Дело № 2а-160/2021
УИД 12RS0014-01-2021-000177-61
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2021 года п.Советский Республики Марий Эл
Советский районный суд Республики Марий Эл в составе судьи Подоплелова А.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района Республики Марий Эл, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района Республики Марий Эл, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился с административным исковым заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указывая, что прокуратурой Советского района в ходе осуществления надзорной деятельности установлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информационных материалов с нарушением требований федерального законодательства. Проверкой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц адрес страницы в сети «Интернет»:<данные изъяты>. Посредством размещенной на нем информации у неустановленного круга лиц имеется возможность приобрести медицинские справки без сдачи анализов, обязательного медицинского обследования у врачей, без посещения медицинской организации. Вход на данный сайт свободный, не требует специальных познаний. ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» не обладает информацией о данных администратора доменного имени, а также иной информацией о данном доменном имени. Пунктом 3 ст.78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медицинская организация имеет право выдавать рецепты на лекарственные препараты, справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений утвержден Приказом Минздрава России от 14.09.20г № 972н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений». Пунктом 2 Порядка установлено, что справки и медицинские заключения оформляются (формируются) в произвольной форме и могут выдаваться на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника. Пунктом 3 Порядка установлено, что справки и медицинские заключения выдают пациентам на бумажном носителе при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность. В соответствии с п.7 Порядка медицинские заключения на бумажном носителе оформляются с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачами-специалистами, участвующими в вынесении медицинского заключения, руководителем медицинской организации, заверяются личными печатями врачей-специалистов и печатью медицинской организации (при наличии), на которой идентифицируется полное наименование медицинской организации в соответствии с учредительными документами. В случае вынесения медицинского заключения врачебной комиссией медицинской организации медицинское заключение также подписывается членами и руководителем врачебной комиссии. В соответствии с п.10 Порядка справки выдаются на основании записей в медицинской документации пациента, внесенных лечащим врачом, другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении пациента, или фельдшером, акушеркой в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, при организации оказания первичной медико-санитарной помощи, либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо. В соответствии с п.11 Порядка справки могут содержать следующие сведения: а) о факте обращения пациента за медицинской помощью; б) об оказании пациенту медицинской помощи в медицинской организации; в) о факте прохождения пациентом медицинского освидетельствования, медицинских осмотров, медицинского обследования и (или) лечения, профилактического медицинского осмотра или диспансеризации; г) о наличии (отсутствии) у пациента заболевания, результатах медицинского обследования и (или) лечения; д) об освобождении от посещения образовательных и иных организаций, осуществления отдельных видов деятельности, учебы в связи с заболеванием, состоянием; е) о наличии (отсутствии) медицинских показаний или медицинских противопоказаний для применения методов медицинского обследования и (или) лечения, санаторно-курортного лечения, посещения образовательных и иных организаций, осуществления отдельных видов деятельности, учебы; ж) о проведенных пациенту профилактических прививках; з) о наличии (отсутствии) контакта с больными инфекционными заболеваниями; и) об освобождении донора от работы в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования; к) иные сведения, имеющие отношение к состоянию здоровья пациента и оказанию пациенту медицинской помощи в медицинской организации. Статьей 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождение от обязанностей, в целях его использования, ибо сбыт такого документа, а также за использование заведомо подложного документа, статьей 324 УК РФ – за незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей. Размещение на вышеуказанном интернет-сайте информации, содержащей предложения приобрести за плату медицинские справки без сдачи анализов, обязательного медицинского обследования у врачей, без посещения медицинской организации, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению. Распространение в сети Интернет данной информации может привести к нарушению основ нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Совершение преступления, предусмотренного ст.327 УК РФ, способствует совершению преступления коррупционной направленности. Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по указанному электронному адресу изложенной информации нарушает права неопределенного круга лиц. Распространение материалов на Интернет-ресурсе по указанному электронному адресу при свободном доступе вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения медицинских документов без сдачи анализов, обязательного медицинского обследования у врачей, без посещения медицинской организации, поскольку не содержит указаний на противоправность данных действий, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений, способствуя их совершению. Просит признать информацию, размещенную на вышеуказанной интернет-странице, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. От ответчика поступил отзыв о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного производства по правилам главы 33 КАС РФ.
Исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.12.08г № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В соответствии с п.1 ст.6 указанного закона одной из мер противодействия коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.07.06г № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п.6 ст.10 указанного закона распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ст.15 Федерального закона от 27.07.06г № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с п.3 ст.78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация имеет право выдавать рецепты на лекарственные препараты, справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений утвержден Приказом Минздрава России от 14.09.20г № 972н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений».
В соответствии с п.2 указанного Порядка справки и медицинские заключения оформляются (формируются) в произвольной форме и могут выдаваться на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.
В соответствии с п.3 указанного Порядка справки и медицинские заключения выдают пациентам на бумажном носителе при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
В соответствии с п.7 указанного Порядка медицинские заключения на бумажном носителе оформляются с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачами-специалистами, участвующими в вынесении медицинского заключения, руководителем медицинской организации, заверяются личными печатями врачей-специалистов и печатью медицинской организации (при наличии), на которой идентифицируется полное наименование медицинской организации в соответствии с учредительными документами. В случае вынесения медицинского заключения врачебной комиссией медицинской организации медицинское заключение также подписывается членами и руководителем врачебной комиссии.
В соответствии с п.10 указанного Порядка справки выдаются на основании записей в медицинской документации пациента, внесенных лечащим врачом, другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении пациента, или фельдшером, акушеркой в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, при организации оказания первичной медико-санитарной помощи, либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.
В соответствии с п.11 указанного Порядка справки могут содержать следующие сведения: а) о факте обращения пациента за медицинской помощью; б) об оказании пациенту медицинской помощи в медицинской организации; в) о факте прохождения пациентом медицинского освидетельствования, медицинских осмотров, медицинского обследования и (или) лечения, профилактического медицинского осмотра или диспансеризации; г) о наличии (отсутствии) у пациента заболевания, результатах медицинского обследования и (или) лечения; д) об освобождении от посещения образовательных и иных организаций, осуществления отдельных видов деятельности, учебы в связи с заболеванием, состоянием; е) о наличии (отсутствии) медицинских показаний или медицинских противопоказаний для применения методов медицинского обследования и (или) лечения, санаторно-курортного лечения, посещения образовательных и иных организаций, осуществления отдельных видов деятельности, учебы; ж) о проведенных пациенту профилактических прививках; з) о наличии (отсутствии) контакта с больными инфекционными заболеваниями; и) об освобождении донора от работы в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования; к) иные сведения, имеющие отношение к состоянию здоровья пациента и оказанию пациенту медицинской помощи в медицинской организации.
В соответствии с Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.10.12г № 1101 органом, уполномоченным на внесение указанных сведений в названный реестр, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно ч.2 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.06г № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
В соответствии с ч.5 ст.15.1 указанного закона одним из оснований для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Советского района в ходе осуществления надзорной деятельности установлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информационных материалов с нарушением требований федерального законодательства. Проверкой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц адрес страницы в сети «Интернет»:<данные изъяты>. Посредством размещенной на нем информации у неустановленного круга лиц имеется возможность приобрести медицинские справки без сдачи анализов, обязательного медицинского обследования у врачей, без посещения медицинской организации. Вход на данный сайт свободный, не требует специальных познаний. ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» не обладает информацией о данных администратора доменного имени, а также иной информацией о данном доменном имени. Статьей 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождение от обязанностей, в целях его использования, ибо сбыт такого документа, а также за использование заведомо подложного документа, статьей 324 УК РФ – за незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей. Размещение на вышеуказанном интернет-сайте информации, содержащей предложения приобрести за плату медицинские справки без сдачи анализов, обязательного медицинского обследования у врачей, без посещения медицинской организации, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению. Распространение в сети Интернет данной информации может привести к нарушению основ нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Совершение преступления, предусмотренного ст.327 УК РФ, способствует совершению преступления коррупционной направленности. Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по указанному электронному адресу изложенной информации нарушает права неопределенного круга лиц. Распространение материалов на Интернет-ресурсе по указанному электронному адресу при свободном доступе вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения медицинских документов без сдачи анализов, обязательного медицинского обследования у врачей, без посещения медицинской организации, поскольку не содержит указаний на противоправность данных действий, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений, способствуя их совершению. Поскольку вышеуказанная информация, размещенная в сети «Интернет» на вышеуказанном сайте, запрещена к распространению на территории Российской Федерации, то административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 293 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать информацию, размещенную на Интернет-странице <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Советский районный суд Республики Марий Эл в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: А.В. Подоплелов