Дело № 2-772/2023
Решение
именем Российской Федерации
26 июня 2023 года <адрес>
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Фасхутдинова Р.Р.,
при секретаре Нигматулиной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафаровой Алии Султановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании незаконным решения об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости, возложении обязанности по перерасчету страховой пенсии по старости,
установил:
Сафарова А.С. обратилась в суд с иском к ОСФР по Республике Татарстан, в обоснование указав, что при обращении к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости ей было отказано в связи с нечитаемой печатью в свидетельстве о рождении ее дочери. Поскольку Сафарова Л.Р. и Сафарова Р.Р. являются ее дочерями, истец просила суд признать незаконным решение ОСФР по Республике Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости, возложить обязанность на ОСФР по Республике Татарстан по перерасчету страховой пенсии по старости с учетом периода по уходу за двумя детьми, а также признать принадлежащими ее дочерям Сафаровой Л.Р. свидетельства о рождении серии № № от ДД.ММ.ГГГГ, Сафаровой Р.Р. свидетельства о рождении серии № № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседании истец Сафарова А.С., представитель ответчика – ОСФР по Республике Татарстан, третьи лица Сафарова Л.Р. и Каршибаева Р.Р., будучи надлежаще извещенными о его месте и времени, не явились, поэтому суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Сафарова А.С. обратилась в ОСФР по Республике Татарстан с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости по пункту 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до ДД.ММ.ГГГГ).
Решением ОСФР по Республике Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ Сафаровой А.С. отказано в перерасчете страховой пенсии по старости в связи с тем, что печать в необходимом для перерасчете документе – свидетельстве о рождении ребенка серии № № не читается.
Согласно свидетельству о рождении серии № № от ДД.ММ.ГГГГ Сафарова Л.Р. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>, ее матерью указана Сафарова Алия.
Согласно паспорту серии № № он выдан ДД.ММ.ГГГГ МВД по Республике Татарстан Сафаровой Луизе Равильевне, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>.
Поскольку в соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года № 828, для получения паспорта гражданин представляет, в том числе свидетельство о рождении, принимая во внимание содержание вышеуказанных документов, наличие у Сафаровой Л.Р. паспорта, полученного на основании, в том числе вышеуказанного свидетельства рождении, несмотря на нечитаемую в полном объеме печать в данном документе, оснований подвергать каким-либо сомнениям достоверность данного документа не имеется.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Исходя из приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Учитывая, что Сафарова А.С. находилась в отпуске по уходу за Сафаровой Л.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до внесения изменений в законодательство, в соответствии с которыми указанный отпуск не подлежал включению в общий стаж работы, пенсионный орган обязан был осуществить перерасчет пенсии Сафаровой А.С. с учетом периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком.
В связи с вышеизложенным требования истца подлежат удовлетворению в части признания незаконным решения ОСФР по Республике Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости и возложении на ОСФР по Республике Татарстан обязанности по перерасчету страховой пенсии по старости с учетом периода по уходу за ребенком Сафаровой Л.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им возраста полутора лет.
Поскольку действующим пенсионным законодательством установлен заявительный порядок перерасчета страховой пенсии, принимая во внимание, что Сафарова А.С. обращалась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете страховой пенсии, приложив к нему свидетельство о рождении серии № № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Сафаровой Л.Р., при этом свидетельство о рождении другой дочери (Каршибаевой (Сафаровой) Р.Р.) не прикладывала, учитывая, что решение ОСФР по Республике Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит решения об отказе в перерасчете страховой пенсии в связи нахождением в отпуске по уходу за данным ребенком, поэтому каким-либо образом права истца не нарушает, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на ответчика обязанности по перерасчету страховой пенсии по старости с учетом периода по уходу за ребенком (Каршибаевой (Сафаровой) Р.Р.) не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Сафаровой Алии Султановны (паспорт серии № №, выданный ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ИНН №) удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан обязанность по перерасчету Сафарова А.С. страховой пенсии по старости с учетом периода по уходу за ребенком Сафарова Л.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им возраста полутора лет.
В остальной части иска Сафарова Л.Р. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через районный суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья: подпись