24RS0002-01-2021-002777-66
№2а-1930/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2021 года г.Ачинск, ул.Назарова, 28Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Порядиной А.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Красноярскому краю к Зинченко Татьяне Александровне о взыскании пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №4 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к Зинченко Т.А. о взыскании пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, мотивируя свои требования тем, что ответчик является плательщиком транспортного налога в связи с наличием в собственности с 01.11.2012 года транспортного средства Hyundai Avante, государственный регистрационный знак №. Кроме того, ответчик является плательщиком налога на имущества физических лиц в связи с наличием в собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с 26.01.2006 года. А также ответчик является плательщиком земельного налога в связи с нахождением у нее в собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с 21.12.2009 года. Транспортный налог, налог на имущество и земельный налог подлежат уплате налогоплательщиком в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Ответчику направлены через личный кабинет налогоплательщика налоговые уведомления: №80983915 от 27.08.2016 на уплату транспортного налога в сумме 2030 руб. 00 коп., земельного налога в сумме 115 руб. 00 коп., налога на имущество физических лиц в сумме 404 руб. 00 коп., за 2015 год, со сроком оплаты не позднее 01.12.2016; №56856970 от 24.08.2018 на уплату транспортного налога в сумме 2030 руб. 00 коп., земельного налога в сумме 131 руб. 00 коп., налога на имущество физических лиц в сумме 502 руб. 00 коп., за 2017 год, со сроком оплаты не позднее 03.12.2016; №1069884 от 27.06.2019 на уплату транспортного налога в сумме 2030 руб. 00 коп., земельного налога в сумме 131 руб. 00 коп., налога на имущество физических лиц в сумме 521 руб. 00 коп., за 2018 год, со сроком оплаты не позднее 02.12.2016. Ответчиком задолженность в установленные сроки не уплачена. В связи с чем ответчику были начислены пени по транспортному налогу за период с 02.12.2016 по 22.12.2016 в сумме 14 руб. 21 коп., с 04.12.2018 по 28.01.2019 в сумме на 7 руб. 21 коп., с 03.12.2019 по 24.12.2019 в размере 02 руб. 45 коп.; по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2016 по 22.12.2016 в размере 00 руб. 80 коп., с 04.12.2018 по 28.01.2019 в размере 29 руб. 15 коп., с 03.12.2019 по 24.12.2019 в размере 09 руб. 53 коп.; по земельному налогу за период с 02.12.2016 по 22.12.2016 в размере 02 руб. 83 коп., со 04.12.2018 по 28.01.2019 в размере 01 руб. 89 коп, со 03.12.2019 по 24.12.2019 в размере 00 руб. 62 коп. В соответствии со ст.11.2 НК РФ и ст.69 НК РФ, в связи с неуплатой сумм налогов и пеней, ответчику через услуги почтовой связи по адресу регистрации и через личный кабинет налогоплательщика направлены требования № 38223 по состоянию на 23.12.2016, №3529 по состоянию на 29.01.2019, № 69482 по состоянию на 25.12.2019. Однако в установленные сроки задолженность Зинченко Т.А. перед бюджетом не погашена. 25.09.2020 по заявлению истца мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании указанной задолженности, который на основании поступивших от ответчика возражений был отменен 30.10.2020. В связи с чем, МИ ФНС № 4 просит взыскать указанные суммы с Зинченко Т.А. в судебном порядке (л.д.2-3).
Административным истцом также заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, поскольку к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Зинченко Т.А. о взыскании пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Красноярскому краю обратилась с нарушением трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования, однако в суд общей юрисдикции административное исковое заявление подано в пределах шестимесячного срока с момента вынесения определения об отмене судебного приказа. Кроме того, административный истец обращается в защиту экономических интересов государственного бюджета РФ, в связи с чем, удовлетворение данного ходатайства может способствовать восстановлению нарушенных интересов государственного бюджета РФ (л.д.85).
Копия административного искового заявления была направлена административным истцом в адрес административного ответчика 15.04.2021 года (л.д.6-8).
Определением от 27 апреля 2021 года административному ответчику разъяснены его процессуальные права и обязанности, предложено представить доказательства оплаты налогов, а также возражения относительно исковых требований и упрощенного порядка рассмотрения дела (л.д.1), определение направлено Зинченко Т.А. 28.04.2021 года (л.д.32), и, возвращено почтамтом по истечении срока хранения (л.д.56-57).
Согласно поступившим от административного ответчика возражениям, Зинченко Т.А. против удовлетворения заявленных административных требований возражала, указав, что действительно у нее с 2012 года в собственности находится транспортное средство автомобиль Хюндай Аванта, а также в собственности имеется один земельный участок по адресу: <адрес>. А вот объектов недвижимого жилого имущества несколько: квартира по адресу: <адрес>, а также 1/2 части жилого дома по адресу: <адрес>. Раньше был дом в селе Красный завод и еще квартира по адресу: <адрес>, но эти объекты уже проданы. В связи с этим не понятен период образования задолженности и по какому объекту недвижимости образовалась заложенность. Просила применить к требованиям истца срок исковой давности, поскольку сумма пени заявляется за 2016 год, а основное обязательство – уплата налога, уже исполнено, следовательно, срок исковой давности и по дополнительному обязательству истек (л.д.58).
В соответствии с ст.291 КАС РФ административное исковое заявление рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд считает требования МИ ФНС № 4 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ч. 1, 2 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Частью 1 статьи 357 НК РФ прямо предусмотрено, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как указано в статье 358 Налогового кодекса, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу с п. 1 ст. ст. 359, 360 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству. Налоговым периодом признается календарный год.
Из части 1 статьи 362 НК РФ следует, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу с абз. 3 ч. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
Согласно п. 1 ст.409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом
Согласно п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ст. 391 НК РФ).
В соответствии со ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из материалов дела, на имя Зинченко Т.А. с 01.11.2012 года зарегистрировано транспортное средство Hyundai Avante, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 140,0 л.с. (л.д.69), а также с 26.01.2006 она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и с 10.01.2012 года собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> (л.д.65-67).
На основании п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Ответчику направлены почтовой связью и через личный кабинет налогоплательщика налоговые уведомления: №80983915 от 27.08.2016 на уплату транспортного налога в сумме 2030 руб. 00 коп., земельного налога в сумме 115 руб. 00 коп., налога на имущество физических лиц в сумме 404 руб. 00 коп., за 2015 год, со сроком оплаты не позднее 01.12.2016 (л.д.11,12); №56856970 от 24.08.2018 на уплату транспортного налога в сумме 2030 руб. 00 коп., земельного налога в сумме 131 руб. 00 коп., налога на имущество физических лиц в сумме 502 руб. 00 коп., за 2017 год, со сроком оплаты не позднее 03.12.2018 (л.д.16,17); №1069884 от 27.06.2019 на уплату транспортного налога в сумме 2030 руб. 00 коп., земельного налога в сумме 131 руб. 00 коп., налога на имущество физических лиц в сумме 521 руб. 00 коп., за 2018 год, со сроком оплаты не позднее 02.12.2019 (л.д.21,22).
В указанные сроки, задолженность по указанным налогам не уплачена в полном объеме.
В связи с неуплатой указанных сумм налогов установленный срок, ответчику, в соответствии со ст. 75 НК РФ, начислены пени: по транспортному налогу за период с 02.12.2016 по 22.12.2016 в сумме 14 руб. 21 коп., с 04.12.2018 по 28.01.2019 в сумме на 7 руб. 21 коп., с 03.12.2019 по 24.12.2019 в размере 02 руб. 45 коп.; по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2016 по 22.12.2016 в размере 00 руб. 80 коп., с 04.12.2018 по 28.01.2019 в размере 29 руб. 15 коп., с 03.12.2019 по 24.12.2019 в размере 09 руб. 53 коп.; по земельному налогу за период с 02.12.2016 по 22.12.2016 в размере 02 руб. 83 коп., с 04.12.2018 по 28.01.2019 в размере 01 руб. 89 коп, с 03.12.2019 по 24.12.2019 в размере 00 руб. 62 коп. (71-82).
В соответствии со ст.11.2 НК РФ и ст.69 НК РФ, в связи с неуплатой сумм налогов и пеней, ответчику через услуги почтовой связи по адресу регистрации и через личный кабинет налогоплательщика направлены требования № 38223 по состоянию на 23.12.2016, со сроком уплаты до 15.02.2017 года (л.д.13-15); №3529 по состоянию на 29.01.2019, со сроком уплаты до 19.03.2019 года (л.д.18-20); № 69482 по состоянию на 25.12.2019, со сроком уплаты до 28.01.2020 года (л.д.23-25).
Однако, в срок, установленный для добровольного исполнения требований, задолженность Зинченко Т.А. перед бюджетом не погашена.
Оценивая доводы административного ответчика о пропуске истцом срока исковой давности суд исходит из следующего.
В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 04.03.2013 N 20-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Частью 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).
Срок исполнения самого раннего требования налогового органа № 30567 был установлен до 15.02.2017 (л.д.13), в связи с чем административный истец был вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании с Зинченко Т.А. пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу в срок до 15.08.2020, тогда как обратился с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье только 08.09.2020 (л.д.38), то есть с пропуском установленного законом срока.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Установив, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности причин пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено, восстановление нарушенных интересов государственного бюджета РФ таковым не является.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ходатайство о восстановлении срока подачи административного иска не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о выдаче судебного приказа и с настоящим административным иском, налоговым органом не представлено, соответственно, предусмотренный законом шестимесячный срок, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Согласно ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Несоблюдение административным истцом установленных налоговым законодательством сроков обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления, в связи с чем, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных исковых требований МИ ФНС России № 4 по Красноярскому краю к Зинченко Т.А. отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 290, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Красноярскому краю к Зинченко Татьяне Александровне о взыскании пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья А.А. Порядина
Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2021 года.