Решение по делу № 3а-90/2019 от 13.11.2018

дело № 3а-90/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань 22 января 2019 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,

при секретаре Галиуллиной Л.Р.,

с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Аблиева Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «КБФ» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 324 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года № 2718-р,

УСТАНОВИЛ:

распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года № 2718-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее – Перечень).

Данное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 28 ноября 2017 года за № 4232, опубликовано в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 28 ноября 2017 года, в официальном печатном издании «Собрание законодательства Республики Татарстан» от 16 февраля 2018 года № 13, ст. 0468.

Распоряжениями Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 ноября 2017 года № 2748-р, от 27 декабря 2017 года № 3077-р Перечень дополнен пунктами 312-400.

Пунктом 324 Перечня, в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2018 год включено здание с кадастровым номером ...., расположенное по адресу: <адрес>

Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «КБФ», являющееся собственником указанного здания, обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 324 Перечня, указав, что включение спорного здания в Перечень противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций», так как здание не входит в категорию торговых центров (комплексов).

Административный истец полагает, что административным ответчиком нарушены процедурные правила Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года № 977, выездного обследования объекта рабочей группой не проводилось, по его результатам акт не составлялся, копия этого акта и распоряжения в адрес ООО «КБФ» не направлялись.

Включение спорного здания в Перечень нарушает права и законные интересы ООО «КБФ», так как возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

В судебном заседании представитель ООО «КБФ» Валиуллова Д.Р. административное исковое заявление поддержала.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан Морозов В.В. административный иск не признал.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (статьи 72, 76) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Согласно статьям 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, в соответствии со статьей 378 Налогового кодекса Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.

Указанными объектами недвижимого имущества являются, в том числе, торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Условия признания объекта недвижимости торговым центром (комплексом) установлены пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В Республике Татарстан в соответствии со статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций» установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1).

Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 названной статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2).

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года № 896 утверждены состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направлению в электронной форме в налоговые органы, и Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования указанного Перечня.

Указанным Порядком предусмотрено, что в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ (пункт 2).

Таким образом, Правительством региона предписывается, что в Перечень подлежат включению только торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 2000 квадратных метров, расположенные на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек.

Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3).

Таким образом, распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года № 2718-р «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил регистрации и опубликования.

Обращаясь к доводам административного истца о том, что принадлежащее ему здание не обладает признаками торгового центра (комплекса), суд приходит к следующему.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) и техническим паспортом объект недвижимости с кадастровым номером ...., представляет собой отдельно стоящее нежилое 2-3-этажное здание, общей площадью 6307,9 квадратных метра, располагается в городе Казани Республики Татарстан, численность населения которого превышает 145 тысяч человек. Данное здание принадлежит на праве собственности ООО «КБФ».

Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснил, что спорное здание включено в Перечень как торговый центр (комплекс), поскольку его общая площадь превышает 2000 квадратных метров. При этом наименование помещений общей площадью более 50 процентов общей площади этого здания в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.

Из технического паспорта на спорное здание, подготовленного Республиканским государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан по состоянию на 9 ноября 2015 года, видно, что в здании с кадастровым номером .... площади, имеющие наименование назначения под торговые помещения, помещения предприятий общественного питания и бытового обслуживания, составляют 3660,5 квадратного метра, то есть более 58 процентов (3660,5 х 100 /6275,9).

Поскольку на момент принятия оспариваемого распоряжения наименование помещений общей площадью более 58 процентов общей площади спорного здания в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) предусматривало размещение торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, отнесение спорного здания к категории торговых центров (комплексов) по признакам, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ, следует считать обоснованным, а пункт 324 Перечня - соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы административного истца о нарушении процедурных правил Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года № 977, правового значения при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела не имеют. Из содержания протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения от 22 декабря 2017 года № 6 следует, что вопрос о фактическом использовании объекта недвижимости с кадастровым номером .... снят с повестки заседания, так как в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, и документами технического учета (инвентаризации), это здание соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является торговым центром (комплексом).

Изменение наименования помещений в здании с кадастровым номером .... по результатам инвентаризации по состоянию на 9 августа 2018 года на наименования, не связанные с размещением торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, которое зафиксировано техническим паспортом, составленным акционерным обществом «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан», не имеет существенного значения применительно к оспариваемому нормативному правовому акту.

Как следует из пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждается на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций, которым в силу пункта 1 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации является календарный год. При этом включение объектов недвижимого имущества в Перечень осуществляется до 1-го числа очередного налогового периода. По смыслу пунктов 7, 10 и 12 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации изменение в течение налогового периода включенного в Перечень объекта недвижимого имущества, вследствие которого данный объект перестает соответствовать условиям для его включения в Перечень, может влиять на порядок определения налоговой базы, но само по себе не является основанием для признания Перечня в этой части недействующим.

Суд также принимает во внимание, что согласно экспликации к поэтажному плану технического паспорта на здание с кадастровым номером ...., составленного акционерным обществом «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан» по состоянию на 9 августа 2018 года, были зафиксированы самовольные перепланировка и переоборудование помещений в спорном здании на площади 4502,2 квадратного метра, которые складываются главным образом из площадей, ранее занимаемых торговыми залами.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «КБФ» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 324 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года № 2718-р, отказать.

Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании «Собрание законодательства Республики Татарстан», а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья Э.С. Каминский

Справка: решение принято судом в окончательной форме 25 января 2019 года.

Судья Э.С. Каминский

3а-90/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО КБФ
Ответчики
МЗИО РТ
Другие
КМ РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
13.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
13.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
15.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
05.12.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.12.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2018[Адм.] Судебное заседание
22.01.2019[Адм.] Судебное заседание
16.11.2018Решение вопроса о принятии к производству
14.11.2018Регистрация административного искового заявления
14.11.2018Передача материалов судье
05.12.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2018Судебное заседание
24.12.2018Судебное заседание
25.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее