№2а-580/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 февраля 2018 года г. Ульяновск
Заволжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Николаевой Н.Д.,
при секретаре судебного заседания Галиуллиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Ульяновска к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г. Ульяновска обратилась в суд с административным иском к УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обосновании иска указала, что судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Долговой С.В. в рамках исполнительного производства № 25081/13/17/73 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 руб.
С данным постановлением не согласны, считают его не законным и необоснованным, нарушающим имущественные права администрации. Администрация города Ульяновска является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются в соответствии с утверждённой «Ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск», на 2018 год, утверждённых Решением Ульяновской Городской Думы от 29.10.2017 № 1320 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
Администрация города Ульяновска не является организацией, которая самостоятельно, за счёт внутренних резервов, может исполнить указанное выше решение суда, в связи с чем, для надлежащего исполнения решения суда необходимо заключить муниципальный контракт на выполнение подрядных работ, и минимальный срок для проведения всех необходимых финансово-организационных мероприятий 3 месяца.
Обращает внимание суда, что решение суда вынесено на основании и в соответствии со статьей 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон) в рамках которой органы местного самоуправления обязаны произвести капитальный ремонт многоквартирных домов, являясь бывшими собственниками.
На выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого <адрес> в г.Ульяновске составляется и утверждается локальная смета, приблизительная стоимость всех необходимых работ составляет 9 573 255,04 руб.
Расходы на мероприятия по исполнению решений судебных инстанций по ремонту жилищного фонда предусмотрено 100 млн. руб. Данная сумма предусмотрена в Ведомственной структуре расходов и закреплена за исполнителем - Комитетом ЖКХ администрации города Ульяновска, который в свою очередь является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования «город Ульяновск» и в области жилищных отношений осуществляет функции заказчика на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры, финансируемых из бюджета муниципального образования «город Ульяновск», участвует в приемке в эксплуатацию данных объектов.
Администрация города Ульяновска не наделена полномочиями по формированию местного бюджета и является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» и правом внесения каких-либо изменений в бюджет не обладает.
В настоящее время на исполнении в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области находиться более 600 исполнительных производств неимущественного характера, по которым администрация города Ульяновска является должником, около 300 исполнительных производств по решениям судов об обязании произвести капитальный ремонт многоквартирных домов, по общим подсчётам на исполнение решений судов уже находящихся на исполнении у судебных приставов необходимо более 500 миллионов руб.
Администрация города Ульяновска не отстраняется от выполнения вступившего в законную силу решения суда, а ставит вопрос о необходимости применения всех процедур предписанных нормами действующего Законодательства для исполнения решения суда.
Администрация города Ульяновска принимает все меры по надлежащему исполнению решения суда: подготовила и направила в Ульяновскую Городскую Думу письмо о необходимости выделения дополнительного финансирования; подготовила примерную смету расходов.
Просят освободить администрацию города Ульяновска от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № 25081/13/17/73 от 12.08.2013.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены.
Заинтересованные лица судебный пристав МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Ульяновской области Долгова С.В., Краснов Ю.А., Казакова В.Г., Зверькова М.В., Ершова Л.С., Слесарев Е.А., Панфилова М.В., Мезенина Е.А., Заварыкина Л.В., Зацепина Л.Я., Шнайдер Л.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, от Слесарева Е.А. и Заварыкиной Л.В. имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы настоящего административного дела, исполнительного производства № 25081/13/17/73, суд пришел к следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст.2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Пунктом 1 ст.12 ФЗ РФ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с последующими изменениями) предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно п.12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.п.1-3, 6 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (п. 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (п.2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей (п. 3). Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (п. 6).
Судом установлено, что решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 25.03.2013 на администрацию города Ульяновска возложена обязанность произвести капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, замену оконных блоков в подъездах 1,2,7,9,10,18 многоквартирного жилого <адрес> вступило в законную силу 04.06.2013.
На основании исполнительного листа ВС № 012577577 по вышеуказанному решению суда в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области 12.08.2013 возбуждено исполнительное производство №25081/13/17/73 от 12.08.2013 в отношении должника – административного истца.
Из п.п. 2,3 постановления о возбуждении исполнительного производства следует, что должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
02.09.2013 составлен акт о совершении исполнительных действий о том, что решение суда не исполнено.
В связи с неисполнением указанного постановления 04.09.2013 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 руб.
Определением суда от 09.10.2013 администрации города Ульяновска отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Оценив представленные доказательства, суд считает требование администрации города Ульяновска об освобождении от исполнительского сбора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Администрация муниципального образования «город Ульяновск» (сокращенное наименование - администрация города), местная администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» (ст. 1 Устава МО «город Ульяновск»).
В силу ст. 30 Устава МО «город Ульяновск» принятие Устава города Ульяновска и внесение в него изменений и дополнений, утверждение (отклонение) местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период и отчета о его исполнении, утверждение изменений (дополнений) в местный бюджет относятся к исключительной компетенции Городской Думы.
Как усматривается из материалов дела, администрацией города Ульяновска представлены доказательства того, что должником по исполнительному производству предпринимались меры к своевременному исполнению решения суда.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Как усматривается из материалов дела, должником по исполнительному производству предпринимались меры к своевременному исполнению решения суда, в частности, составлены локально-сметные расчеты на производство ремонтных работ в отношении <адрес>.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что отсутствовала у административного истца реальная возможность исполнения решения суда к моменту истечения указанного срока, и исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела, могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
По мнению суда, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора, так как для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
При рассмотрении данного дела суд считает, что в действиях должника администрации города Ульяновска отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Исследовав в совокупности представленные доказательства, с учетом приведенных выше норм и обстоятельств дела, а также то, что административный истец не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение, и то, что выделение новых бюджетных ассигнований возможно только при условии включения их в закон о бюджете с начала нового финансового года или после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете, суд приходит к выводу о том, что не выполнение администрацией работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в 5-тидневный срок в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда, что дает основания для освобождения администрации города Ульяновска от ответственности в виде уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст.176-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск администрации города Ульяновска к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбор удовлетворить.
Освободить администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 04 сентября 2013 года по исполнительному производству № 25081/13/17/73 от 12 августа 2013 года.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья Н.Д. Николаева