Решение по делу № 33-2996/2020 от 21.02.2020

Судья- Петухова Н.Е.

Дело № 33-2996/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

в составе председательствующего судьи Хасановой В.С.

судей Лапухиной Е.А., Бабиновой Н.А.

при секретаре Басимовой Н.М.

рассмотрела 22 июня 2020г. в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Чусовом Пермского края на решение Чусовского городского суда Пермского края от 27 декабря 2019 года, которым постановлено:

Установить факт работы Скачкова Алексея Викторовича в период с 09 января 1991 года по 25 августа 1993 в должности председателя Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане.

Заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Скачков А.В. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению пенсионного фонда РФ в г.Чусовом Пермского края об установлении факта работы.

В судебном заседании истец Скачков А.В. на требованиях настаивал, пояснил, что он обратился за назначением трудовой пенсии по старости. Специалист УПФ РФ в г.Чусовом сообщила, что для назначения трудовой пенсии по старости ему не хватает 2 года 3 месяца 18 дней до выработки общего стажа. При этом сообщила, что из имеющегося общего трудового /страхового/ стажа подлежит вычесть период работы с 09 января 1991 года по 25 августа 1993 года в должности председателя Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане. Несмотря на то, что в его трудовой книжке имеется запись о работе в данной организации, ему рекомендовано было предоставить копии приказов о приеме и увольнении. Ввиду того, что часть архива Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане за период с 1991-1993 г.г. не сохранилась, он лишен возможности во внесудебном порядке установить факт осуществления деятельности за вышеуказанный временной период. Кроме того, у него в доме произошел пожар, и часть документов, касающихся его работы, сгорело. Просил установить факт работы с 09 января 1991 по 25 августа 1993 в Чусовском городском комитете ветеранов войны в Афганистане в должности председателя.

Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями не согласилась.

Третье лицо Чусовская районная общественная организация ветеранов войны в Афганистане Чусовской комитет ветеранов войны в Афганистане в судебное заседание представителя не направило. Возражений относительно заявленных требований не представило.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ - Управлению пенсионного фонда РФ в г.Чусовом Пермского края просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. В жалобе указывается на то, что представленные письменные документы, показания допрошенных свидетелей не являются допустимыми доказательствами и не могут быть положены в основу решения по делу, в связи с чем, заявитель полагает, что не нашел объективного подтверждения факт трудовой деятельности Скачкова А.В. в спорный период в Чусовском городском комитете ветеранов войны в Афганистане в должности председателя.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился истец Скачков А.В., с доводами жалобы не согласился. Другие лица, участвующие в деле, извещались, в судебное заседание не явились и ходатайств об отложении рассмотрения дела не направили.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Скачкова А.В., суд первой инстанции исходил из наличия достаточных доказательств, подтверждающих факт работы истца в период с 09 января 1991 года по 25 августа 1993 года в должности председателя Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане, что является основанием для включения спорного периода в страховой стаж для назначения страховой пенсии.

При этом, суд принял во внимание сведения трудовой книжки истца, справку 19 отдела надзорной деятельности и профилактической работы о факте пожара, представленные МБУ «Архив Чусовского района» решение Инполнительного комитета от 25.04.1990 № 125 об утверждении Устава Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане и его копию, показания допрошенных свидетелей.

С выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований истца в настоящем деле судебная коллегия не может согласиться в силу следующего.

Обращаясь с настоящими требованиями об установлении факта работы в период с 09 января 1991 года по 25 августа 1993 года, истец Скачков А.В. ссылался на необоснованность исключения ответчиком указанного периода из подсчета его страхового стажа для назначения страховой пенсии.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015г. Федеральным законом от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Частью 1 статьи 4 ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет ( ч.1 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей до 01.01.2019г.).

Как подтверждается материалами дела, истец Скачков А.В. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Чусовом Пермского края с целью рассмотрения вопроса о предварительной проверке наличия стажа, необходимого для назначения ему страховой пенсии по старости.

В результате проведенной документальной проверки, пенсионным органом рекомендовано истцу предоставить оригиналы документов, а также в отношении периода с 09.01.1991г. по 25.03.1993г, представить копии приказов о приеме и увольнении.

В отзыве на исковое заявление, ответчик УПФР в г.Чусовом Пермского края указал, что в системе персонифицированного учета в Пенсионном фонде РФ Чусовской городской комитет ветеранов войны в Афганистане не зарегистрирован, представленный дубликат трудовой книжки Скачкова А.В. содержит записи № 6 и № 7 о приеме и увольнении с должности председателя Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане, однако в нарушение Инструкции, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974г. № 162, данные записи подписаны председателем Анисимовым М.В. и заверены печатью организации, зарегистрированной 08.05.2014г.; представленная справка Чусовской районной общественной организации ветеранов войны в Афганистане от 11.07.2019г. не содержит указания на первичную документацию; не приложены документы, подтверждающие реорганизацию Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане в Чусовскую районную общественную организацию ветеранов войны в Афганистане, зарегистрированную 08.05.2014г.

С 01.01.2015г. пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ст.3 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

В силу части 1 статьи 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации. (В Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» такая же норма содержалась в пункте 1 статьи 10 ).

В соответствии с ч.1, 3 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Аналогичные положения были установлены ранее действовавшим Федеральным законом РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу ст.66 ТК РФ трудовая книжка является основным документов о трудовой деятельности и трудовом стаже работка.

В соответствии с пунктами 26-30 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003г. № 225, в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку.

Аналогичный порядок внесения исправлений в записи трудовой книжки содержала ранее действовавшая Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, учреждениях и организациях, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР 20.06.1974г. № 162 (п.2.5, 2.6, 2.7 Инструкции).

Как следует из материалов дела, истцом Скачковым А.В. представлена не трудовая книжка, а дубликат трудовой книжки, в который внесены записи о его приеме 09.01.1991г. за № 6 и увольнении 25.08.1993г. за № 7 с должности председателя Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане.

При этом, из материалов дела следует и сторонами не отрицалось, что данная запись внесена в дубликат трудовой книжки Скачковым А.В. и заверена председателем А., а также печатью Чусовской районной общественной организации ветеранов войны в Афганистане, зарегистрированной 08.05.2014г.

Между тем, каких-либо данных о том, что указанная организация Чусовская районная общественная организация ветеранов войны в Афганистане является правопреемником после Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане, в деле не имеется.

Согласно материалов дела и пояснений истца, первичные кадровые документы, включая приказы о приеме и увольнении, не сохранились, на момент внесения записей в трудовую книжку данных документов не имелось.

При таком положении, судебная коллегия соглашается с доводами ответчика о том, что указанная запись о периоде работы истца с 09.01.1991г. по 25.08.1993г. внесена в дубликат трудовой книжки с нарушением Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, учреждениях и организациях, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР 20.06.1974г. № 162, как и Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69.

В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что представленный истцом дубликат трудовой книжки и имеющиеся записи о приеме и увольнении № 6, 7 не могут быть признаны в качестве допустимых и надлежащих доказательств, подтверждающих наличие стажа работы истца в спорный период.

В п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения указаны в постановлении Правительства РФ от 24.07.2002г. №555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий».

В материалы дела МБУ «Архив Чусовского района» представлены копия решения Чусовского горисполкома от 25.04.1990г. № 125 об утверждении Устава Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане и копия Устава. Разделом 3 Устава предусмотрено, что исполнительно-распорядительным органом, осуществляющим оперативное руководство деятельностью комитета в период между заседаниями Совета является правление. Правление избирается открытым голосованием членов Совета, простым большинством голосов в количестве определяемом Советом. Правление состоит из председателя Совета, заместителя председателя Совета, исполняющего также обязанности секретаря, главного бухгалтера.

В тоже время, какие-либо решения об избрании истца председателем указанной организации, а также кадровые документы о приеме на работу, увольнении, выплате заработной платы и иные, касающиеся трудовой деятельности истца в качестве председателя указанной организации, в дело не представлено.

При этом, из сообщения МБУ «Архив Чусовского района» от 02.08.2019г., представленного в дело, следует, что документы Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане на хранение в архив не поступали.

Ссылки истца на то обстоятельство, что представление документов невозможно в виду их утраты в связи с пожаром, не могут быть признаны состоятельными, поскольку из имеющейся в деле справки 19 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Чусовскому муниципальному району, Гремячинскому и Горнозаводскому городским округам от 18.12.2019г., следует лишь то, что в многоквартирном доме по адресу: г.Чусовой, п.Лямино, ул.Свободы, 5, произошел пожар 26.10.2001г. Однако сведений, в том числе касающихся отношения данного адреса к местонахождению Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане и определению места хранения документации данного комитета, в деле не имеется.

В материалы дела истцом представлена справка от 11.07.2019г. Чусовской районной общественной организации ветеранов войны в Афганистане, за подписью председателя А., согласно которой Скачков А.В. с 09.01.1991г. по 25.08.1993г. работал в должности председателя Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане.

Между тем, как указано выше, данных о том, что организация Чусовская районная общественная организация ветеранов войны в Афганистане является правопреемником Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане, в деле не имеется. Кроме того, не указано и на основания (первичные документы), послужившие для выдачи справки относительно сведений о работе истца в спорный период.

В силу п.37, 38 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, при утрате документов о работе (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

Аналогичные положения содержались в Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденном Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190, Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. № 555.

В качестве доказательств факта работы в спорный период в Чусовском городском комитете ветеранов войны в Афганистане, истцом представлены показания свидетелей Ш., Г. и А.

Между тем, данных об отношении указанных свидетелей к Чусовскому городскому комитету ветеранов войны в Афганистане, включая членство в указанной организации, период совместной работы документально не подтверждены.

Напротив, из пояснений свидетеля Ш. следует, что он в спорный период работал в Интерфонде, А. работал в Горкоме партии, Г. работал районным военным комиссаром.

Более того, из показаний свидетеля А. следует, что у Комитета менялись названия, до 2014г. в налоговой инспекции не регистрировали, в дальнейшем для получения денежных средств зарегистрировали юридическое лицо в 2014г.

При этом, свидетели также пояснили, что не могут пояснить получал ли Скачков А.В. заработную плату в Комитете, свидетель Ш. указал, что заработную плату не получал, для него работа в Комитете была в качестве общественной нагрузки.

В виду изложенного, судебная коллегия находит, что у суда первой инстанции не имелось оснований для принятия показаний данных свидетелей в качестве надлежащих доказательств.

В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции были истребованы сведения из ИНФС, Управления министерства юстиции по Пермскому краю.

Согласно ответа Межрайонной ИФНС России № 17 по Пермскому краю, сведения в отношении организации Чусовской городской комитет ветеранов войны в Афганистане отсутствуют в ЕГРЮЛ.

Управлением Министерства юстиции РФ по Пермскому краю направлено сообщение о том, что в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций отсутствуют сведения о Чусовском городском комитете ветеранов войны в Афганистане, в Управлении не имеется учетного дела данной организации.

Судом апелляционной инстанции в силу положения ст.56, 57 ГПК РФ истцу было предложено представить дополнительные доказательства, включая свидетелей, которые осуществляли трудовую деятельность в Чусовском городском комитете ветеранов войны в Афганистане.

Однако истцом такие доказательства в суд апелляционной инстанции не представлены.

Ксерокопии отдельных листов трудовых книжек на имя Ч., М., представленные истцом, судебной коллегией не могут быть расценены в качестве надлежащих доказательств, поскольку подлинные документы в силу ст.71 ГПК РФ не представлены и данные лица по обстоятельствам внесения записей в трудовые книжки и факте работы истца допрошены не были.

Более того, судебная коллегия считает возможным обратить внимание на показание истца о том, что с момента организации Комитета в 1990г. он заработную плату не получал и трудовые отношения не оформлялись, в дальнейшем после 1993г. он также осуществлял деятельность без оформления трудовых отношений. Трудовые отношения не оформлялись и с бухгалтером, заместителем председателя, поскольку данные лица имели иное место работы.

В связи с изложенным, само по себе то обстоятельство, что данная организация была учреждена 20.04.1990г., в подтверждение чего в деле имеется копия Устава, не может быть расценено в качестве достаточного основания для удовлетворения требований истца и установления факта его работы в данной организации в спорный период для включения в стаж для назначения пенсии.

Таким образом, оценив в совокупности имеющиеся в деле документы и доказательства, судебная коллегия находит, что факт работы истца в указанной организации в спорный период для целей учета его в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии, достаточными и допустимыми доказательствами не подтвержден.

При таком положении, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований истца.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чусовского городского суда Пермского края от 27 декабря 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении требований Скачкова А.В. об установлении факта работы - отказать.

Председательствующий

Судьи

33-2996/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Скачков Алексей Викторович
Ответчики
Управление Пенсионного Фонда России г. Чусовой
Другие
Чусовская районная общественная организация ветеранов войны в Афганистане Чусовской комитет ветеранов войны в Афганистане
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Лапухина Евгения Александровна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
25.02.2020Передача дела судье
06.04.2020Судебное заседание
14.04.2020Производство по делу возобновлено
15.04.2020Судебное заседание
09.06.2020Производство по делу возобновлено
10.06.2020Судебное заседание
22.06.2020Судебное заседание
29.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2020Передано в экспедицию
22.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее