г. Екатеринбург «19» февраля 2018 года
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Пироговой М.Д.
при секретаре Юнусовой Н.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданского дела по иску Ходько Антона Леонидовича к ПАО Сбербанк России о возложении обязанности,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Ходько А.Л. предъявил ПАО Сбербанк России (далее по тексту – Банк) иск о признании незаконными действия по отказу от перевыпуска и выдачи пластиковых карт №, №; признании незаконными действия по отказу Банка от обслуживания Ходько А.Л. как потребителя банковских услуг, выразившиеся в отказе от подписания договора на пакет «Сбербанк-Премиум»; компенсации морального вреда в размере 100000 рублей.
В обосновании иска указано, что Ходько А.Л. заключил договор на банковское обслуживание с ПАО Сбербанк России и открыл банковский счет для совершения личных операций. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ Банк принял на себя обязательство по осуществлению банковских операций по указанию Ходько А.Л. принятию платежей и выдаче с банковских счетов принадлежащих ему денежных средств. Кроме того, по заявлению Ходько А.Л. Банк выпустил банковскую карту, привязанную к открытому банковскому счету.
При открытии пакета услуг «Сбербанк Премиум» в отделении, расположенном по адресу г. Екатеринбург, ул. Белинского, 171, в выпуске премиальной карты для этого пакета Ходько А.Л. было отказано. В Банке Ходько А.Л. открыты вклады на срок до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно (всего 6 вкладов), Ходько А.Л. хотел также открыть вклад на сумму в 2000000 рублей, однако ввиду указанных обстоятельств вынужден был отказаться от этого намерения.
В устном порядке менеджерами Банка Ходько А.Л. было сообщено, что это ограничение, лишающее его возможности пользоваться услугами Банка как банковской организации, связано с тем, что Ходько А.Л. является директором юридического лица, которое совершало операции сомнительные с точки зрения Закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и было внесено в «черный список». При этом пояснить, какое отношение имеет организация, в которой Ходько А.Л. является директором, к его личным финансам и личным банковским операциям, по какой причине возможные проблемы юридического лица влияют на его собственную правоспособность, в Банке пояснить не могли.
Ходько А.Л. направил 13.04.2017 г. Банку претензию, в ответе от 17.04.2017 г. на претензию Банк ссылается на некие «компрометирующие финансовые операции», в связи с чем «у Банка нарушены доверительные отношения» с Ходько А.Л.. Какие именно компрометирующие операции, в чем видится их компрометация, и каким образом Ходько А.Л. может доказать, что операции являются не компроментирующими, указано не было.
Банком отправлен 25.09.2017 г. Ходько А.Л. повторный ответ, в котором Банк ссылается на нарушение им Закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не поясняя, в чем именно состоит его нарушение. При этом Банк рекомендует обратиться по месту обслуживания организации, в которой Ходько А.Л. являюсь руководителем, и получить официальный запрос на предоставление документов по операциям этой организации.
Ходько А.Л. не понимает, как требование, направленное в его адрес как клиента Банка, с требованиями к юридическому лицу, даже в случае, если Ходько А.Л. является его руководителем. Ходько А.Л. является физическим лицом и соответственно отношения с ним регулируются, в том числе и ФЗ «О защите прав потребителей». Ходько А.Л. направил новое обращение в адрес Банка, на которое 27.09.2017 г. Банк предложил закрыть счета и прекратить отношения, основываясь на ст. 7 Закона 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», что является неправомерным, несоответствующим действующему законодательству.
Ходько А.Л. 12.10.2017 г. в связи с окончанием срока действия банковской карты, эмитированной Банком, обратился для получения перевыпущенной банковской карты. Банк сообщил, что имеющиеся у него карты по истечении срока их действия перевыпущены, но не подлежат к выдаче без объяснения причин. С учетом вышеизложенного и данной информации Банк фактически понуждает его прекратить договорные отношения с ним.
В нарушение ст. 4 ФЗ «О защите прав потребителей» Банк вынуждает его расторгнуть в одностороннем порядке договорные отношения притом, что односторонний отказ от исполнения договора законодательством предусмотрен в ограниченных случаях.
На основании ст. 5.2 Закона №115-ФЗ кредитные организации вправе: отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 настоящей статьи».
Подобные решений в отношении Ходько А.Л. Банком не принимались, поэтому оснований к тому, чтобы расторгать договор банковского счета с ним у Банка не имеется.
Отказ от заключения договора на приобретение пакета услуг «Сбербанк - Премьер» Ходько А.Л. считает, что Банк нарушил ст. 426 ГК РФ, согласно которой лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, аналогичную деятельности Банка, должно осуществлять ее в отношении каждого, кто к нему обратится. Никаких препятствий, установленных законом в этой части для заключения соответствующего договора у Банка не было.
Ходько А.Л. считает, что все вышеописанные действия Банка не могут быть признаны законными, нарушают законодательство. Нормы Закона «О защите прав потребителей в РФ» требуют от исполнителя - Банка во взаимоотношениях с Ходько А.Л. - потребителя, при этом наличие специальных норм Закона №115-ФЗ не снимает с исполнителя-Банка обязанностей по обеспечению прав и охраняемых законом интересов потребителя.
По мнению Ходько А.Л., Банк расширительно трактует полномочия, предоставленные Законом №115-ФЗ. Действия Банка являются неправомерными, ограничивают его права по договору, общие права потребителя банковских услуг, в связи с чем должны быть признаны незаконными.
Неудобство, постоянное, длительное и совершенно безрезультатное общение с сотрудниками Банка лишило Ходько А.Л. возможности пользоваться услугами Банк, что наносит Ходько А.Л. моральный вред, который он оценивает в 100000 рублей.
В судебном заседании истец Ходько А.Л., представитель истца Колковский Ю.В. заявили об уточнении требований и просили: возложить обязанность на Банк перевыпустить карты под номерами №, №, выпущенные на имя Ходько А.Л., выдать данные карты, обеспечить возможность пользования всеми услугами, которые данные карты предоставляют; признать незаконными действия Банка по отказу от обслуживания Ходько А.Л. как потребителя банковских услуг, выразившемуся в отказе от подписания с Ходько А.Л. договора на пакет «Сбербанк-Премиум». Требования изложенные в иск поддержали по доводам и основаниям изложенным в нем.
Определением суда от 01.02.2018 г., в протокольной форме, в порядке ст. 39 Гражданского кодекса РФ, к производству суда приняты уточненные требования.
Представитель ответчика ПАО Сбербанк России Бойдова Т.В. иск не признала и в письменном отзыве указала, что отказ в предоставление Ходько А.Л. банковских услуг обусловлен соблюдением Банком требований законодательства Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
РҐРѕРґСЊРєРѕ Рђ.Р›. является единоличным исполнительным органом (директором) РћРћРћ «Спецстрой» (РРќРќ 6670418919).
ООО «Спецстрой» открыты в ПАО Сбербанк расчетные счета №, № (счета в настоящее время закрыты по заявлению Ходько А.Л.).
В заявлении о присоединении от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, Клиент ознакомился с «Условиями открытия и обслуживания расчетного счета» (далее - Условия), выразил свое согласие с ними и обязался их выполнять.
В соответствии с п. 8.1 Условий, Клиент обязуется предоставлять в Банк одновременно с Распоряжением и в установленные п.п.7.4 и 7.5 Условий расчетно-кассового обслуживания сроки, сведения и документы, необходимые для выполнения банком функций, установленных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и нормативных актов Банка России, в том числе, но не исключительно: достоверные сведения о себе, своих доверенных лицах, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.
Согласно п. 8.5 Условий, Банк вправе полностью или частично приостановить операции Клиента, а также отказать в совершении операций, за исключением операций по зачислению денежных средств, в случаях установленных законодательством Российской Федерации, а также если у Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по счетам ООО «Спецстрой» проводились операции, которые соответствовали признакам, указывающим на их необычный характер в соответствии с Положением Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Поступление денежных средств на счет клиента - юридического лица - резидента (получатель) от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их списанием (транзитные операции).
При этом одновременно соблюдаются следующие условия: получатель имеет незначительный по сравнению с объемами поступающих средств уставный капитал и с даты его государственной регистрации прошел небольшой период; зачисленные денежные средства в короткий период перечисляются в адрес резидента (нескольких резидентов) или нерезидента (нескольких нерезидентов); со счета получателя, используемого для указанных целей, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности получателя денежных средств; иные признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств.
Во исполнение требований ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - ФЗ № 115) и в соответствии с условиями договора, 26.01.2017 Банком направлен запрос Ходько А.Л. о предоставлении документов, раскрывающих экономический смысл операций, а также письменные пояснения об источнике поступления/происхождения денежных средств по операциям зачисления, совершенным за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; по расходным операциям. Письменных пояснений по вопросам, указанным в запросе, Ходько А.Л. не предоставлено.
Согласно п. 12 ст. 7 ФЗ №115 приостановление операций в соответствии с п. 10 настоящей статьи и отказ от выполнения операций в соответствии с п. 11 настоящей статьи не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров.
В соответствии с Положением Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", ПАО Сбербанк разработаны Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 29.03.2016 N 881-9-р (далее - ПВК).
ПВК Банка на основании Положения, утвержденного Банком России 02.03.2012 № 375-П (Программа № 5 Приложение № 4), п. 2 ст. 7 Закона №115-ФЗ установлены признаки необычных операций, которыми руководствуется банк при принятии решения об отказе в выполнении распоряжения клиента.
Р’ части юридических лиц инициируется внесение РІ информационную базу сведений Рѕ юридическом лице Рё отдельной заявкой внесение сведений Рѕ физическом лице - Р¤РРћ данного юридического лица. Аналогичная процедура осуществляется РІ части РРџ: отдельными заявками инициируется внесение сведений Рѕ клиенте как РРџ Рё как физическом лице.
Учитывая вышеизложенное, на основании положений ФЗ N 115, письма Центрального Банка Российской Федерации от 26.12.2005 г. N 161-Т "Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций", методических рекомендаций о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов, утв. Банком России 13.04.2016 N 10-МР, Правил внутреннего контроля, положений Условий, а также, учитывая результаты проверки банковских операций, совершенных истцом, банк предприняты меры по предотвращению легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма. Таким образом, Банк выполнял требования действующего законодательства РФ по противодействию и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансировании терроризма, а также принятых в соответствии с ним нормативных документов Сбербанка России.
Действия Банка в отношении Клиентов (ООО «Спецстрой», Ходько АА.Л.) осуществлялись в рамках действующего законодательства, внутренних нормативных документов и направлены на исключение возможных правовых и репутационных рисков.
Приостановление банковского обслуживания Ходько А.Л. осуществлено на основании п. 5.10.6 Правил внутреннего контроля ПАО Сбербанк, как единоличного исполнительного органа ООО «Спецстрой», ввиду осуществление последним операций, носящих необычный характер в соответствии с Положением Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
В Банке отсутствует услуга «Сбербанк - Премиум», Банком оказывается услуга Сбербанк Премьер. Доказательств того, что Ходько А.Л. направлял заявку на предоставление указанной услуги, не предоставлено.
ПАО Сбербанк действовало в соответствии с условиями заключенного с Ходько А.Л. договора.
ПАО Сбербанк и Ходько А.Л. заключен ДД.ММ.ГГГГ договор на банковское обслуживание. В соответствии с заявлением Ходько А.Л. на банковское обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ последний подтвердил согласие с «Условиями банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк», обязуется их выполнять, согласен с тем, что настоящее Заявление является подтверждением о присоединении к «Условиям банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк» (далее - Условия банковского обслуживания) и является документом, подтверждающим факт заключения Договора банковского обслуживания.
В рамках договора банком осуществлялся выпуск банковских карт, открытие счета.
Банк имеет право осуществить блокировку карты, если у Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 3.32 Условий выпуска и обслуживания).
Банк вправе полностью или частично приостановить операции по счету карты, а также отказать в совершении операций, за исключением операций по зачислению денежных средств, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе, если у Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 4.15 Условий выпуска и обслуживания).
По условия договора, заключенного ПАО Сбербанк и Ходько А.Л., предусмотрена возможность отказа Банка в предоставлении банковских услуг при наличии у Банка подозрений, что операции совершаются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма, а также для проверки их правомерности.
РљСЂРѕРјРµ того, РҐРѕРґСЊРєРѕ Рђ.Р›. выбрал ненадлежащий СЃРїРѕСЃРѕР± зашиты. РР· содержания РёСЃРєР° следует, что РҐРѕРґСЊРєРѕ Рђ.Р›. обратился Рє Банку СЃ требованием: Рѕ признании незаконными действий РџРђРћ Сбербанк РїРѕ отказу выдачи пластиковых карт в„–, в„–, выпущенных РЅР° РёРјСЏ РҐРѕРґСЊРєРѕ Рђ.Р›. Рё находящихся РїРѕ состоянию РЅР° ДД.РњРњ.ГГГГ РІ отделении Банка РїРѕ <адрес>; Рѕ признании незаконными действия Банка РїРѕ фактическому отказу РѕС‚ обслуживания РҐРѕРґСЊРєРѕ Рђ.Р›. как потребителя банковских услуг, выразившемуся РІ отказе РѕС‚ подписания РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РЅР° пакет «Сбербанк-Премиум» Рё любых РґСЂСѓРіРёС… продуктов Банка. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· перечня СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ защиты прав, установленных СЃС‚. 12 ГК Р Р¤ признание незаконным действий (бездействий) является иным СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј защиты прав, установленным Кодексом административного судопроизводства, который применяется РІ области административных правоотношений.
Сложившиеся правоотношения между Ходько А.Л. и Банком вытекают из гражданских правоотношений по договору банковского вклада/счета и, по сути, сводятся к требованиям исполнить условия договора банковского счета; в гражданских правоотношениях неприменимы способы защиты, предусмотренные для публичных правоотношений.
Отсутствие оснований для взыскания компенсации морального вреда. ПАО Сбербанк не допущено нарушений прав Ходько А.Л.. Банк выполняет обязанности, возложенные на него законодательством. Кроме того, в нарушение требований п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» истцом не представлены доказательства факта причинения нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям
В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что РџРђРћ Сбербанк Рё РҐРѕРґСЊРєРѕ Рђ.Р›. заключен ДД.РњРњ.ГГГГ РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РЅР° банковское обслуживание. РР· заявления РҐРѕРґСЊРєРѕ Рђ.Р›. РЅР° банковское обслуживание РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ следует, что РѕРЅ подтверждает согласие СЃ «Условиями банковского обслуживания физических лиц РџРђРћ Сбербанк», обязуется РёС… выполнять, согласен СЃ тем, что настоящее Заявление является подтверждением Рѕ присоединении Рє «Условиям банковского обслуживания физических лиц РџРђРћ Сбербанк» (далее - Условия банковского обслуживания) Рё является документом, подтверждающим факт заключения Договора банковского обслуживания.
В рамках договора Банком осуществлялся выпуск банковских карт, открыты счета.
В соответствии с п. 1.1. Условий банковского обслуживания, настоящие Условия банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк и Заявление на банковское обслуживание, надлежащим образом заполненное и подписанное Клиентом, в совокупности являются заключенным между Клиентом и ПАО Сбербанк Договором банковского обслуживания (далее - ДБО).
В рамках комплексного обслуживания Клиенту предоставляются следующие виды услуг: выпуск банковских карт, открытие и обслуживание счетов банковских Карт; открытие и обслуживание банковских счетов; проведение операций и/или получение информации по Счетам, вкладам, потребительским кредитам и другим продуктам в Банке; иные услуги, предусмотренные п. 1.5. Условий банковского обслуживания.
Согласно п. 1.10 Условий банковского обслуживания, действие ДБО распространяется на счета карт, открытые как до, так и после заключения ДБО, а также на вклады, обезличенные металлические счета, номинальные счета для зачисления социальных выплат, услуги предоставления в аренду индивидуального банковского сейфа и иные продукты, предусмотренные ДБО, открываемые/предоставляемые клиенту в рамках ДБО.
Банк вправе не заключать ДБО, не осуществлять выпуск и перевыпуск банковских карт Клиентам, чьи данные совпадают с данными лица, включенного в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризма или данными лица, в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляются функции по противодействию финансирования терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств (п. 1.2. Условий банковского обслуживания).
В соответствии с п. 4.3.2 Условий банковского обслуживания. Банк имеет право отказать в выполнении распоряжения Клиента о совершении операции, по которой не представлены информация и документы по запросу Банка, предусмотренные Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Согласно п. 3.31 Приложения № 1 к Условиям банковского обслуживания «Условия выпуска и обслуживания дебетовой карты ПАО Сбербанк» (далее - Условия выпуска и обслуживания), Банк имеет право при нарушении Клиентом настоящего договора, или при возникновении ситуации, которая может повлечь за собой ущерб для Банка или Клиента, либо нарушение действующего законодательства Российской Федерации:
- осуществить блокировку Карты, а также предпринять меры для ее изъятия;
- приостановить или прекратить проведение расходных операций по карте (с сохранением возможности проведения операций пополнения Счета карты).
Банк имеет право осуществить блокировку карты, если у Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 3.32 Условий выпуска и обслуживания).
Банк вправе полностью или частично приостановить операции по счету карты, а также отказать в совершении операций, за исключением операций по зачислению денежных средств, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе, если у Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 4.15 Условий выпуска и обслуживания).
Таким образом, условия договора, заключенного ПАО Сбербанк и Ходько А.Л., предусматривают возможность отказа Банка в предоставлении банковских услуг при наличии у Банка подозрений, что операции совершаются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма, а также для проверки их правомерности.
Установлено, что РҐРѕРґСЊРєРѕ Рђ.Р›. является единоличным исполнительным органом (директором) РћРћРћ «Спецстрой» (РРќРќ 6670418919).
ООО «Спецстрой» открыты в ПАО Сбербанк расчетные счета №, № (счета в настоящее время закрыты по заявлению Ходько А.Л.).
Отказ в предоставление Ходько А.Л. банковских услуг обусловлен соблюдением Банком требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В заявлении о присоединении от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, Клиент ознакомился с «Условиями открытия и обслуживания расчетного счета» (далее - Условия), выразил свое согласие с ними и обязуется их выполнять.
В соответствии с п. 8.1 Условий, Клиент обязуется предоставлять в Банк одновременно с Распоряжением и в установленные п.п.7.4 и 7.5 Условий расчетно-кассового обслуживания сроки, сведения и документы, необходимые для выполнения банком функций, установленных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и нормативных актов Банка России, в том числе, но не исключительно: достоверные сведения о себе, своих доверенных лицах, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.
Согласно п. 8.5 Условий. Банк вправе полностью или частично приостановить операции Клиента, а также отказать в совершении операций, за исключением операций по зачислению денежных средств, в случаях установленных законодательством Российской Федерации, а также если у Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
РР· материалов дела следует, что РІ период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ счетам РћРћРћ «Спецстрой» проводились операции, которые соответствовали признакам, указывающим РЅР° РёС… необычный характер РІ соответствии СЃ Положением Банка Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 2 марта 2012 РіРѕРґР° N 375-Рџ "Рћ требованиях Рє правилам внутреннего контроля кредитной организации РІ целях противодействия легализации (отмыванию) РґРѕС…РѕРґРѕРІ, полученных преступным путем, Рё финансированию терроризма». РџРѕ счету в„– проведены СЂСЏРґ операций, которые соответствуют признаку 1420 указанному РІ Приложении «Признаки, указывающие РЅР° необычный характер сделки (классификатор)В» Рє Положению Банка Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 2 марта 2012 РіРѕРґР° N 375-Рџ "Рћ требованиях Рє правилам внутреннего контроля кредитной организации РІ целях противодействия легализации (отмыванию) РґРѕС…РѕРґРѕРІ, полученных преступным путем, Рё финансированию терроризма" снятие клиентом - юридическим лицом (его обособленным подразделением), РЅРµ являющимся кредитной организацией, Рё клиентом - индивидуальным предпринимателем денежных средств РІ наличной форме СЃ банковского счета (банковского вклада) (Р·Р° исключением снятия денежных средств РІ наличной форме РЅР° оплату труда Рё компенсаций РІ соответствии СЃ трудовым законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РЅР° выплату пенсий, стипендий, РїРѕСЃРѕР±РёР№ Рё РґСЂСѓРіРёС… обязательных социальных выплат, предусмотренных законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р° также РЅР° оплату канцелярских Рё РґСЂСѓРіРёС… хозяйственных расходов, РєСЂРѕРјРµ приобретения горюче-смазочных материалов Рё сельскохозяйственных продуктов).
По счету № соответствуют признакам 1414, 1499, указанным в Приложении «Признаки, указывающие на необычный характер сделки (классификатор)» к Положению Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма":
поступление денежных средств на счет клиента - юридического лица - резидента (получатель) от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их списанием (транзитные операции).
При этом одновременно соблюдаются следующие условия: получатель имеет незначительный по сравнению с объемами поступающих средств уставный капитал и с даты его государственной регистрации прошел небольшой период; зачисленные денежные средства в короткий период перечисляются в адрес резидента (нескольких резидентов) или нерезидента (нескольких нерезидентов); со счета получателя, используемого для указанных целей, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности получателя денежных средств; иные признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств.
Пунктом 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - ФЗ № 115) предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации: выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является укчонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом", иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки, осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В соответствии с п. 11 ст.7 ФЗ № 115 банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего ФЗ, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В соответствии с п. 14 ст. 7 ФЗ № 115, клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований настоящего Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах.
Во исполнение требований ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и в соответствии с условиями договора, 26.01.2017 г. Банком направлен запрос Ходько А.Л. о предоставлении документов, раскрывающих экономический смысл операций, а также письменные пояснения об источнике поступления/происхождения денежных средств по операциям зачисления, совершенным за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; по расходным операциям. Письменных пояснений по вопросам, указанным в запросе, Ходько А.Л. не предоставлено.
Отказ Клиента в предоставлении запрошенных кредитной организацией документов и информации, которые необходимы кредитной организации для выполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ соответствует признаку 1106 Приложения «Признаки, указывающие на необычный характер сделки (классификатор)» к Положению Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
В соответствии с Методическими рекомендациями о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов, утв. Банком России 13.04.2016 N 10-МР. при непредставлении клиентом запрошенных документов и информации, а также, если в результате анализа представленных клиентом документов и информации у кредитной организации возникают подозрения, что клиент совершает операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, кредитным организациям рекомендуется реализовывать в отношении клиента право, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
Во исполнение п. 3 ст. 7 ФЗ № 115, ПАО Сбербанк направлены соответствующие сведения в Федеральную службу по финансовому мониторингу. В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 19.03.2014 N 209 "Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям", информация представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через интернет-портал Службы, либо на машинном носителе.
Согласно п. 12 ст. 7 ФЗ №115 приостановление операций в соответствии с п. 10 настоящей статьи и отказ от выполнения операций в соответствии с п. 11 настоящей статьи не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров.
В соответствии с Положением Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", ПАО Сбербанк разработаны Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 29.03.2016 N 881-9-р (далее - ПВК).
Пунктом 5.10.1 ПВК предусмотрено применение к Клиентам, осуществляющим операции, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма Банком, следующих мер:
отказ в выполнении распоряжения Клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями документа;
расторжение договора банковского счета (вклада) с Клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения о совершении операции:
отказ Клиенту в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, в том числе, в приеме от него распоряжений о совершении операций по банковскому счету (вкладу), подписанных аналогом собственноручной подписи, и переход на прием от такого Клиента расчетных документов только на бумажном носителе (если такие условия предусмотрены договором между Банком и Клиентом);
блокировка банковской карты, по счету которой совершаются операции, вызывающие подозрения;
пересмотр уровня риска Клиента;
обеспечение повышенного внимания к операциям Клиента с денежными средствами или иным имуществом.
ПВК Банка на основании Положения, утвержденного Банком России 02.03.2012 № 375-П (Программа № 5 Приложение № 4), п. 2 ст. 7 Закона №115-ФЗ установлены признаки необычных операций, которыми руководствуется банк при принятии решения об отказе в выполнении распоряжения клиента.
Согласно п. 5.10.6 ПВК, по решению Уполномоченного сотрудника по ПОД/ФТ (ТБ или ЦК) к Клиентам, в отношении которых возникают подозрения, что совершаемые ими операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма могут применяться следующие меры:
- внесение в информационную базу сведений о Клиентах:
• которым было отказано в выполнении распоряжения Клиента о совершении операций;
• которым было отказано РІ заключении РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°, Р·Р° исключением случаев отказа РЅР° основании непредставления документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента, неверно оформленных документов РЅР° открытие счета, Р° также случаев отказа фигурантам РџР/РЎРџРў;
• которыми не были представлены по запросу Банка подтверждающие документы в установленный срок.
• в отношении, которых возникли подозрения в результате реализации процедур комплаенс, за исключением:
• клиентов, совершивших операции, связанные с "уходом" от обязательного контроля;
• клиентов, сведения РїРѕ операциям которых, направленны РІ уполномоченный орган СЃ РєРѕРґРѕРј РІРёРґР° операции 6001 РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ неполным совпадением данных клиента СЃ данными фигуранта РџР.
Р’ части юридических лиц инициируется внесение РІ информационную базу сведений Рѕ юридическом лице Рё отдельной заявкой внесение сведений Рѕ физическом лице - Р¤РРћ данного юридического лица. Аналогичная процедура осуществляется РІ части РРџ: отдельными заявками инициируется внесение сведений Рѕ клиенте как РРџ Рё как физическом лице.
На основании положений ФЗ N 115, письма Центрального Банка Российской Федерации от 26.12.2005 г. N 161-Т "Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций", методических рекомендаций о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов, утв. Банком России 13.04.2016 N 10-МР, Правил внутреннего контроля, положений Условий, а также, учитывая результаты проверки банковских операций, совершенных Ходько А.Л. Банк предприняты меры по предотвращению легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Банк выполнял требования действующего законодательства РФ по противодействию и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансировании терроризма, а также принятых в соответствии с ним нормативных документов Сбербанка России.
При таком положении суд находит, что действия Банка в отношении Клиентов (ООО «Спецстрой», Ходько АА.Л.) осуществлялись в рамках действующего законодательства, внутренних нормативных документов и направлены на исключение возможных правовых и репутационных рисков.
Приостановление банковского обслуживания Ходько А.Л. осуществлено на основании п. 5.10.6 Правил внутреннего контроля ПАРСбербанк, как единоличного исполнительного органа ООО «Спецстрой», ввиду осуществление последним операций, носящих необычный характер в соответствии с Положением Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Статьей 4 ФЗ №115 установлен запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным Законом № 115- ФЗ.
РР· пояснений стороны ответчика также следует, что РІ Банке отсутствует услуга «Сбербанк - Премиум». Банком оказывается услуга Сбербанк Премьер. РҐРѕРґСЊРєРѕ Рђ.Р›. РІ нарушении требований СЃС‚. 56 ГПК Р Р¤ РЅРµ представлено СЃСѓРґСѓ доказательств направления РІ Банк заявки РЅР° предоставление указанной услуги.
Таким образом, суд находит, что закон предоставляет право банку самостоятельно с соблюдением требований внутренних нормативных актов относить сделки клиентов банка к сомнительным, влекущим применение внутренних организационных мер, позволяющих банку защищать свои интересы в части соблюдения законности деятельности данной организации, действующей на основании лицензии.
В силу статьи 209 ГК РФ Банку принадлежит право владения, пользования и распоряжения банковской картой. В связи с этим передача клиенту выпущенной Банком банковской карты на Условиях выпуска расчетной банковской карты является по своей природе сделкой по распоряжению принадлежащим банку на праве собственности имуществом (банковской картой), которое осуществляется собственником (Банком) по своему усмотрению.
Договор на выпуск и обслуживание банковской карты имеет две составляющие: открытие и обслуживание банковского счета и выпуск пластиковой карты, которая является лишь инструментом доступа к банковскому счету.
Решение банка об отказе в перевыпуске, выдаче карты Ходько А.Л. не оспорено.
Таким образом, в силу прямого указания закона о запрете на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, отказ банка Ходько А.Л. предоставлении запрашиваемой информации не может быть признан нарушающим права клиента.
Доводы истца о том, что к возникшим отношениям подлежат применению положения ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей", основаны на ошибочном толковании норм материального права, т.к. в рассматриваемом случае право истца на качество услуги банком не нарушено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что права Ходько А.Л. как потребителя не нарушены, действия Банка обусловлены рамками возложенных на него Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" публично-правовых обязательств по осуществлению внутреннего контроля за банковскими операциями, суд отказывает в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда.
Доводы истца в указанной части основаны на субъективном толковании норм материального права, поскольку в силу ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" возложение ответственности возможно при установлении вины Банка в нарушении прав потребителя. Между тем, доказательств того, что Банком в отношении истца были совершены какие-либо противоправные действия, которые привели к причинению истцу морального вреда, истцом в ходе судебного разбирательства представлено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении требований Ходько Антона Леонидовича к ПАО Сбербанк России о возложении обязанности по перевыпуску карты, незаконными действия по отказу в обслуживании по пакету «Сбербанк –Премиум», компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЎСѓРґСЊСЏ