Судья: Калмыков А.А. Дело № 33-5755/2021
А-2.090
84RS0001-01-2020-000968-53
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙСУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июня 2021 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Мирончика И.С.,
судей Данцевой Т.Н., Охременко О.В.,
при помощнике судьи: Наумовой Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В.,
гражданское дело по иску Коваленко Татьяны Алексеевны к Министерству строительства Красноярского края о предоставлении социальной выплаты,
по апелляционной жалобе истца Коваленко Т.А.,
на решение Дудинского районного суда Красноярского края от 15 февраля 2021 года, которым постановлено:
«Коваленко Татьяне Алексеевне в удовлетворении искового заявления к Министерству строительства Красноярского края о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья до 01.03.2021 года отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коваленко Т.А. обратилась в суд с иском к Министерству строительства Красноярского края о предоставлении социальной выплаты.
Требования мотивированы тем, что истец состоит в очередности в качестве участника долгосрочной целевой программы «Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации», утвержденной Постановлениям Правительства Красноярского края № 523-п от 26.10.2010. При этом по состоянию на 01.01.2019 ее номер в резервной очереди составлял «449». Поскольку в 2019 году социальная выплата была предоставлена 526 семьям, истец полагает, что должна была получить социальную выплату в 2020 году, однако, не получила.
В связи с чем просила суд (обязать) предоставить причитающуюся ей и членам ее семьи дочери КЕА.., внуку КАА.. социальную выплату для приобретения жилья до 01.03.2021.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Коваленко Т.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.
В письменных возражениях представитель ответчика министерства строительства Красноярского края Козупица С.А. указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, извещены надлежаще, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее 01 января 1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели.
Законом Красноярского края № 11-5540 от 21.12.2010 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края» определенным категориям граждан установлено предоставление меры социальной поддержки в виде предоставления социальных выплат на приобретение жилья на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера.
В рамках реализации положений указанного закона, Постановлением Правительства Красноярского края № 514-п от 30.09.2013 утверждена подпрограмма «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» (далее подпрограмма), государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан».
В рамках подпрограммы, производилась реализация мероприятий «Социальные выплаты на приобретение жилья гражданам, проживающим в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка, за счет средств краевого бюджета (в соответствии с Законом края от 21 декабря 2010 года № 11-5540 "О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края")», а также «Социальные выплаты на приобретение жилья гражданам, проживающим в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка, за счет средств ПАО "ГМК "Норильский никель" (в соответствии с Законом края от 21 декабря 2010 года № 11-5540 "О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края")».
Постановлением Правительства Красноярского края № 514-п от 30.09.2013 утверждена государственная программа Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» на 2018-2020 годы, в рамках которой реализуются мероприятия «предоставление социальных выплат на приобретение жилья гражданам, проживающим в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка» подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края».
В соответствии с разделом 3.1 подпрограммы право на получение социальных выплат на приобретение жилья на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера (далее - социальная выплата) в соответствии с Законом Красноярского края от 21.12.2010 № 11-5540 "О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края" имеют граждане Российской Федерации, состоящие на учете в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Частью 1 ст.3 Закона края № 11-5540, установлена очередность предоставления мер социальной поддержки граждан, а именно:
а) в первую очередь меры социальной поддержки оказываются гражданам, признанным инвалидами I и II группы, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом постоянного проживания матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого в соответствии с пунктом 3 статьи 5 настоящего Закона;
б) во вторую очередь - пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого в соответствии с пунктом 3 статьи 5 настоящего Закона;
в) в третью очередь - гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах отселения, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого в соответствии с пунктом 3 статьи 5 настоящего Закона;
г) в четвертую очередь - работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого в соответствии с частью 3 статьи 5 настоящего Закона.
Согласно п.8 раздела 3.1. подпрограммы, учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, осуществляется органами местного самоуправления городского округа город Норильск и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (далее - органы местного самоуправления) в соответствии с Федеральным законом.
При этом согласно отдельным положениям раздела 3.2 подпрограммы: органы местного самоуправления формируют список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году, на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств, а также список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат на планируемый год; для включения в список гражданин в период с 1 января по 15 июля 2019 года, представляет в орган местного самоуправления заявление на предоставление социальной выплаты; орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления и указанных документов осуществляет их проверку и принимает решение о включении (отказе во включении) гражданина в списки; органы местного самоуправления в срок до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляют в министерство списки; министерство в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует предварительный краевой список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году, а также предварительный краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат на планируемый год, каждый на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств.
При этом п.9 раздела 3.2 подпрограммы прямо предусмотрено, что формирование списков осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат в соответствии с Федеральным законом, а также в соответствии с очередностью, установленной пунктом 4 раздела 1 мероприятия (далее - постановка на учет).
Таким образом, очередность получения мер социальной поддержки напрямую зависит от даты постановки гражданина на учет, в качестве лица, имеющего право на их получение в соответствии с Законом РФ № 125-ФЗ, а также от принадлежности его к указанным очередям граждан.
Из материалов дела следует, что Коваленко Т.А. с 27.08.2015 состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с ФЗ от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в категории «Пенсионеры».
05.02.2019 Коваленко Т.А. обратилась с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в 2020 году в рамках Закона края № 11-5540 от 21.12.2010, представив соответствующий пакет документов.
В соответствии с приказом Министерства строительства Красноярского края №29-о от 04.02.2020, утвержден список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в 2020 году (основной список) в количестве 507 человек, а также список граждан, включенных в резерв на предоставление таких выплат в 2020 году (категория пенсионеры), в котором истица значилась под № 225.
Материалами дела подтверждается, что в 2020 году социальные выплаты предоставлены 509 участникам подпрограммы, при этом выплаты были предоставлены гражданам, вставшим на учет ранее истицы, то есть до 26.06.2015.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Коваленко Т.А. просила суд принять решение о понуждении ответчика в предоставлении ей социальной выплаты по программе переселения за 2020 год.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным исковым требованиям и может выйти за их пределы только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд установил, что указанная подпрограмма прекратила свое действие с 01.01.2021.
Из анализа вышеприведенных норм права судом первой инстанции сделан соответствующий обстоятельствам дела вывод о том, что обязанность предоставления социальной выплаты не носит безусловного характера и не связана исключительно лишь с фактом не предоставления выплаты в предшествующем году. Очередность получения государственной поддержки определяется социальным положением граждан и датой постановки на учет, преимущественное право имеют наиболее социально незащищенные категории граждан (инвалиды, пенсионеры), имеющие более раннюю дату постановки на учет.
Доводы жалобы истца о включении в очередь на переселение граждан, проживающих в поселках, не имеющих отношения к городскому округу город Норильск и городскому поселению город Дудинка, и как следствие, увеличение количества граждан, состоящих в очереди на переселение, являются несостоятельными.
В соответствии с Закон6ом Красноярского края от 09.02.2012 №2-54 «Об установлении границ муниципального образования Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» в состав городского поселения Дудинка входят городской населенный пункт город Дудинка (административный центр), сельские населенные пункты: поселок Волочанка, поселенок Левинские Пески, поселок Потапово, поселок Усть-Авам, поселок Хантайское Озеро. Следовательно, граждане, проживающие в указанных населенных пунктах, также вправе претендовать на получение меры социальной поддержки в соответствии с подпрограммой.
Учитывая, что нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дудинского районного суда Красноярского края от 15 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Коваленко Т.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: