Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
9 декабря 2019 года город Кимовск Тульской области
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Подоляк Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Паниной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кимовского городского суда Тульской области административное дело № 2а-884/2019 по административному исковому заявлению Терехова Антона Валерьевича к администрации муниципального образования Кимовский район о признании незаконным отказа в согласовании переустройства жилого помещения,
установил:
Терехов А.В. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Кимовский район, в котором просит признать незаконным отказ в согласовании переустройства принадлежащего ему на праве общей совместной собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, посредством установки индивидуального источника отопления.
В обоснование административных исковых требований указал, что на основании договора купли-продажи от 13.06.2018 он является участником общей совместной собственности на жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: <адрес>.
Данная квартира, общей площадью <данные изъяты> РєРІ.Рј., расположена РЅР° 3-Рј этаже 3-этажного многоквартирного жилого РґРѕРјР°. Рмеющаяся РІ данном жилом помещении система отопления, являющаяся составной частью общедомовой централизованной системы теплоснабжения, РЅРµ обеспечивает надлежащий температурный режим. Поэтому летом 2019 РіРѕРґР° РѕРЅ решил установить РІ квартире индивидуальный источник отопления. РР· акта, полученного РёРј РѕС‚ Тульского областного отделения Всероссийского добровольного пожарного общества следует, что техническое состояние вентиляционных Рё дымовых каналов соответствует нормативным требованиям. РљСЂРѕРјРµ того, РёРј были получены технические условия РЅР° установку газового счетчика Рё котла колонки взамен проточного водонагревателя РІ РђРћ «Газпром газораспределение Тула», технические условия РЅР° закольцовку стояков СЃ обратной подающей магистралью системы центрального отопления РѕС‚ управляющей компании РћРћРћ «Гранит». Р’ соответствии СЃ указанными документами была изготовлена рабочая проектная документация РЅР° газификацию его квартиры СЃ установкой котла-колонки СЃ закрытой камерой сгорания.
По результатам внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес>, 22.10.2019 составлен протокол, согласно которому все 100% собственников помещений дали согласие на переустройство его жилого помещения и установку нового газового оборудования в его квартире.
Поскольку установка индивидуального источника отопления является переустройством жилого помещения, то за разрешением на переустройство он обратился в орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования Кимовский район с заявлением о согласовании переустройства жилого помещения посредством установки индивидуального источника отопления. 25.10.2019 администрацией МО Кимовский район ему было в письменной форме отказано в согласовании переустройства со ссылкой, в частности, на ч.15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Полагает, что отказ администрации МО Кимовский район в согласовании переустройства жилого помещения, изложенный в письме от 25.10.2019 № С-697, подлежит признанию незаконным. При этом в данном ответе администрации муниципального образования Кимовский район об отказе в переустройстве и перепланировке жилого помещения административному истцу отсутствуют основания, предусмотренные ст.27 ЖК РФ.
Не согласившись с данным отказом, административный истец обратился в суд за защитой своего нарушенного права.
Административный истец Терехов А.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился, доверил представлять свои интересы представителю, согласно доверенности Кудинову Р.Е.
Представитель административного истца Терехова А.В., согласно доверенности Кудинов Р.Е., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, представил письменное заявление, в котором просил о рассмотрении данного административного дела без его участия, настаивал на удовлетворении административных исковых требований.
Административный ответчик – администрация муниципального образования Кимовский район, извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд представителя не направила, о причине неявки суду не сообщила, возражений по существу заявленных требований не представила, об отложении судебного заседания не просила.
Заинтересованное лицо Терехова Д.В., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представила суду письменное заявление, в котором просила рассмотреть данное административное дело без её участия, заявленные требования поддерживает.
В соответствии с ч.7 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд пришел к выводу о возможности рассмотрения административного дела в отсутствие неявившихся лиц.
Рсследовав письменные материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как определено ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с ч.6 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В соответствии со ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования, которые установлены ЖК РФ.
В соответствии с Уставом муниципального образования Кимовский район к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе, организация в границах муниципального образования электро- и газоснабжения поселений, в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
Правоотношения по передаче органами местного самоуправления муниципального образования Кимовский район части своих полномочий по решению вопросов местного значения, определенных этим соглашением органам местного самоуправления муниципального образования в соответствии с ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» урегулированы соглашением о передаче части полномочий.
Вопросы по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ) переданы в ведение органов местного самоуправления муниципального образования Кимовский район.
Переход на автономное отопление жилого помещения в многоквартирном доме требует переустройства жилого помещения, которое производится в порядке, предусмотренном гл. 4 ЖК РФ и положения Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство отопления квартиры с центрального на индивидуальное является переустройством квартиры, которое согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ должно проводиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Основания к отказу в согласовании переустройства жилого помещения предусмотрены ч. 1 ст. 27 ЖК РФ.
По данному делу установлено, что Терехов А.В. является участником в праве общей совместной собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 13.06.2018. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (л.д.15-17).
РР· выписки РёР· технического паспорта РѕС‚ 17.05.2018 в„–23-24-35 (Р».Рґ.46-49) Рё технического паспорта РЅР° жилое помещение – квартиру в„–, расположенную РїРѕ адресу: <адрес>, РїРѕ состоянию РЅР° 13.11. 2019 (Р».Рґ.50-55) усматривается, что теплоснабжение данного жилого помещения, осуществляется посредством центрального отопления.
РР· протокола внеочередного общего собрания собственников помещений РІ многоквартирном <адрес> РѕС‚ 22.10.2019, усматривается, что собственники жилых помещений данного многоквартирного РґРѕРјР° решили дать согласие РЅР° переустройство жилого помещения путем отключения РѕС‚ системы центрального отопления Рё установки отопительного котла РІ РєРІ.в„–, принадлежащей РЅР° праве собственности административному истцу (Р».Рґ. 30-31).
ООО «Проектировщик» в соответствии с заявлением административного истца была подготовлена рабочая документация на газификацию квартиры № по адресу: <адрес>, с установкой котла-колонки с закрытой камерой сгорания (л.д. 18-29).
РР· приложения Рє вышеназванному рабочему проекту усматривается, что РІ соответствии СЃ актом Рѕ техническом состоянии вентиляционных Рё дымовых каналов РѕС‚ 26.10.2019 РІ жилом помещении, расположенном РїРѕ адресу: <адрес>, вентиляционные Рё дымовые каналы соответствуют нормативным требованиям Рё РїСЂРёРіРѕРґРЅС‹ Рє эксплуатации РїРѕРґ газ (Р».Рґ. 21).
РР· технических условий в„–10, выданных РћРћРћ «Гранит», следует, что управляющая компания РЅРµ возражает против устройства местного поквартирного отопления РІ квартире административного истца (Р».Рґ. 20).
АО «Газпром газораспределение Тула» филиал в г.Узловой, где по заявлению Терехова А.В., подготовлены технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом (квартиры) от 01.10.2019 №8952. Срок действия технических условий 2 года (л.д. 22,23).
23.10.2019 административный истец обратился в администрацию муниципального образования Кимовский район Тульской области с заявлением о переустройстве принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения путем отключения от системы центрального отопления с установкой индивидуального источника отопления (горячего газоснабжения).
Письмом администрации муниципального образования Кимовский район Тульской области от 25.10.2019 №С-697 Терехову А.В. отказано в согласовании переустройства жилого помещения со ссылкой на отсутствие многоквартирного дома <адрес> в актуализированной схеме теплоснабжения, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от 18.04. 2017 №598 (л.д.32-34).
В соответствии с ч.2 ст.26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Согласно ч.2.1 той же статьи заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные п.п. 4 и 6 ч. 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные п. 2 ч. 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
В соответствии с ч.3 ст.26 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч.1 ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных ч. 2 ст 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом ч. 2.1 ст. 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с ч 2.1 ст. 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 27 ЖК РФ решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Аналогичные положения предусмотрены п. 4.2 и п.4.1 Положения «О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в муниципальном образовании город Кимовск Кимовского района», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района от 10.12.2008 №53-238.
В оспариваемом решении органа местного самоуправления имеется ссылка на то, что в составе документов предоставляется подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения. Кроме того, в обоснование данного отказа указано, что многоквартирный дом <адрес> не включен в актуализированную схему теплоснабжения, утвержденную постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от 18.04.2017 №598.
Между тем, ч.1 ст.27 ЖК РФ устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, который не подлежит расширительному толкованию.
Основание - не включение многоквартирного дома в актуализированную схему теплоснабжения, не предусмотрено положениями ЖК РФ в качестве основания для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Помимо этого из оспариваемого ответа не ясно, был ли предоставлен заявителем проект переустройства переустраиваемого жилого помещения и каким образом ему была дана оценка органом местного самоуправления при принятии решения об отказе в согласовании переустройства жилого помещения.
При этом ссылок на предусмотренные ч. 1 ст. 27 ЖК РФ основания для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения оспариваемое административными истцами решение органа местного самоуправления не содержит.
Кроме того, в оспариваемом решении орган местного самоуправления ссылается на п. 15 ст. 14 Федерального закона №190-ФЗ, в соответствии с которым запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно п. 44 которого в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.
Однако данных, свидетельствующих о том, что указанный в проекте, представленном административным истцом, индивидуальный квартирный источник тепловой энергии относится к перечисленным в п. 44 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 №307, в материалах дела не имеется.
Кроме того, административным истцом было получено согласие собственников указанного жилого дома на переустройство системы отопления в жилом помещении, принадлежащем ему на праве общей совместной собственности.
Таким образом, судом в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что предполагаемые к установлению в спорной квартире отопительные приборы не подпадают под перечень запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения отопительных приборов. Возможность его установки в квартире соответствует представленной проектной документации, техническим условиям, строительным нормам и правилам, нормам противопожарной безопасности, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью.
Следовательно, оспариваемое решение администрации муниципального образования Кимовский район об отказе в согласовании переустройства жилого помещения по адресу: <адрес>, содержащееся в ответе от 25.10.2019 №С-697 не соответствует требованиям ст. 27 ЖК РФ, в связи с чем нарушает права административного истца, поэтому такое решение является незаконным.
Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· вышеуказанных положений основанием для удовлетворения заявления Рѕ признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности РґРІСѓС… необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту Рё нарушение прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов заявителя.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в данном случае такая совокупность имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом отказ в согласовании переустройства жилого помещения путем отключения от системы центрального отопления и установки отопительного котла противоречит закону и нарушает права административного истца, в связи с чем, является незаконным и подлежит отмене, а заявленные Тереховым А.В. административные требования, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Терехова Антона Валерьевича к администрации муниципального образования Кимовский район о признании незаконным отказа в согласовании переустройства жилого помещения – удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования Кимовский район, содержащийся в письме от 25.10.2019 №С-697 об отказе в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, посредством установки индивидуального источника отопления.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий