Судья: Назаренко И.А. Дело № 33- 210/2024
Докладчик: Котляр Е.Ю. № 33-11508/2023 (2-1623/2023)
УИД 42RS0019-01-2022-011457-45
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 января 2024 г. г.Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Першиной И.В.,
судей: Вязниковой Л.В., Котляр Е.Ю.,
при секретаре Силицкой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Котляр Е.Ю.,
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу Сытовой Натальи Михайловны
на решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 26 сентября 2023 г.
по иску Андреева Сергея Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
Андреев С.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке по Кемеровской области – Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы следующим.
29.09.2022 Андреев С.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ (в наличии страховой стаж 4 года 7 месяцев 8 дней, при необходимом 20 лет, специальный стаж по Списку № 2 составляет 3 года 6 месяцев 24 дня).
Из содержания решения следует, что в специальный и страховой стаж истца не включены периоды: с 06.12.1991 по 20.10.1993 – служба в армии, так как проходила на территории Республики Казахстан; с 03.01.1994 по 31.12.2001 – работа в качестве машиниста (кочегара) котельной на Восточно-Казахстанском медно-химическом комбинате, так как документально не подтверждена официальными органами Республики Казахстан; с 14.08.2017 по 18.08.2017, с 24.09.2017 по 29.09.2017, с 07.08.2019 по 09.08.2019 – отпуск без сохранения заработной платы.
Истец считает указанное решение ответчика частично незаконным, в связи с чем обратился в суд.
С учетом неоднократного уточнения исковых требований, просил: признать незаконным и отменить решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии в части отказа зачесть в страховой стаж периоды с 03.01.1994 по 31.12.2001 и с 01.01.2002 по 26.05.2017; обязать ответчика включить в специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с 03.01.1994 по 27.10.2005 в качестве машиниста (кочегара) котельной на Восточно-Казахстанском медно-химическом комбинате, в настоящее время ТОО «Востокцветмет», с 28.10.2005 по 25.10.2006 в качестве машиниста (кочегара) котельной на Восточно-Казахстанском медно-химическом комбинате, в настоящее время ТОО «Востокцветмет»; в специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 26.10.2006 по 31.12.2012 в качестве подземного горнорабочего на Восточно-Казахстанском медно-химическом комбинате, в настоящее время ТОО «Востокцветмет»; в специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 01.01.2013 по 26.05.2017 в качестве машиниста (кочегара) котельной на Восточно-Казахстанском медно-химическом комбинате, в настоящее время ТОО «Востокцветмет».
Определением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 22.02.2023 произведена замена ответчика УПФР в г. Новокузнецке по Кемеровской области – Кузбассу на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу) (л.д. 77-79).
Решением Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 26 сентября 2023 г. исковые требования удовлетворены частично: признано незаконным и отменено решение ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии Андрееву С.В. в части отказа в зачете в страховой стаж периодов с 03.01.1994 по 31.12.2001, периодов работы с 01.01.2002 по 31.12.2012; на ответчика возложена обязанность включить в специальный стаж истца, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 03.01.1994 по 31.12.2001 в качестве машиниста (кочегара) котельной на Восточно-Казахстанском медно-химическом комбинате, в настоящее время ТОО «Востокцветмет»; включить в страховой стаж период работы с 03.01.1994 по 31.12.2001 в качестве машиниста (кочегара) котельной на Восточно-Казахстанском медно-химическом комбинате, в настоящее время ТОО «Востокцветмет», период работы с 01.01.2002 по 27.10.2005 в качестве машиниста (кочегара) котельной на Восточно-Казахстанском медно-химическом комбинате, в настоящее время ТОО «Востокцветмет», период работы с 28.10.2005 по 25.10.2006 в качестве машиниста (кочегара) котельной на Восточно-Казахстанском медно-химическом комбинате, в настоящее время ТОО «Востокцветмет», период работы с 26.10.2006 по 31.12.2012 в качестве подземного горнорабочего на Восточно-Казахстанском медно-химическом комбинате, в настоящее время ТОО «Востокцветмет».
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу Сытова Н.М., действующая на основании доверенности, просит решение суда в части удовлетворения исковых требований отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В апелляционной жалобе ссылается на те же доводы, которые явились основанием для вынесения Пенсионным фондом решения об отказе в установлении пенсии.
Также указывает, что судом необоснованно в качестве доказательств приняты справки № от 09.11.2022, № от 25.11.2022, № от 25.11.2022, выданные архивом и работодателем, так как в основаниях выдачи данных справок отсутствуют документы, подтверждающие полную занятость истца в специальных условиях труда (табели учета рабочего времени, журналы спусков).
Кроме того, применяя к спорным правоотношениям Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, суд первой инстанции не учел, что оно применяется с 01.01.2021 только в части, не противоречащей Соглашению о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 (далее - Соглашение ЕАЭС), в соответствии с ч. 4 ст. 7 которого при определении права на пенсию в связи с работой по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях в соответствии с законодательством одного государства-члена аналогичный стаж работы, приобретенный на территории другого государства- члена, со стажем работы, приобретенным на территории первого государства- члена, не суммируется, но учитывается как стаж работы на общих основаниях.
Полагает, что при вынесении решения суд необоснованно руководствовался Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, так как истцом не были приобретены пенсионные права до введения нового правового регулирования в связи с тем, что он не проживал на территории Российской Федерации; распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р, проигнорировав разъяснения Пенсионного фонда Российской Федерации, приведенные в письме от 17.01.2017 №.
Относительно доводов апелляционной жалобы Андреевым С.В. принесены возражения, в которых он просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь ч.1 ст.327, ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в соответствии с частями 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Поскольку постановленное по делу решение обжалуется только ответчиком - в части удовлетворения исковых требований Андреева С.В., то судебная коллегия, применяя положения приведенных правовых норм, проверяет правильность решения суда только в указанной части, не выходя за пределы доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015 (далее – Федеральный закон №400-ФЗ), установлено, что страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно ч.3 ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона №400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).
Подпунктом «а» и «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
а) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.;
б) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня.
При этом, в соответствии с пунктом 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. №29 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списком, не менее 80% рабочего времени.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Андреев С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 29.09.2022 обратился в ГУ - ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ.
Для назначения пенсии по указанному основанию необходимы следующие условия: достижение возраста 50 лет, наличие 20 лет страхового стажа, не менее 10 лет стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и величина индивидуального пенсионного коэффициента 23,4 балла.
Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19) истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ (в наличии страховой стаж 4 года 7 месяцев 8 дней, при требуемом – 20 лет, специальный стаж по Списку № 1 отсутствует, стаж по Списку № 2 составляет 3 года 6 месяцев 24 дня).
Поскольку специального стажа по Списку №1 у истца на дату обращения к ответчику не имелось, судом также не установлено оснований для включения периодов работы в специальный стаж по Списку №1, истцом в указанной части решение суда не обжалуется, то решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ является законным.
Оснований для назначения истцу пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ в настоящее время также не имеется в связи с отсутствием совокупности условий, в том числе возраста.
Из содержания решения ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нет оснований для зачета в страховой стаж периодов:
- с 06.12.1991 по 20.10.1993 - служба в армии, так как проходила на территории Республики Казахстан;
- с 03.01.1994 по 31.12.2001 – работа в качестве машиниста (кочегара) котельной на Восточно-Казахстанском медно-химическом комбинате, так как документально не подтверждена официальными органами Республики Казахстан;
- с 14.08.2017 по 18.08.2017, с 24.09.2017 по 29.09.2017, с 07.08.2019 по 09.08.2019 – отпуск без сохранения заработной платы.
Оспаривая указанное решение ответчика, истец, в том числе, просил обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы с 03.01.1994 по 26.05.2017, в специальный стаж по Списку №2 периоды работы с 03.01.1994 по 27.10.2005, с 28.10.2005 по 25.10.2006, с 01.01.2013 по 26.05.2017.
В соответствии с трудовой книжкой и архивной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, личной карточкой формы Т-2 и иными документами, с 03.01.1994 по 25.10.2006 истец работал на Восточно-Казахстанском медно-химическом комбинате в качестве машиниста (кочегара) котельной; с 26.10.2006 по 27.05.2017 на Медно-химическом комбинате филиала ТОО «Корпорация Казыхмыс» - «Жезкентский горно-обогатительный комбинат» в качестве машиниста конвейера, горнорабочего подземного (на доставке и откатке) и слесаря по обслуживанию и ремонту оборудования Артемьевского рудника (переименован в Артемьевскую шахту), занятых полный рабочий день на подземных работах.
Из справки № от 25.11.2022 усматривается, что Восточно-Казахстанский медно-химический комбинат переименован в Государственное акционерное общество «Восточно-Казахстанский медно-химический комбинат» на основании приказа от 18.05.1994 №.
В связи с реорганизацией Государственное акционерное общество «Восточно-Казахстанский медно-химический комбинат» переименовано в «Медно-химический комбинат филиала «ВостокКазмедь» ОАО «Корпорация Казахмыс» на основании приказа по корпорации «Казахмыс» от 23.11.1999 №, без наделения статуса филиала (регистрация в органах юстиции не проводилась, так как создано структурное подразделение ранее зарегистрированного филиала «ВостокКазмедь»).
Акционерное общество «Корпорация Казахмыс» перерегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о государственной перерегистрации №) на основании протокола годового общего собрания акционеров от ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением согласно законодательству Республики Казахстан организационно-правовой формы из открытого акционерного общества (ОАО) в акционерное общество (АО).
ТОО «Корпорация Казахмыс» перерегистрировано ДД.ММ.ГГГГ Управлением юстиции <адрес>, путём преобразования из АО «Корпорация Казахмыс» в ТОО на основании протокола годового общего собрания акционеров АО «Корпорация Казахмыс» от ДД.ММ.ГГГГ.
Медно-химический комбинат филиала «ВостокКазмедь» ТОО «Корпорация Казахмыс» с ДД.ММ.ГГГГ перерегистрирован в Медно-химический комбинат филиала ТОО «Корпорация Казахмыс» -«Жезкентский горно-обогатительный комбинат» на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № и свидетельства об учетной регистрации филиала юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ №.
Медно-химический комбинат филиала ТОО «Корпорация Казахмыс» -«Жезкентский горно-обогатительный комбинат» с ДД.ММ.ГГГГ перерегистрирован в Медно-химический комбинат филиала ТОО «Корпорация Казахмыс» - Производственное объединение «Востокцветмет». На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № и свидетельства об учетной регистрации филиала юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ №.
Медно-химический комбинат филиала ТОО «Корпорация Казахмыс» -Производственное объединение «Востокцветмет» с ДД.ММ.ГГГГ реорганизован в филиал ТОО «Корпорация Казахмыс» Медно-химический комбинат на основании Протокола заседания правления ТОО «Корпорация Казахмыс» от ДД.ММ.ГГГГ № и свидетельства об учётной регистрации филиала юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ № (в июне 2010 года свидетельство заменено под тем же регистрационным номером с той же датой в связи с изменением адреса).
Филиал ТОО «Корпорация Казахмыс» - Медно-химический комбинат снят с учётной регистрации ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу № управления юстиции <адрес> Департамента юстиции <адрес>. Деятельность филиала прекращена на основании протокола Правления ТОО «Корпорация Казахмыс» № от ДД.ММ.ГГГГ с передачей имущества в состав Филиала ТОО «Корпорация Казахмыс» - ПО «Востокцветмет».
В составе Филиала ТОО «Корпорация Казахмыс» - ПО «Востокцветмет» - ДД.ММ.ГГГГ создан Артемьевский производственный комплекс на основании приказа по корпорации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Филиал ТОО «Корпорация Казахмыс» - ПО «Востокцветмет» Артемьевский производственный комплекс реорганизован в форме выделения из его состава ТОО «Востокцветмет» Артемьевский производственный комплекс на основании протокола собрания участников ТОО «Корпорация Казахмыс» от ДД.ММ.ГГГГ и справки о государственной регистрации юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из справок о заработной плате истца за соответствующие периоды работы, которые предоставлены с места работы истца (с учетом переименования предприятия), истец работал в названных выше профессиях полный рабочий день, без прогулов, простоев, командировок. При этом работодателем уплачивались страховые взносы в отношении Андреева С.В.
Работа во вредных условиях в указанные периоды подтверждается документами-справками, оформленными соответствующими органами, и архивными справками, выданными в соответствии с требованиями закона.
Оплата страховых взносов, обязательных пенсионных взносов за спорные периоды подтверждается ответом АО «Единый накопительный Пенсионный фонд» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 118-119).
Разрешая спор, суд первой инстанции на основании установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств, которым дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, пришел к выводу о признании решения ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части невключения в страховой стаж истца периодов с 03.01.1994 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 31.12.2012 (с 01.01.2002 по 27.10.2005, с 28.10.2005 по 25.10.2006, с 26.10.2006 по 31.12.2012), а также в части невключения в специальный стаж истца периода работы с 03.01.1994 по 31.12.2001, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж истца периоды работы с 03.01.1994 по 31.12.2001 в качестве машиниста (кочегара) котельной на Восточно-Казахстанском медно-химическом комбинате, в настоящее время ТОО «Востокцветмет», с 01.01.2002 по 27.10.2005 в качестве машиниста (кочегара) котельной на Восточно-Казахстанском медно-химическом комбинате, в настоящее время ТОО «Востокцветмет», с 28.10.2005 по 25.10.2006 в качестве машиниста (кочегара) котельной на Восточно-Казахстанском медно-химическом комбинате, в настоящее время ТОО «Востокцветмет», с 26.10.2006 по 31.12.2012 в качестве подземного горнорабочего на Восточно-Казахстанском медно-химическом комбинате, в настоящее время ТОО «Востокцветмет»; включить в стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ период работы с 03.01.1994 по 31.12.2001 в качестве машиниста (кочегара) котельной на Восточно-Казахстанском медно-химическом комбинате, в настоящее время ТОО «Востокцветмет».
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж по Списку №2 и в страховой стаж вышеназванных периодов работы, так как ответы на запросы в установленный действующим пенсионным законодательством трехмесячный срок не поступили, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку указанные обстоятельства не могут служить основанием для отказа во включении спорных периодов в страховой и специальный стаж, при условии подтверждения этих периодов в судебном заседании достоверными и допустимыми доказательствами.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика специальный характер работы истца в указанный период суд признал подтвержденным относимыми, допустимыми и достаточными доказательствами. Особый характер работы истца в тяжелых условиях труда подтверждается представленными справками, которые также были представлены истцом ответчику при обращении с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Оснований не доверять данным справкам судом первой инстанции не установлено, суд апелляционной инстанции таких оснований также не усматривает. Доказательств, опровергающих содержание представленных истцом справок, ответчик не представил.
Доводы ответчика об упразднении в Республике Казахстан института досрочных пенсий с 01.01.1998 не могут служить основанием к отмене решения.
В абз. 7 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств регулировались Соглашением от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.), подписанным государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, денонсированным с 30 июня 2022 г. Федеральным законом от 11 июня 2022 г. № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и действовавшим на момент обращения истца в пенсионный орган.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Соглашением гарантировано право на установление пенсий, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, что нашло свое правовое закрепление в Решении Экономического суда СНГ от 07.04.2005 № 01-1/6-04 «О толковании применения п. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992».
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Согласно пункту 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона №400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
Частью 2 статьи 11 указанного Федерального закона установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно пункту 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. №136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», вступившим в силу с 01 января 1998 г., определены новые правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, в частности в ст.ст. 8 и 9 указаны категории граждан, имеющих право на получение пенсионных выплат до достижения общего пенсионного возраста (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, органов финансовой полиции государственной противопожарной службы; граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска; женщины, родившие 5 и более детей).
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Из анализа перечисленных норм права следует, что отмена института досрочных пенсий для работников, работающих с вредными и тяжелыми условиями труда на территории Республики Казахстан, не является основанием для невключения спорных периодов в специальный страховой стаж, поскольку оценка пенсионных прав истца, в настоящее время постоянно проживающего на территории Российской Федерации, на назначение досрочной страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Казахстан.
В представленных справках содержатся сведения об отчислениях в Пенсионный фонд (л.д.118-119, 120-218).
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в справках № от 09.11.2022, № от 25.11.2022, № от 25.11.2022 в качестве основания их выдачи ссылок на документы, подтверждающие полную занятость истца в специальных условиях труда (табелей учета рабочего времени, журналов спусков), в связи с чем отсутствуют доказательства полной занятости истца в спорный период в указанных условиях труда, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы пенсионного законодательства, регулирующие спорные отношения, и установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит правильными выводы суда первой инстанции о включении в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ периода работы с 03.01.1994 по 31.12.2001 в качестве машиниста (кочегара) котельной на Восточно-Казахстанском медно-химическом комбинате, в настоящее время ТОО «Востокцветмет», поскольку данный период работы подтвержден справкой, выданной предприятием, на котором осуществлялась трудовая деятельность. Из содержания справки следует, что истец в указанный период работал полный рабочий день на работах с тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, также в материалах дела имеется справка, согласно которой за истца уплачивались страховые взносы на пенсионное обеспечение.
В справке указано, что сведений о предоставлении Андрееву С.В. отпусков без сохранения заработной платы, ученических отпусков, курсов повышения квалификации, командировок и других отвлечений от работы в архиве предприятия не найдено.
Оснований не доверять сведениям работодателя у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции в рамках рассмотрения дела обстоятельства, ответчиком вопреки ч.1 ст.56 ГПК РФ не представлено.
По приведенному основанию отклоняется довод апелляционной жалобы об отсутствии документальных доказательств, свидетельствующих о характере выполняемых истцом работ, а также занятости его на условиях полного рабочего дня в спорный период.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что судом не применены положения Соглашения ЕАЭС, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, регулирующих спорные отношения, в связи с чем отмену судебного акта не влекут.
Статьей 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. установлено, что за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.
Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. вступило в силу для всех участников этого Соглашения с 1 января 2021 г.
Поскольку спорные периоды работы Андреева С.В. имели место до 1 января 2021 г., судом к спорным отношениям правильно применены положения Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. и положения пенсионного законодательства Российской Федерации, в том числе Распоряжение Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР».
Разъяснения Пенсионного фонда, приведенные в письме от 17.01.2017 № (л.д.69-71), на которые ссылается ответчик в апелляционной жалобе, также предусматривают возможность учета спорных периодов работы на территории Республики Казахстан при определении права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации до 01.01.2013, что и было учтено судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции о частичном удовлетворении исковых требований Андреева С.В. являются правильными, а доводы ответчика, приведенные в апелляционной жалобе, несостоятельны, поскольку основаны на неправильном применении и толковании подлежащего применению пенсионного законодательства, иной оценке доказательств.
Судебная коллегия полагает, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 26 сентября 2023 г. в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу Сытовой Натальи Михайловны – без удовлетворения.
Председательствующий: И.В. Першина
Судьи: Л.В. Вязникова
Е.Ю. Котляр