, не извещением уполномоченного учреждения об изменениях обстоятельств, являвшихся основанием для принятия решения о назначении государственной социальной помощи, а также невыполнения получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации в полном объеме в установленные сроки; не предоставлением получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации.

В адрес ФИО1 территориальным отделением КГКУ «УСЗН» по <адрес> в <адрес> направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении оказания государственной помощи, досрочном расторжении социального контракта и возврате полученных им денежных средств в размере 15 935 руб. 00 коп.

ДД.ММ.ГГГГ поступило письмо № с-80/1-1354 из КГКУ «УСЗН», содержащее методические указания о том, что в случае наступления оснований, предусмотренных п.35,38 Порядка по всем исковым заявлениям территориальные отделения обязаны заявить исковые требования о взыскании сумм государственной помощи в полном объеме, то есть в размере общей сумы денежных средств, полученных заявителем от уполномоченного учреждения по социальному контракту.

С учетом данных методических указаний территориальным отделением ДД.ММ.ГГГГ направлено повторное уведомление о прекращении оказания государственной помощи, досрочном расторжении социального контракта и возврате полученных денежных средств, в размере 92 712 руб. 00 коп.

В силу вышеизложенного, ФИО1 во исполнение программы социальной адаптации в период с апреля по август 2022 года каждый раз при предоставлении отчетности за указанный период предоставлялся размер ежемесячной денежной выплаты, а именно: апрель 2022 года – 14 486 руб. 00 коп., май 2022 года – 14 486 руб. 00 коп.; июнь 15 935 руб. 00 коп., июль 2022 года - 15 935 руб. 00 коп., август 2022 года - 15 935 руб. 00 коп. ФИО1 представлены отчеты о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, а именно доказательства, подтверждающие целевое использование данных денежных средств, что также было подтверждено допрошенным в судебном заседании свидетелем ФИО3

Кроме того, ФИО1 своевременно был представлен отчет об использовании перечисленных ей денежных средств за сентябрь 2022 года, приложив к отчету квитанции, подтверждающие использование денежных средств в размере 15 935 руб. 00 коп., а именно:

- чеки по приобретению продуктов питания: б/н от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 029 руб. 93 коп., б/н от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 320 руб. 85 коп., б/н от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 573 руб. 86 коп.

- по приобретению одежды: б/н от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 295 руб. 00 коп.;

- по приобретению продуктов питания: б/н от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 977 руб. 60 коп., б/н от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 470 руб. 96 коп., 977 руб. 60 коп., 1470 руб. 96 коп.

Вместе с тем, три оригинала квитанции не читаемы, их копии у сторон отсутствуют, в связи с чем суду непредставляется возможным установить что приобретено по этим квитанциям и на какую сумму.

При этом, вопреки доводам стороны истца, суд полагает возможным принять квитанции по приобретению продуктов питания: б/н от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 977 руб. 60 коп., б/н от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 470 руб. 96 коп., 977 руб. 60 коп., 1470 руб. 96 коп., поскольку как установлено в судебном заседании у ответчика в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ болел ребенок, что подтверждается медицинской справкой, в связи с чем ФИО1 оказалась по уважительной причине неспособной надлежаще исполнить принятые при заключении социального контракта свои обязательства, а именно использовать по целевому назначению сумму 15 935 руб. 00 коп.

Таким образом, суд находит, что ответчиком использованы денежные средства по целевому назначению за сентябрь 2022 года в размере 11 116 руб. 76 коп.

При этом суд отмечает, что приобретение ФИО4 продуктов питания в октябре 2022 года на сумму 4 897 руб. 12 коп. не свидетельствует о нецелевом использовании ответчиком денежных средств, полученных по вышеуказанному социальному контракту.

В силу вышеизложенного, суд пришел к выводу, что ответчиком использованы по целевому назначению денежные средства в размере 87 893 руб. 76 коп. (апрель – 14 486 руб. 00 коп., май 2022 года – 14 486 руб. 00 коп.; июнь 15 935 руб. 00 коп., июль 2022 года - 15 935 руб. 00 коп., август 2022 года - 15 935 руб. 00 коп., сентябрь 2022 года – 11 116 руб. 76 коп.).

Таким образом, приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что цель предоставления государственной социальной помощи, а именно стимулирование малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан и их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации, достигнута.

Обязательства вследствие неосновательного обогащения регулируются главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (ст.1109 Гражданского кодекса Российской Федерации) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Выплаченные ФИО1 в соответствии с условиями социального контракта денежные средства в истребуемом размере 92 712 руб. 00 коп., в силу положений п. 1 ст. 1102 и п. п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности ответчика.

Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм неосновательного обогащения вследствие необоснованного получения им мер социальной поддержки презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности ФИО1 при получении соответствующих выплат в истребуемом размере возлагается на орган социальной политики, требующий их возврата, то есть на истца.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско - правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско - правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Предоставление мер социальной поддержки предполагает соблюдение принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а именно предоставление гражданам гарантий, что решения о применении соответствующих мер социальной поддержки принимаются уполномоченными органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение ежемесячных выплат, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения таких выплат и определения их размера, с тем чтобы гражданин, как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

В соответствии с действующим правовым регулированием порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, ответственность за правильность оказания такой помощи возлагается на орган социальной политики, который при вынесении решений, связанных с реализацией гражданами их прав на получение мер социальной поддержки, обязан основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств.

Доводы КГКУ «УСЗН» о нецелевом использовании ответчиком денежных средств в размере 87 893 руб. 76 коп. основаны на ошибочном толковании норм права и не соответствуют обстоятельствам дела.

Судом достоверно установлено, что предоставленные ФИО4 по социальному контракту денежные средства в размере 87 893 руб. 76 коп. использованы последней строго по целевому назначению - на выполнение мероприятий программы социальной адаптации.

Также истцом не доказан факт осуществления ответчиком гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе факт представления ответчиком документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытия данных или несвоевременного извещения об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания назначенной ей государственной помощи.

В отсутствие доказательств наличия в действиях ФИО1 недобросовестности, оснований квалифицировать истребуемые территориальным органом социальной политики денежные средства в размере 87 893 руб. 76 коп., как неосновательное обогащение, не имеется, в связи с чем в удовлетворении исковых требований КГКУ «УСЗН» о взыскании с ФИО1 неосновательного обогащения в размере 87 893 руб. 76 коп. следует отказать.

При этом, учитывая, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих целевое использование денежных средств на сумму 4 818 руб. 24 коп., при этом в представленном отчете суммы по чекам не расписаны, данный отчет истцом не принят, определить суммы и товары по таковым не представляется возможным, суд пришел к выводу, что со стороны ФИО1 имело место неосновательное обогащение на сумму 4 818 руб. 24 коп.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика ФИО1 в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в сумме 400 руб. 00 коп., подтвержденные платежным поручением                    от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, 233-234 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 (<данные изъяты>) в пользу краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» (<данные изъяты>, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ) незаконно полученную сумму государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 4 818 руб. 24 коп. /четыре тысячи восемьсот восемнадцать рублей двадцать четыре копейки).

Взыскать с ФИО1 (<данные изъяты>) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 руб. 00 коп. /четыреста рублей 00 копеек/.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Председательствующий судья                                            О.В. Шевцова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-3452/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
КГКУ " Управление социальной защиты населения"
Ответчики
Кириллова Наталья Андреевна
Другие
Ковалева Ольга Викторовна
Суд
Ленинский районный суд г. Красноярск
Судья
Шевцова Олеся Вадимовна
Дело на странице суда
lenins.krk.sudrf.ru
25.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2023Передача материалов судье
29.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2023Подготовка дела (собеседование)
05.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.09.2023Предварительное судебное заседание
17.10.2023Судебное заседание
13.11.2023Судебное заседание
23.11.2023Судебное заседание
23.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее