Решение по делу № 33-2518/2024 от 05.09.2024

33-2518/2024 судья Колмакова Н.И.

2-281/2024

УИД 62RS0030-01-2024-000421-92

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 октября 2024 года г. Рязань

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Споршевой С.В.,

судей Кондаковой О.В., Рогозиной Н.И.,

при секретаре Парневой Ю.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Марянян Алмаст Вазгеновны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости,

с апелляционной жалобой Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области на решение Шацкого районного суда Рязанской области от 18 июля 2024 года в редакции определений суда об исправлении описок от 01 августа 2024 года, от 15 августа 2024 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кондаковой О.В. объяснения представителя истца Андрианова Д.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Марянян А.В. обратилась в суд с иском к ОСФР по Рязанской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование исковых требований указала, что 04.01.2024 она достигла возраста 57 лет и права на досрочную страховую пенсию по старости по п.1.2 ч.1 ст.32 №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

07.12.2023 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно. 14.03.2024 ответчик решением отказал истцу в назначении досрочной страховой пенсии указав, что дети заявительницы были рождены не на территории РФ и бывшей РСФСР, действующее соглашение о пенсионном обеспечении граждан между Россией и Азербайджаном отсутствует, в связи с чем, не могут быть включены в страховой стаж периоды ухода за детьми до 1,5 лет с 20.12.1985 по 19.06.1987, с 12.10.1987 по 11.04.1989, с 21.12.1990 по 20.06.1992.

Исключение указанных периодов из стажа привело к тому, что ее стаж на момент обращения составил 12 лет 1 месяц и 24 дня стажа, а ИПК равен 20,261. Между тем №400-ФЗ предусматривает, что уход родителем за ребенком до достижения им полутора лет идет в зачет стажа для назначения пенсии и влечет увеличение ИПК за этот период ухода, но не более шести лет в общей сложности.

С учетом данных положений законодательства, страховой стаж истицы в ИЛС с 12 лет 1 месяца и 24 дней, увеличится до 16 лет 7 месяцев и 24 дней, ИПК увеличится на 1,8*1,5 = 2,4 единицы за первого ребенка, на 3,6*1,5 = 5,4 единицы за второго ребенка и на 5,4 *1,5 = 8,1 единицы за третьего ребенка, а в сумме на 15,3 балла и составит 35,561, что более 28,2 установленных законом.

Супруг истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в настоящее время достиг 60-ти летнего возраста и пенсионером не является, в связи с чем, рожденные в браке с истицей дети в зачет его страхового стажа периодами ухода за ними не вошли. Рожденные в браке дети ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеют место рождения пос.<адрес>. Доводы обжалуемого решения ответчика о том, что для подтверждения спорного страхового стажа по уходу за детьми необходимым условием является наличие международного соглашения между Россией и Азербайджаном - страной, на территории которой были рождены дети, считает незаконными, нарушающими ее права на пенсионное обеспечение.

На основании изложенного просит признать незаконным решение ОСФР по Рязанской области от 14.03.2024 об отказе в установлении пенсии; обязать ОСФР по Рязанской области включить в страховой стаж истца периоды ухода за детьми с 20.12.1985 по 19.06.1987 (1,5 года), с 12.10.1987 по 11.04.1989 (1,5 года) и с 21.12.1990 по 20.06.1992 (1,5 года); признать за истцом право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.1.2 ч.1 ст.32 №400-ФЗ; обязать ОСФР по Рязанской области назначить истцу страховую пенсию по старости досрочно с 04.01.2004.

Представитель ответчика с иском не согласился.

Решением Шацкого районного суда Рязанской области от 18.07.2024 с учетом определений суда об исправлении описки от 01.08.2024, от 15.08.2024 постановлено:

Исковое заявление Марянян Алмаст Вазгеновны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Рязанской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости, удовлетворить.

Признать решение ОСФР по Рязанской области от 14.03.2024, незаконным.

Обязать ОСФР по Рязанской области включить в страховой стаж Марянян Алмаст Вазгеновны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды ухода за детьми с 20.12.1985 по 19.06.1987 (1,5 года), с 12.10.1987 по 11.04.1989 (1,5 года) и с 21.12.1990 по 20.06.1992 (1,5 года).

Обязать ОСФР по Рязанской области назначить Марянян Алмаст Вазгеновне досрочную страховую пенсию по старости с 04.01.2024.

В апелляционной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области просит решение отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального прав. Указал, что при назначении пенсии в соответствии с п.1.2 ч.1 ст. 32 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ учитываются дети, рожденные и воспитанные на территории Российской Федерации и бывшей РСФСР. Дети истца родились в пос.<адрес>. Действующее соглашение о пенсионном обеспечении граждан между Россией и Азербайджаном отсутствует, в связи с чем, не могут быть включены в страховой стаж спорные периоды ухода за детьми.

В письменных возражениях представитель истца Андрианов Д.В., полагая решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Андрианов Д.В. возражал против доводов апелляционной жалобы. Пояснил, что истица и дети являются вынужденными переселенцами с <адрес>, с 1990-х годов проживают на территории России, имеют гражданство Российской Федерации.

Истец Марянян А.В., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела, в суд апелляционной инстанции не явилась, об уважительности причин своей неявки суд не уведомила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.

Представитель ответчика ОСФР по Рязанской области в суд апелляционной инстанции не явился, о слушании дела извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании частей 3 и 5 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела отсутствие неявившихся лиц.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановленного судом решения.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Марянян Алмаст Вазгеновна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в браке с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Супруг истца ФИО1 получателем пенсии не является.

Истец имеет троих детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из свидетельств о рождении детей следует, что их местом рождения является пос.<адрес> Азербайджанской ССР.

04.01.2024 Марянян А.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от 14.03.2024 Маранян А.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1.2. ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием условий, требуемых для назначения досрочной страховой пенсии по старости – рождение трех детей и воспитании их до достижения ими возраста 8 лет, отсутствия требуемого страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента.

Пенсионным органом установлено, что на момент обращения с заявлением общий страховой стаж истца составил 12 лет 01 месяц 22 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 20,261.

Пенсионным органом не были включены в страховой стаж истца периоды ухода за детьми с 20.12.1985 по 19.06.1987 (1,5 года), с 12.10.1987 по 11.04.1989 (1,5 года) и с 21.12.1990 по 20.06.1992 (1,5 года), поскольку период ухода за детьми протекал на территории Азербайджанской АССР.

Разрешая исковые требования истца, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями статей 3, 4, 8, 22, пункта 1.2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от 18.03.2023 №59–ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения», Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021 № 538н.

Суд, исследовав и оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о незаконности решения пенсионного органа об отказе в назначении Маранян А.В. досрочной страховой пенсии по основаниям, установленным п.1.2 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции в обжалуемом решении обоснованными, соответствующими положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01.01.2015.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан определены статьей 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.

На основании пункта 1.2. части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.

Согласно части 3 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при определении права на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктами 1 - 2 части 1 настоящей статьи не учитываются дети, в отношении которых застрахованное лицо было лишено родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление.

С учетом переходных положений предусмотренных ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа необходимого для назначения страховой пенсии в 2024 году составляет 15 лет, при величине индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 28,2.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2011 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Основополагающими условиями для назначения досрочной пенсии по основаниям, предусмотренным п. 1.2. ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ также является факт многодетности матери (рождение 3 детей) в совокупности с фактом воспитания ею детей до установленного возраста (8 лет).

Конституционным судом РФ в постановлении от 29.01.2004 N 2-П определено, что нормы ФЗ-173, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный стаж полностью или частично).

Таким образом, в постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 N 2-П указано на категорию застрахованных лиц, которые рассчитывали на пенсионное обеспечение по нормам действовавшего до 01.01.2002 закона от 20.11.1990 N 340-1 в силу своего постоянного проживания в РФ, осуществления на территории РФ трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности, и тем самым включенным в круг лиц, на которых распространялось действие пенсионного законодательства РФ.

Согласно положениям ст. 4 закона от 20.11.1990 N 340-1 основным условием пенсионного обеспечения иностранных граждан на общих основаниях с гражданами РФ, в том числе в части исчисления трудового стажа, являлось их постоянное проживание в РФ, если иное не предусмотрено законом или договором.

Для определения права на страховую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с РФ (Азербайджан), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991, независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15.01.2003 N 88-16).

Конституционным судом РФ в постановлении от 29.01.2004 N 2-П определено, что нормы ФЗ-173, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный стаж полностью или частично).

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021 № 538н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы (сведения): подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).

Согласно пункту 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы (сведения): о рождении ребенка (детей) (п.п. «в»); о воспитании ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста 8 лет (п.п. «г»); об отсутствии фактов лишения застрахованного лица родительских прав в отношении детей (п.п. «о»).

Пунктами 83, 85, 86, 87 Перечня установлено, какими документами подтверждаются родственные отношения, рождение ребенка, воспитание ребенка до восьмилетнего возраста.

Согласно п. 3 ст. 2 ФЗ РФ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Азербайджанской республикой, а также членов их семей регулируется Федеральным законом от 18.03.2023 № 59-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения», ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный в городе Баку 26.04.2022.

Анализируя условия договора, заключенного между Российской Федерацией и Азербайджанской республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 26.04.2022, ст. 4 которого именуется "равные права" и регламентирует, что при применении законодательства в области пенсионного обеспечения одной Договаривающейся Стороны граждане другой Договаривающейся Стороны имеют равные права и несут равные обязанности, как и граждане первой Договорившейся Стороны.

В соответствии с п. 9 ст. 9 Договора, при определении права на досрочную страховую пенсию по старости, которая зависит от количества членов семьи, учитываются дети, рожденные и воспитанные для Российской Федерации – на территории РФ, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической республики.

Согласно указанному Договору от 26.04.2022, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, страховой период (период работы и иной деятельности), который имел место у граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Азербайджан) определяется исходя из правил подсчета указанного стажа установленного в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, в силу положений п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" требование о необходимости рождения детей именно на территории Российской Федерации в целях установления права на назначение пенсии законодателем не установлено. Не следует указанный факт и из Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 26.04.2022, в силу ч.9 ст. 9 которого учитываются дети, рожденные и воспитанные для Российской Федерации – на территории РФ, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической республики.

Судом установлено и сторонами не оспаривается то обстоятельство, что истец Марянян А.В. достигла возраста 57 лет, является матерью, родившей троих детей и воспитавшей их до достижения возраста 8 лет.

Требуемые документы о рождении детей и их воспитании до восьмилетнего возраста истцом в пенсионный орган были представлены.

Истец Марянян А.В. и ее дети являются гражданами Российской Федерации, о чем свидетельствуют отметки в паспортах РФ о ранее выданных паспортах: истец Марянян А.В. – в 1993 г., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. – в 2010 г., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – в 2001 г., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. – в 2005 г.

Вопреки доводам ответчика, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, правильно истолковав закон и положения Договора от 26.04.2022, принимая во внимание, что законом не предусмотрено в качестве условий для назначения пенсии рождения детей именно на территории Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу, что при наличии троих детей истец имеет право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", а поскольку 04.01.2024 истец достигла возраста 57 лет и имеет страховой стаж более 15 лет, приобрела право на страховую пенсию по старости по указанным основаниям с 04.01.2024, в связи с чем, решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии Марянян А.В. является незаконным.

Доводы апелляционной жалобы ответчика не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем, на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шацкого районного суда Рязанской области от 18 июля 2024 года, с учетом определений суда об исправлении описок от 01 августа 2024 года, от 15 августа 2024 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.10.2024.

33-2518/2024 судья Колмакова Н.И.

2-281/2024

УИД 62RS0030-01-2024-000421-92

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 октября 2024 года г. Рязань

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Споршевой С.В.,

судей Кондаковой О.В., Рогозиной Н.И.,

при секретаре Парневой Ю.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Марянян Алмаст Вазгеновны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости,

с апелляционной жалобой Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области на решение Шацкого районного суда Рязанской области от 18 июля 2024 года в редакции определений суда об исправлении описок от 01 августа 2024 года, от 15 августа 2024 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кондаковой О.В. объяснения представителя истца Андрианова Д.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Марянян А.В. обратилась в суд с иском к ОСФР по Рязанской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование исковых требований указала, что 04.01.2024 она достигла возраста 57 лет и права на досрочную страховую пенсию по старости по п.1.2 ч.1 ст.32 №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

07.12.2023 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно. 14.03.2024 ответчик решением отказал истцу в назначении досрочной страховой пенсии указав, что дети заявительницы были рождены не на территории РФ и бывшей РСФСР, действующее соглашение о пенсионном обеспечении граждан между Россией и Азербайджаном отсутствует, в связи с чем, не могут быть включены в страховой стаж периоды ухода за детьми до 1,5 лет с 20.12.1985 по 19.06.1987, с 12.10.1987 по 11.04.1989, с 21.12.1990 по 20.06.1992.

Исключение указанных периодов из стажа привело к тому, что ее стаж на момент обращения составил 12 лет 1 месяц и 24 дня стажа, а ИПК равен 20,261. Между тем №400-ФЗ предусматривает, что уход родителем за ребенком до достижения им полутора лет идет в зачет стажа для назначения пенсии и влечет увеличение ИПК за этот период ухода, но не более шести лет в общей сложности.

С учетом данных положений законодательства, страховой стаж истицы в ИЛС с 12 лет 1 месяца и 24 дней, увеличится до 16 лет 7 месяцев и 24 дней, ИПК увеличится на 1,8*1,5 = 2,4 единицы за первого ребенка, на 3,6*1,5 = 5,4 единицы за второго ребенка и на 5,4 *1,5 = 8,1 единицы за третьего ребенка, а в сумме на 15,3 балла и составит 35,561, что более 28,2 установленных законом.

Супруг истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в настоящее время достиг 60-ти летнего возраста и пенсионером не является, в связи с чем, рожденные в браке с истицей дети в зачет его страхового стажа периодами ухода за ними не вошли. Рожденные в браке дети ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеют место рождения пос.<адрес>. Доводы обжалуемого решения ответчика о том, что для подтверждения спорного страхового стажа по уходу за детьми необходимым условием является наличие международного соглашения между Россией и Азербайджаном - страной, на территории которой были рождены дети, считает незаконными, нарушающими ее права на пенсионное обеспечение.

На основании изложенного просит признать незаконным решение ОСФР по Рязанской области от 14.03.2024 об отказе в установлении пенсии; обязать ОСФР по Рязанской области включить в страховой стаж истца периоды ухода за детьми с 20.12.1985 по 19.06.1987 (1,5 года), с 12.10.1987 по 11.04.1989 (1,5 года) и с 21.12.1990 по 20.06.1992 (1,5 года); признать за истцом право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.1.2 ч.1 ст.32 №400-ФЗ; обязать ОСФР по Рязанской области назначить истцу страховую пенсию по старости досрочно с 04.01.2004.

Представитель ответчика с иском не согласился.

Решением Шацкого районного суда Рязанской области от 18.07.2024 с учетом определений суда об исправлении описки от 01.08.2024, от 15.08.2024 постановлено:

Исковое заявление Марянян Алмаст Вазгеновны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Рязанской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости, удовлетворить.

Признать решение ОСФР по Рязанской области от 14.03.2024, незаконным.

Обязать ОСФР по Рязанской области включить в страховой стаж Марянян Алмаст Вазгеновны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды ухода за детьми с 20.12.1985 по 19.06.1987 (1,5 года), с 12.10.1987 по 11.04.1989 (1,5 года) и с 21.12.1990 по 20.06.1992 (1,5 года).

Обязать ОСФР по Рязанской области назначить Марянян Алмаст Вазгеновне досрочную страховую пенсию по старости с 04.01.2024.

В апелляционной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области просит решение отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального прав. Указал, что при назначении пенсии в соответствии с п.1.2 ч.1 ст. 32 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ учитываются дети, рожденные и воспитанные на территории Российской Федерации и бывшей РСФСР. Дети истца родились в пос.<адрес>. Действующее соглашение о пенсионном обеспечении граждан между Россией и Азербайджаном отсутствует, в связи с чем, не могут быть включены в страховой стаж спорные периоды ухода за детьми.

В письменных возражениях представитель истца Андрианов Д.В., полагая решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Андрианов Д.В. возражал против доводов апелляционной жалобы. Пояснил, что истица и дети являются вынужденными переселенцами с <адрес>, с 1990-х годов проживают на территории России, имеют гражданство Российской Федерации.

Истец Марянян А.В., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела, в суд апелляционной инстанции не явилась, об уважительности причин своей неявки суд не уведомила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.

Представитель ответчика ОСФР по Рязанской области в суд апелляционной инстанции не явился, о слушании дела извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании частей 3 и 5 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела отсутствие неявившихся лиц.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановленного судом решения.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Марянян Алмаст Вазгеновна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в браке с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Супруг истца ФИО1 получателем пенсии не является.

Истец имеет троих детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из свидетельств о рождении детей следует, что их местом рождения является пос.<адрес> Азербайджанской ССР.

04.01.2024 Марянян А.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от 14.03.2024 Маранян А.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1.2. ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием условий, требуемых для назначения досрочной страховой пенсии по старости – рождение трех детей и воспитании их до достижения ими возраста 8 лет, отсутствия требуемого страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента.

Пенсионным органом установлено, что на момент обращения с заявлением общий страховой стаж истца составил 12 лет 01 месяц 22 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 20,261.

Пенсионным органом не были включены в страховой стаж истца периоды ухода за детьми с 20.12.1985 по 19.06.1987 (1,5 года), с 12.10.1987 по 11.04.1989 (1,5 года) и с 21.12.1990 по 20.06.1992 (1,5 года), поскольку период ухода за детьми протекал на территории Азербайджанской АССР.

Разрешая исковые требования истца, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями статей 3, 4, 8, 22, пункта 1.2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от 18.03.2023 №59–ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения», Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021 № 538н.

Суд, исследовав и оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о незаконности решения пенсионного органа об отказе в назначении Маранян А.В. досрочной страховой пенсии по основаниям, установленным п.1.2 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции в обжалуемом решении обоснованными, соответствующими положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01.01.2015.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан определены статьей 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.

На основании пункта 1.2. части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.

Согласно части 3 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при определении права на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктами 1 - 2 части 1 настоящей статьи не учитываются дети, в отношении которых застрахованное лицо было лишено родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление.

С учетом переходных положений предусмотренных ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа необходимого для назначения страховой пенсии в 2024 году составляет 15 лет, при величине индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 28,2.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2011 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Основополагающими условиями для назначения досрочной пенсии по основаниям, предусмотренным п. 1.2. ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ также является факт многодетности матери (рождение 3 детей) в совокупности с фактом воспитания ею детей до установленного возраста (8 лет).

Конституционным судом РФ в постановлении от 29.01.2004 N 2-П определено, что нормы ФЗ-173, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный стаж полностью или частично).

Таким образом, в постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 N 2-П указано на категорию застрахованных лиц, которые рассчитывали на пенсионное обеспечение по нормам действовавшего до 01.01.2002 закона от 20.11.1990 N 340-1 в силу своего постоянного проживания в РФ, осуществления на территории РФ трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности, и тем самым включенным в круг лиц, на которых распространялось действие пенсионного законодательства РФ.

Согласно положениям ст. 4 закона от 20.11.1990 N 340-1 основным условием пенсионного обеспечения иностранных граждан на общих основаниях с гражданами РФ, в том числе в части исчисления трудового стажа, являлось их постоянное проживание в РФ, если иное не предусмотрено законом или договором.

Для определения права на страховую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с РФ (Азербайджан), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991, независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15.01.2003 N 88-16).

Конституционным судом РФ в постановлении от 29.01.2004 N 2-П определено, что нормы ФЗ-173, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный стаж полностью или частично).

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021 № 538н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы (сведения): подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).

Согласно пункту 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы (сведения): о рождении ребенка (детей) (п.п. «в»); о воспитании ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста 8 лет (п.п. «г»); об отсутствии фактов лишения застрахованного лица родительских прав в отношении детей (п.п. «о»).

Пунктами 83, 85, 86, 87 Перечня установлено, какими документами подтверждаются родственные отношения, рождение ребенка, воспитание ребенка до восьмилетнего возраста.

Согласно п. 3 ст. 2 ФЗ РФ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Азербайджанской республикой, а также членов их семей регулируется Федеральным законом от 18.03.2023 № 59-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения», ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный в городе Баку 26.04.2022.

Анализируя условия договора, заключенного между Российской Федерацией и Азербайджанской республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 26.04.2022, ст. 4 которого именуется "равные права" и регламентирует, что при применении законодательства в области пенсионного обеспечения одной Договаривающейся Стороны граждане другой Договаривающейся Стороны имеют равные права и несут равные обязанности, как и граждане первой Договорившейся Стороны.

В соответствии с п. 9 ст. 9 Договора, при определении права на досрочную страховую пенсию по старости, которая зависит от количества членов семьи, учитываются дети, рожденные и воспитанные для Российской Федерации – на территории РФ, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической республики.

Согласно указанному Договору от 26.04.2022, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, страховой период (период работы и иной деятельности), который имел место у граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Азербайджан) определяется исходя из правил подсчета указанного стажа установленного в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, в силу положений п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" требование о необходимости рождения детей именно на территории Российской Федерации в целях установления права на назначение пенсии законодателем не установлено. Не следует указанный факт и из Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 26.04.2022, в силу ч.9 ст. 9 которого учитываются дети, рожденные и воспитанные для Российской Федерации – на территории РФ, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической республики.

Судом установлено и сторонами не оспаривается то обстоятельство, что истец Марянян А.В. достигла возраста 57 лет, является матерью, родившей троих детей и воспитавшей их до достижения возраста 8 лет.

Требуемые документы о рождении детей и их воспитании до восьмилетнего возраста истцом в пенсионный орган были представлены.

Истец Марянян А.В. и ее дети являются гражданами Российской Федерации, о чем свидетельствуют отметки в паспортах РФ о ранее выданных паспортах: истец Марянян А.В. – в 1993 г., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. – в 2010 г., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – в 2001 г., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. – в 2005 г.

Вопреки доводам ответчика, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, правильно истолковав закон и положения Договора от 26.04.2022, принимая во внимание, что законом не предусмотрено в качестве условий для назначения пенсии рождения детей именно на территории Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу, что при наличии троих детей истец имеет право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", а поскольку 04.01.2024 истец достигла возраста 57 лет и имеет страховой стаж более 15 лет, приобрела право на страховую пенсию по старости по указанным основаниям с 04.01.2024, в связи с чем, решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии Марянян А.В. является незаконным.

Доводы апелляционной жалобы ответчика не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем, на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шацкого районного суда Рязанской области от 18 июля 2024 года, с учетом определений суда об исправлении описок от 01 августа 2024 года, от 15 августа 2024 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.10.2024.

33-2518/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Марянян Алмаст Вазгеновна
Ответчики
ОСФР по Рязанской области
Другие
Андрианов Денис Владимирович
Суд
Рязанский областной суд
Судья
Кондакова Ольга Вячеславовна
Дело на сайте суда
oblsud.riz.sudrf.ru
09.09.2024Передача дела судье
02.10.2024Судебное заседание
19.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2024Передано в экспедицию
02.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее