УИД 25ОS0000-01-2020-000506-81
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации15 января 2021 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
с участием представителя административного истца ИП Зайцева А.И. – Струкова А.Ю.,
представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края – Овчинниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Индивидуального предпринимателя Зайцева Арсения Игоревича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, заинтересованное лицо – администрация города Владивостока оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
ИП Зайцев А.И. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости: здания с кадастровым номером №, общей площадью 470,4 кв.м, 6, 1 - этажный, назначение: нежилое, инв. № 15789, лит. А, А1, расположенного по адресу: Приморский край, г. <адрес>.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что данное нежилое здание принадлежит ему на праве собственности.
B соответствии с постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края» (далее - постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п), и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 5 октября 2020 года, кадастровая стоимость объекта недвижимости: здания с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2019 года составляет ....
Вместе с тем, рыночная стоимость указанного объекта недвижимости, согласно Отчёту об оценке № 1745-20 рыночной стоимости объекта капитального строительства от 7 июля 2020 года, выполненному ИП Алексеевой О.Ю., по состоянию на 1 января 2019 года составляет ....
Существенная разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта недвижимости нарушает права и законные интересы ИП Зайцева А.И. как плательщика налога на имущество физических лиц, поскольку влечёт увеличение размера данного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Просит суд: установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: здания общей площадью 470, 4 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Приморский край, г. <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 1 января 2019 года.
Административный истец ИП Зайцев А.И., представители административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.
Представителем заинтересованного лица администрации города Владивостока подано ходатайство о рассмотрении административного дела без участия представителя администрации города Владивостока.
Заинтересованным лицом администрацией города Владивостока ранее представлен отзыв на административное исковое заявление, согласно которому администрация города Владивостока против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражает, указав, что представленный административным истцом Отчёт об оценке не соответствует требованиям, предъявляемым к нему действующим законодательством. При подготовке Отчёта был применён метод корректировок, при этом в Отчёте отсутствует информация о кадастровых номерах объектов-аналогов (кадастровые номера зданий), в связи с чем, проверить индивидуальные характеристики объектов-аналогов, сопоставимые с объектом оценки не представляете возможным. Полагают, что оценщиком при проведении оценки были использованы только данные с сайта www.farpost.ru, документы, которые подтверждают индивидуальные характеристики объектов-аналогов, оценщиком получены не были. Просят в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.
В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Представитель административного истца ИП Зайцева А.И. – Струков А.Ю. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Овчинникова Е.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала, по доводам, изложенным в ранее представленном отзыве на административное исковое заявление, из которого следует, что в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», Положением о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 5 декабря 2012 года № 374-па, учитывая распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 апреля 2018 года № 49-ри «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Приморского края», постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п, указанный в административном иске объект недвижимости включён в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Постановление от 21 октября 2019 года № 6-п в настоящее время действует и никем не обжаловано. Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в ходе выполнения массовых работ по государственной оценке. Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Приморского края осуществляет КГБУ «ЦКО».
Выслушав объяснения представителя административного истца Струкова А.Ю., представителя административного ответчика министерства имущества и земельных отношений Приморского края Овчинниковой Е.А., исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 402 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
05 июля 2019 года Губернатором Приморского края подписан одобренный депутатами Законодательного Собрания края Закон Приморского края № 525-КЗ «О единой дате применения на территории Приморского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости», который вступил в силу с 1 января 2020 года (статья 1 Закона).
Соответственно с 1 января 2020 года налог на имущество физических лиц рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Как предусмотрено положениями статей 399-401 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе, - иные здание, строение, сооружение, помещение).
Часть 2 статьи 375 НК РФ предусматривает, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьёй 378.2 НК РФ.
Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов); земельных участков в составе земель лесного фонда содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года. Данное постановление опубликовано в газете «Приморская газета» 30 октября 2019 года № 86 (1716).
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В суде установлено и подтверждается материалами дела, что Зайцеву А.И. на праве собственности принадлежит объект недвижимости: здание с кадастровым номером №, общей площадью 470,4 кв.м, 6, 1 - этажный, назначение: нежилое, лит. А, А1, адрес: Приморский край, г. <адрес>, о чём в Едином государственном реестре недвижимости 16 января 2012 года сделана запись регистрации № 25-25-01/224/2011-384.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 5 октября 2020 года № КУВИ-002/2020-26838412 выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость ..., которая определена по состоянию на 1 января 2019 года, утверждена 21 октября 2019 года и внесена в Единый государственный реестр недвижимости 9 января 2020 года на основании постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п.
Объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Калинина, 4д, включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25.12.2019 № 1022-ри (под номером 3780).
Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском, ИП Зайцев А.И. указал на несоответствие определённой в установленном порядке, и внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объекта недвижимости, находящегося у него в собственности, его рыночной стоимости, что нашло своё подтверждение при рассмотрении настоящего дела. Рыночная стоимость объекта недвижимости: здания существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, который в соответствии со статьей 400 НК РФ, является плательщиком налога на имущество физических лиц, налоговая база которого определяется исходя из размера кадастровой стоимости нежилого здания, признаваемого объектом налогообложения.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, пункту 4 части 2 статьи 246 КАС РФ к административному исковому заявлению при разрешении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчёт об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.
Так в обоснование требований, административным истцом ИП Зайцевым А.И. представлен Отчёт об оценке № 1745-20 рыночной стоимости объекта капитального строительства, выполненный оценщиком ИП Алексеевой О.Ю., 7 июля 2020 года, из которого следует, что рыночная стоимость здания, назначение: нежилое, 6, 1 – этажный, общая площадь 470,4 кв.м, инв. № 15789, лит. А, А1, кадастровый номер №, адрес объекта: Приморский край, г. Владивосток, ул. Калинина, 4д, по состоянию на 1 января 2019 года составляет ....
Суд, оценивая Отчёт об оценке № 1745-20 рыночной объекта капитального строительства от 7 июля 2020 года, выполненный оценщиком ИП Алексеевой О.Ю., приходит к выводу о том, что содержащиеся в нём сведения соответствуют действительности и признаёт его достоверным доказательством.
Оценка рыночной стоимости объекта недвижимости произведена оценщиком, имеющим необходимое образование, специальность, стаж работы в области оценочной деятельности; указанный Отчёт отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьёй 84 КАС РФ, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Так, оценщиком составлено точное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого объекта недвижимости, проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, и по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости. Проведён подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. В Отчёте подробно описан процесс оценки объекта недвижимости с применением затратного, сравнительного и доходного подходов к оценке. Выводы оценщика не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчёты не вводят в заблуждение; расчёт рыночной стоимости полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом расчётных показателей стоимости; приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации.
В связи с изложенным, довод заинтересованного лица администрации города Владивостока, о том, что представленный административным истцом Отчёт об оценке не соответствует требованиям, предъявляемым к нему действующим законодательством, суд расценивает как несостоятельный.
Доказательств несоответствия Отчёта № 1745/20 от 7 июля 2020 года требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости административными ответчиками, заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о проведении судебной оценочной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости ими не заявлялось.
Ссылка административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на то, что постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п в настоящее время действует и никем не обжаловано, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в данном случае Зайцевым А.И., как собственником объекта недвижимости, реализовано предусмотренное законом право на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Зайцева А.И. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 1 января 2019 года.
В соответствии с абзацем 5 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости суд признает дату обращения в суд с административным исковым заявлением - 16 ноября 2020 года.
Руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Индивидуального предпринимателя Зайцева Арсения Игоревича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, заинтересованное лицо – администрация города Владивостока оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: здания с кадастровым номером №, общей площадью 470,4 кв.м, 6, 1 - этажный, назначение: нежилое, лит. А, А1, адрес: Приморский край, г. <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 1 января 2019 года.
Датой подачи Индивидуальным предпринимателем Зайцевым Арсением Игоревичем заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № считать 16 ноября 2020 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Г.А. Поломошнова