Дело 2-320/2019
Решение
Именем Российской Федерации
г. Канск Красноярского края 06 мая 2019 года
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Конищевой И.И., при секретаре Катунине В.А., представителя истца Мартыновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Филимоновского сельсовета Канского района к Отделу судебных приставов по г. Канску и Канскому району УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация Филимоновского сельсовета обратилась в суд с исковым заявлением к Отделу судебных приставов по г. Канску и Канскому району, в котором просит освободить ее от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением ОСП по г. Канску и Канскому району от 23.01.2019 № 24065/19/16012 полностью в размере 50000 рублей.
Заявление мотивировано тем, что администрация Филимоновского сельсовета Канского района является должником по исполнительному производству от 18.12.2018 № 120920/18/24065-ИП, возбужденному на основании исполнительного документа Исполнительный лист № фс 024125196 от 05.03.2018, выданного органом: Канский районный суд по делу № 2а-120/2018, вступившего в законную силу 02.03.2018, предмет исполнения: Обязать администрацию Филимоновского сельсовета Канского района выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в отношении гидротехнического сооружения пруда дороги-дамбы «Береговая», расположенного по адресу: Красноярский край, Канский район, с. Филимоново, между центральной частью с. Филимоново и ул. Речная, coop. 1; а также гидротехнического сооружения дамбы «Глубокая», расположенного по адресу: Красноярский край, Канский район, протока Глубокая реки Кан, coop. 1:
- обеспечить наличие комплекта технического (технорабочего) проекта, рабочие и исполни тельные чертежи;
- обеспечить проведение комплексного анализа ГТС с оценкой их прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности;
- обеспечить проведение анализа данных натурных наблюдений, по результатам которого произвести оценку состояния ГГС и гидроузла в целом;
- обеспечить соответствующую нормам и правилам квалификацию работников сельсовета, в том числе в части обучения и аттестации согласно действующего законодательства лица, ответственного за безопасную эксплуатацию ГТС;
- обеспечить ведение систематических (визуальных и инструментальных) наблюдений за гидравлическим режимом, осадками и перемещениями конструкций, фильтрацией воды по подземному контуру и в обход сооружения;
- обеспечить наличие паспорта ГТС, соответствующего требованиям «Рекомендаций о содержании и порядке составления паспорта гидротехнического сооружения», утвержденных Госгортехнадзором России 02.06.1998;
- произвести оценку безопасности ГТС и анализ причин ее снижения, изготовить годовой отчет о состоянии ГТС;
- произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии ГТС;
- произвести обследование ГТС с участием представителей Ростехнадзора, МЧС России, проектных организаций, специализированных научных организаций (преддекларационное обследование);
- разработать и утвердить правила эксплуатации гидротехнического сооружения, согласовать их с Енисейским управлением Ростехнадзора;
- обеспечить внесение ГТС в Российский Регистр гидротехнических сооружений (по результатам преддекларационного обследования);
- обеспечить наличие документов, регламентирующих расследование причин инцидентов на ГТС, согласованных с Енисейским управлением Ростехнадзора;
- получить разрешения на эксплуатацию ГТС;
- определить величину финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения и его наличие,
в восьмимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Исполнение администрацией Филимоновского сельсовета Канского района исполнительного листа невозможно вследствие отсутствия денежных средств в бюджете Филимоновского сельсовета.
Представитель истца администрации Филимоновского сельсовета Мартынова О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика – ОСП по г. Канску и Канскому району УФССП России по Красноярскому краю, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по иску не представил.
Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ, срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 105 Закона N 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
Согласно ст. 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного на добровольное исполнение судебного акта, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных или непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (ч. 2 ст. 112).
В силу ч. 3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.
В части 6 ст. 112 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным Законом обратиться в суд с иском об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 названной статьи установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
По смыслу приведенных норм, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
Суд полагает, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.
Судом установлено, что решением Канского районного суда от 01.02.2018 на администрацию Филимоновского сельсовета возложена обязанность выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в отношении гидротехнического сооружения пруда дороги-дамбы «Береговая», расположенного по адресу: Красноярский край, Канский район, с. Филимоново, между центральной частью с. Филимоново и ул. Речная, coop. 1; а также гидротехнического сооружения дамбы «Глубокая», расположенного по адресу: Красноярский край, Канский район, протока Глубокая реки Кан, coop. 1:
- обеспечить наличие комплекта технического (технорабочего) проекта, рабочие и исполни тельные чертежи;
- обеспечить проведение комплексного анализа ГТС с оценкой их прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности;
- обеспечить проведение анализа данных натурных наблюдений, по результатам которого произвести оценку состояния ГГС и гидроузла в целом;
- обеспечить соответствующую нормам и правилам квалификацию работников сельсовета, в том числе в части обучения и аттестации согласно действующего законодательства лица, ответственного за безопасную эксплуатацию ГТС;
- обеспечить ведение систематических (визуальных и инструментальных) наблюдений за гидравлическим режимом, осадками и перемещениями конструкций, фильтрацией воды по подземному контуру и в обход сооружения;
- обеспечить наличие паспорта ГТС, соответствующего требованиям «Рекомендаций о содержании и порядке составления паспорта гидротехнического сооружения», утвержденных Госгортехнадзором России 02.06.1998;
- произвести оценку безопасности ГТС и анализ причин ее снижения, изготовить годовой отчет о состоянии ГТС;
- произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии ГТС;
- произвести обследование ГТС с участием представителей Ростехнадзора, МЧС России, проектных организаций, специализированных научных организаций (преддекларационное обследование);
- разработать и утвердить правила эксплуатации гидротехнического сооружения, согласовать их с Енисейским управлением Ростехнадзора;
- обеспечить внесение ГТС в Российский Регистр гидротехнических сооружений (по результатам преддекларационного обследования);
- обеспечить наличие документов, регламентирующих расследование причин инцидентов на ГТС, согласованных с Енисейским управлением Ростехнадзора;
- получить разрешения на эксплуатацию ГТС;
- определить величину финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения и его наличие,
в восьмимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение вступило в законную силу 02.03.2018.
На основании указанного решения 18.12.2018 судебным приставом- исполнителем ОСП по Канскому району возбуждено исполнительное производство № 120920/18/24065-ИП.
Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником администрацией Филимоновского сельсовета Канского района не были исполнены, судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Канску и Канскому району вынесено постановление от 23.01.2019 года № 24065/19/16012 о взыскании с должника исполнительского сбора на общую сумму 50000 рублей.
Как следует из материалов дела, частично решение суда от 01.02.2018 должником исполнено. Бюджет администрации Филимоновского сельсовета является высокодотационным. Бюджет Филимоновского сельсовета на 2019 год составляет - 6 381,6 тыс.руб., в том числе собственные доходы сельсовета - 2 735,9 тыс.руб., безвозмездные краевые дотации - 3 645,7 тыс.руб. Главой Филимоновского сельсовета Мартыновой О.А. 29.10.2018 вынесено обращение в Филимоновский сельский Совет депутатов предусмотреть бюджетные ассигнования при формировании бюджета поселения на 2019 год для исполнения решения Канского районного суда от 02.03.2018 в части обязания выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в отношении гидротехнического сооружения пруда дороги-дамбы «Береговая» и гидротехнического сооружения дамбы «Глубокая». Как следует из представленной представителем должника выписки из бюджета Филимоновского сельсовета от 19.12.2018 № 40-138 на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов средства на исполнение судебного акта не предусмотрены. Также было направлено обращение И.О. Главы Канского района предусмотреть при формировании бюджета Канского района на 2019 год бюджетные ассигнования для исполнения решений Канского районного суда от 02.03.2018.
С учетом изложенного, суд полагает, что в действиях должника отсутствует вина по неисполнению в установленный законом срок решения суда, поскольку установлено, что должник принимал все возможные меры к исполнению решения суда, однако в связи с отсутствием финансирования у него отсутствовала возможность исполнить данное решение, в связи с чем, заявление должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление администрации Филимоновского сельсовета Канского района удовлетворить.
Освободить администрацию Филимоновского сельсовета Канского района от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Канску и Канскому району УФССП России по Красноярскому краю от 23.01.2019 № 24065/19/16012 в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий И.И. Конищева