РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
город Казань 22 января 2019 года
Верховный РЎСѓРґ Республики Татарстан РІ составе председательствующего - СЃСѓРґСЊРё Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан Каминского Р.РЎ.,
при секретаре Галиуллиной Л.Р.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Аблиева Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «КБФ» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 324 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года № 2718-р,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года № 2718-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее – Перечень).
Данное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 28 ноября 2017 года за № 4232, опубликовано в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 28 ноября 2017 года, в официальном печатном издании «Собрание законодательства Республики Татарстан» от 16 февраля 2018 года № 13, ст. 0468.
Распоряжениями Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 ноября 2017 года № 2748-р, от 27 декабря 2017 года № 3077-р Перечень дополнен пунктами 312-400.
Пунктом 324 Перечня, в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2018 год включено здание с кадастровым номером ...., расположенное по адресу: <адрес>
Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «КБФ», являющееся собственником указанного здания, обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 324 Перечня, указав, что включение спорного здания в Перечень противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций», так как здание не входит в категорию торговых центров (комплексов).
Административный истец полагает, что административным ответчиком нарушены процедурные правила Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года № 977, выездного обследования объекта рабочей группой не проводилось, по его результатам акт не составлялся, копия этого акта и распоряжения в адрес ООО «КБФ» не направлялись.
Включение спорного здания в Перечень нарушает права и законные интересы ООО «КБФ», так как возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
В судебном заседании представитель ООО «КБФ» Валиуллова Д.Р. административное исковое заявление поддержала.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан Морозов В.В. административный иск не признал.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (статьи 72, 76) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно статьям 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, в соответствии со статьей 378 Налогового кодекса Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.
Указанными объектами недвижимого имущества являются, в том числе, торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Условия признания объекта недвижимости торговым центром (комплексом) установлены пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В Республике Татарстан в соответствии со статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций» установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1).
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 названной статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года № 896 утверждены состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направлению в электронной форме в налоговые органы, и Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования указанного Перечня.
Указанным Порядком предусмотрено, что в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ (пункт 2).
Таким образом, Правительством региона предписывается, что в Перечень подлежат включению только торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 2000 квадратных метров, расположенные на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек.
Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3).
Таким образом, распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года № 2718-р «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил регистрации и опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о том, что принадлежащее ему здание не обладает признаками торгового центра (комплекса), суд приходит к следующему.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) и техническим паспортом объект недвижимости с кадастровым номером ...., представляет собой отдельно стоящее нежилое 2-3-этажное здание, общей площадью 6307,9 квадратных метра, располагается в городе Казани Республики Татарстан, численность населения которого превышает 145 тысяч человек. Данное здание принадлежит на праве собственности ООО «КБФ».
Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснил, что спорное здание включено в Перечень как торговый центр (комплекс), поскольку его общая площадь превышает 2000 квадратных метров. При этом наименование помещений общей площадью более 50 процентов общей площади этого здания в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.
РР· технического паспорта РЅР° СЃРїРѕСЂРЅРѕРµ здание, подготовленного Республиканским государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации» Министерства строительства, архитектуры Рё жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан РїРѕ состоянию РЅР° 9 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2015 РіРѕРґР°, РІРёРґРЅРѕ, что РІ здании СЃ кадастровым номером .... площади, имеющие наименование назначения РїРѕРґ торговые помещения, помещения предприятий общественного питания Рё бытового обслуживания, составляют 3660,5 квадратного метра, то есть более 58 процентов (3660,5 С… 100 /6275,9).
Поскольку на момент принятия оспариваемого распоряжения наименование помещений общей площадью более 58 процентов общей площади спорного здания в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) предусматривало размещение торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, отнесение спорного здания к категории торговых центров (комплексов) по признакам, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ, следует считать обоснованным, а пункт 324 Перечня - соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Доводы административного истца Рѕ нарушении процедурных правил РџРѕСЂСЏРґРєР° определения РІРёРґР° фактического использования зданий (строений, сооружений) Рё помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан РѕС‚ 23 декабря 2016 РіРѕРґР° в„– 977, правового значения РїСЂРё рассмотрении Рё разрешении настоящего административного дела РЅРµ имеют. РР· содержания протокола заседания РљРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ рассмотрению РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ определения РІРёРґР° фактического использования зданий (строений, сооружений) Рё помещений для целей налогообложения РѕС‚ 22 декабря 2017 РіРѕРґР° в„– 6 следует, что РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ фактическом использовании объекта недвижимости СЃ кадастровым номером .... СЃРЅСЏС‚ СЃ повестки заседания, так как РІ соответствии СЃРѕ сведениями, содержащимися РІ Едином государственном реестре недвижимости, Рё документами технического учета (инвентаризации), это здание соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, является торговым центром (комплексом).
Рзменение наименования помещений РІ здании СЃ кадастровым номером .... РїРѕ результатам инвентаризации РїРѕ состоянию РЅР° 9 августа 2018 РіРѕРґР° РЅР° наименования, РЅРµ связанные СЃ размещением торговых объектов, объектов общественного питания Рё объектов бытового обслуживания, которое зафиксировано техническим паспортом, составленным акционерным обществом «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан», РЅРµ имеет существенного значения применительно Рє оспариваемому нормативному правовому акту.
Как следует из пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждается на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций, которым в силу пункта 1 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации является календарный год. При этом включение объектов недвижимого имущества в Перечень осуществляется до 1-го числа очередного налогового периода. По смыслу пунктов 7, 10 и 12 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации изменение в течение налогового периода включенного в Перечень объекта недвижимого имущества, вследствие которого данный объект перестает соответствовать условиям для его включения в Перечень, может влиять на порядок определения налоговой базы, но само по себе не является основанием для признания Перечня в этой части недействующим.
Суд также принимает во внимание, что согласно экспликации к поэтажному плану технического паспорта на здание с кадастровым номером ...., составленного акционерным обществом «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан» по состоянию на 9 августа 2018 года, были зафиксированы самовольные перепланировка и переоборудование помещений в спорном здании на площади 4502,2 квадратного метра, которые складываются главным образом из площадей, ранее занимаемых торговыми залами.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «КБФ» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 324 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года № 2718-р, отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании «Собрание законодательства Республики Татарстан», а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
РЎСѓРґСЊСЏ Р.РЎ. КаминскийСправка: решение принято СЃСѓРґРѕРј РІ окончательной форме 25 января 2019 РіРѕРґР°.
РЎСѓРґСЊСЏ Р.РЎ. Каминский