Решение по делу № 3а-134/2019 от 25.03.2019

дело № 3а-134/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Кондратюка А.В.,

при секретаре Буткиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 6 июня 2019 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Стрекозина В.В. к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости,

установил:

Стрекозин В.В. обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 1217 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания службы общестроительных работ, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником данного земельного участка. Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 28.11.2014 № 515 утверждены результаты определения кадастровой стоимости указанного земельного участка, согласно которым кадастровая стоимость данного земельного участка определена в размере 3382602 рублей 82 копеек, исходя из удельного показателя 7-й группы видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения. Истец полагает, что при проведении государственной кадастровой оценки земельный участок ошибочно отнесен к 7-й группе видов разрешенного использования, что повлекло неправильное определение его кадастровой стоимости из расчета удельного показателя 7-й группы видов разрешенного использования, вместо кадастровой стоимости определенной из удельного показателя 9-й группы видов разрешенного использования в размере 363 рублей 67 копеек за кв. м, которая составляет 442586 рублей. Допущенная ошибка в части определения группы видов разрешенного использования земельного участка, привела к уплате земельного налога в большем размере, что нарушает права и законные интересы истца. В связи с чем просит пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... на основании недостоверности сведений, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Административный истец Стрекозин В.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал.

Административные ответчики Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, заинтересованное лицо - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Неявка в судебное заседание сторон по делу, иных лиц, участвующих в деле, в силу положений статей 150 (часть 2), 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав административного истца Стрекозина В.В., эксперта Костромину В.А., исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Пунктом 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе по мотиву недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения, а также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Из материалов дела следует, что Стрекозин В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 1217 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания службы общестроительных работ, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктами 4 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 (действовали до 1 января 2019 года), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Во исполнение указанных Правил Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 были утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, в силу пунктов 1.4.1 и 1.4.2 которых определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в пункте 1.2 данных Методических указаний, включает в себя формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов и расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Пунктом 1.2 Методических указаний установлены, в том числе следующие группы разрешенного использования земельных участков:

земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7);

земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).

Как следует из материалов дела, при проведении государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Коми по состоянию на 1 января 2014 года, определялась в разрезе видов разрешенного использования земельных участков, установленных в пункте 1.2 Методических указаний.

Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 28.11.2014 № 515 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Коми по состоянию на 1 января 2014 года, в том числе удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков.

Согласно указанным результатам кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 1217 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания службы общестроительных работ, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>., по состоянию на 01.01.2014 определена в размере 3382602 рублей 82 копеек, исходя из удельного показателя 7-й группы видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 января 2015 года.

В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закона о кадастре), действовавшей до 1 января 2017 года, кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре ошибкой в государственном кадастре недвижимости, является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению органом кадастрового учета в порядке, установленном Законом о кадастре.

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.

Вместе с тем вид разрешенного использования земельного участка, указанный в правоустанавливающих документах, может быть сформулирован так, что он допускает неоднозначное толкование. В таком случае отнесение земельного участка к одной из групп должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого владельцем участка.

Как усматривается из материалов дела, на принадлежащем на праве собственности Стрекозину В.В. земельном участке с кадастровым номером ... расположено только нежилое здание, обозначенное в кадастровом деле как «служба общестроительных работ». Земельный участок с кадастровым номером ... не застроен и фактически используется для обслуживания указанного нежилого здания. Постановлением администрации муниципального образования городское округа «Ухта» от 20 августа 2008 года № 1802 установлены границы земельного участка с кадастровым номером ..., предназначенного для эксплуатации здания служба общестроительных работ. При этом размер данного земельного участка соответствует нормативному размеру земельных участков, выделяемых под производственные предприятия. В свидетельстве о государственной регистрации права собственности Стрекозина В.В. от <Дата обезличена> года вид разрешенного использования земельного участка также поименован как «для эксплуатации здания служба общестроительных работ».

Сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка в материалах дела отсутствуют. Вид разрешенного использования земельного участка соответствует его целевому назначению и виду его функционального использования.

Административными ответчиками не представлено доказательств того, что осуществляемая на указанном земельном участке деятельность позволяет отнести его к 7-й группе видов разрешенного использования. Факт использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, отнесенного к 7-й группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, материалами дела не подтвержден.

Кроме того, согласно заключению эксперта Костроминой В.А., данному в судебном заседании, основания для отнесения при государственной кадастровой оценке спорного земельного участка к 7-й группе видов разрешенного использования отсутствовали. Данный земельный участок с кадастровым номером ... подлежал отнесению к 9-й группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

Таким образом, принимая во внимание приведенные выше нормы права, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и учитывая названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу, что при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Коми по состоянию на 1 января 2014 года земельный участок с кадастровым номером ... ошибочно отнесен к 7-й группе видов разрешенного использования. Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере 3382602 рублей 82 копеек исходя из 7-й группы видов разрешенного использования повлекло нарушение прав и законных интересов Стрекозина В.В. как собственника земельного участка и плательщика земельного налога.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление Стрекозин В.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Вместе с тем по общему правилу сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, когда исправляется техническая ошибка в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости (сведения о кадастровой стоимости используются с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку), а также при изменении кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Положения статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусматривают возможности ретроспективного применения кадастровой стоимости, то есть в периоды, предшествующие периоду исправления реестровых ошибок, совершенных при определении кадастровой стоимости.

При этом допущенная при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Коми ошибка в оценке земельного участка с кадастровым номером ... не является технической.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Стрекозина В.В. к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, удовлетворить.

Устранить в сведениях Единого государственного реестра недвижимости кадастровую ошибку путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 28 ноября 2014 года № 515 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Коми», кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2014 года земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 1217 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания службы общестроительных работ, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> исходя из удельного показателя для 9-й группы видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

Датой подачи заявления Стрекозина В.В. о пересмотре кадастровой стоимости считать <Дата обезличена> года.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ...

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - А.В. Кондратюк

Мотивированное решение изготовлено 11 июня 2019 года.

...

...

3а-134/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Стрекозин Владимир Васильевич
Ответчики
Управление Росреестра по РК
Минприроды РК
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
19.08.2020Регистрация административного искового заявления
19.08.2020Передача материалов судье
19.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2020Дело оформлено
06.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее