Дело №12-19/2018
РЕШЕНИЕ
г. Сочи 31 января 2018 г.
Судья Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края
Гергишан А.К.
при секретаре Ткач Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации города Сочи на постановление мирового судьи судебного участка 97 Хостинского района гор. Сочи Мамишевой Л.К. от 16.11.2017 года о привлечении администрации города Сочи к административной ответственности по ст. 9.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №97Хостинского района г. Сочи от 16.11.2017 администрация города Сочи признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
15.12.2017 администрацией города Сочи на данное постановление мирового судьи подана жалоба, в которой просит данное постановление мирового судьи отменить и производство по делу прекратить.
Суд, изучив жалобу, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что жалоба обоснована и подлежит удовлетворению, постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
Так, согласно ст. 9.13 КоАП РФ уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения заключается в уклонении должностного или юридического лица от выполнения установленных законом обязанностей по соблюдению требований законодательства, обеспечивающих доступность названных объектов. Состав этого правонарушения могут образовывать как бездействие, так и действия, нарушающие такие требования.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Статья 5 Закона Краснодарского края от 27 апреля 2007 года № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» гласит, что исполнительные органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного пользования общественным транспортом, средствами связи и информации.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Таким образом, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за обеспечение условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Вместе с тем, указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за обеспечение условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Кроме того, бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).
Так, администрацией города Сочи в рамках деятельности по решению вопроса местного значения – осуществление дорожной деятельности:
- осуществляется муниципальный дорожный контроль – определен порядок и орган, на который возложены соответствующие обязанности;
- создано муниципальное учреждений – МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог», которое в соответствии с уставом осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог города Сочи. Кроме того, муниципальные дороги переданы МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог» в оперативное управление. Средства бюджета города Сочи на 2017 год доведены в полном объеме до учреждения и осваиваются в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава МКУ «УАД» целью и предметом деятельности данного учреждения является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения.
В частности, согласно пункту 2.2 Устава МКУ «УАД» указанное учреждение осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе организует проведение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения города Сочи.
В соответствии с п. 2.2.1 Устава МКУ «УАД» учреждение обеспечивает разработку и реализацию муниципальных программ по реконструкции (включая проектно-изыскательские работы), капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, связанных с ними сооружений и объектов дорожной инфраструктуры.
Кроме того, согласно п. 2.2.36 Устава МКУ «УАД» учреждение обеспечивает соответствие состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным материалам.
Также, распоряжением от 26 апреля 2013 года № 2300р автомобильные дороги местного значения города Сочи переданы МКУ «УАД» в оперативное управление.
Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.
Таким образом, приведенные обстоятельства в совокупности дают основания для вывода о том, что уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур допущено не администрацией, а фактически лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и дорожных сооружений – МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог», которому переданы соответствующие полномочия и предоставляется финансирование.
В связи с чем, администрация города Сочи не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и необоснованно привлечено к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5. КоАП РФ «... лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина...»
Согласно статье 26.1. Кодекса об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения.
Таким образом, управлением социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Хостинском внутригородском районе города-курорта Сочи было неправильно определено лицо, совершившее противоправные действия, а также не доказана виновность администрации города Сочи в совершении административного правонарушения.
Кроме того, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, учитывая, что в настоящий момент срок давности привлечения администрации города Сочи к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ истек, суд считает необходимым прекратить производство по административному делу в отношении администрации города Сочи за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, ввиду отсутствия в действиях администрации города Сочи признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении по факту несоответствия требованиям по обеспечению доступности для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов на территории автомобильной парковке, расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Яна Фабрициуса должно быть прекращено.
Руководствуясь ст. ст.30.1, 30.6,30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 97 Хостинского района г. Сочи от 16.11.2017 о привлечении администрации города Сочи к административной ответственности по статье 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации города Сочи по статье 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
В силу статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение не подлежит обжалованию в порядке, предусмотренном ст.30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а вступает в силу немедленно после его вынесения.
Судья А.К. Гергишан
На момент публикации вступило в законную силу