№ 5-307/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Сыктывкар 13 июня 2023 года
Судья Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми Баудер Е.В. при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по Республике Коми,
установил:
08.06.2023 в Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми поступило на рассмотрение с материалами постановление исполняющего обязанности прокурора Республики Коми ФИО3. о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по Республике Коми.
Постановление с приложенными к нему материалами направлено в суд на основании частей 1 и 3 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Изучив постановление и поступившие с ним материалы, судья приходит к следующему выводу.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении может быть разрешен вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Как указано в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
В силу пункта 1 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно частям 1 и 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.35 названного кодекса, возбуждаются прокурором. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
В силу ст. 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 - 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 7.35, 8.32.2, частью 2 статьи 8.49, статьями 12.35, 13.14, 13.19.1, статьей 13.19.3 (за исключением административных правонарушений, совершенных застройщиком, должностными лицами застройщика), статьями 13.27, 13.28, частями 1 - 4.1, 6 и 7 статьи 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, частью 6 статьи 14.28, частями 1 - 5 статьи 14.35, статьей 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьей 19.6.1, статьей 19.8.1 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов), статьями 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.3.1, 20.3.2, 20.3.4, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации (ч. 1). О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса (ч. 2).
Согласно ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Из предоставленных в суд материалов следует, что ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по Республике Коми вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Временем обнаружения административного правонарушения является 11.05.203, местом совершения – Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Островского, д. 31.
К постановлению приложены документы, из которых усматривается, что в качестве юридического лица зарегистрировано Федеральное казенное учреждение здравоохранения Медико-санитарная часть № 11 Федеральной службы исполнения наказаний (согласно постановлению - лицом, совершившим административное правонарушение, является ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по Республике Коми).
К постановлению не приложены документы, позволяющие установить основания и поводы к проведению проверки, по результатам которой именно 11 мая 2023 года выявлены вменяемые юридическому лицу нарушения лицензионных требований. При этом, данные требования необходимы для исчисления срока давности привлечения к административной ответственности согласно статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в главе 23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ.
Так, судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (статья 28.7 КоАП РФ) либо когда санкция статьи, устанавливающей ответственность за административное правонарушение, предусматривает возможность назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы (абзац второй части 3 статьи 23.1 КоАП РФ).
При определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.
В части первой этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
В направленном в суд постановлении прокурора указано, что нарушения, выразившиеся в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), допущено в деятельности филиалов юридического лица - - Медицинской части № 1 и Медицинской части № 11, которые обслуживают ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республики Коми и ФКУ ИК-42 УФСИН России по Республики Коми соответственно. Сведения о данных филиалах в представленных материалах отсутствуют, что не позволяет сделать вывод о территориальной подсудности дела об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 27.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.
Протокол о временном запрете деятельности составляется должностным лицом, если есть намерение направить материалы дела в районный суд для решения вопроса о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности, поскольку цель временного заперта деятельности в силу ст. 27.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключается в кратковременном прекращении деятельности или эксплуатации объектов именно до рассмотрения дела судом.
В нарушение приведенных требований постановление прокурора и представленные с ним материалы не содержат сведений о том, применена ли в отношении юридического лица, его филиалов вышеуказанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Между тем, данные сведения необходимы для разрешения судьей вопроса о назначении административного наказания в виде приостановлении деятельности.
Изложенные обстоятельства свидетельствует о ненадлежащем оформлении протокола об административном правонарушении и наличии недостатков в оформлении материалов дела.
При таких обстоятельствах, в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья полагает необходимым возвратить постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложенными к нему материалами исполняющему обязанности прокурора Республики Коми Нестерову М.А. для надлежащего оформления.
Руководствуясь ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
определил:
Постановление исполняющего обязанности прокурора Республики Коми ФИО4 от 06 июня 2023 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составленное в отношении ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по Республике Коми, с приложенными материалами возвратить лицу, его составившему, для надлежащего оформления.
Судья Е.В.Баудер