№ 2-262/2024
55RS0014-01-2024-000198-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Калачинск 18 марта 2024 года
Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Федорова К.Е., при секретаре судебного заседания Добринской И.А., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Гусаковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-262/2024 по исковому заявлению ФИО2 к Администрации Калачинского муниципального района Омской области о признании права собственности в порядке наследования, суд
УСТАНОВИЛ:
В Калачинский городской суд с вышеназванным иском обратилась ФИО2, в обоснование указав, что она является супругой ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, которому при жизни на праве собственности принадлежала квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Как указала истец, она приняла наследство после смерти супруга, является единственным наследником, принявшим наследство, осуществляет права пользования и владения квартирой. Спор о праве отсутствует, иные наследники в наследство не вступали, отказались от его принятия в пользу истца.
С учетом изложенного просила признать в порядке наследования по закону право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме, просила об их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации Калачинского муниципального района Омской области Шалкарбаева О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражений относительно исковых требований не представила, указав на отсутствие притязаний на спорный объект у органов местного самоуправления.
Третьи лица ФИО9, ФИО10 в судебном заседании полагали, что исковые требования подлежат удовлетворению, подтвердили фактические обстоятельства, изложенные истцом, указали на то, что они не принимали наследство после смерти отца ФИО5, предоставили суду соответствующие письменные заявления.
Суд, оценив доводы искового заявления, выслушав стороны, третьих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.
Одним из способов защиты права является признание права (абз. 2 ст. 12 Гражданского кодекса РФ).
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно п. 1 ст. 164 Гражданского кодекса РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
На основании п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Исходя из положений п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, дарения, либо иной сделки по отчуждению данного имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно не находилось.
Согласно п. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Статьей 1112 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Временем открытия наследства является момент смерти гражданина (п. 1 ст. 1114 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет, расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно п. 36 постановления Пленума Верховного Суда от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Наличие совместного с наследодателем права общей собственности на имущество, доля в праве на которое входит в состав наследства, само по себе не свидетельствует о фактическом принятии наследства.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
В силу п. 34 постановления Пленума Верховного Суда от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если таковая регистрации предусмотрена законом).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждено свидетельством о смерти № (л.д. 13, 26).
После смерти ФИО5 наследственное дело не открывалось (л.д. 30).
Материалами дела подтверждено, что на основании договора от 14.06.1991 Калачинский городской Совет народных депутатов в лице начальника ПОКХ Калачинского района передал в собственность, а ФИО1 приобрел в собственность квартиру, общей площадью 41,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Данный договор купли-продажи квартиры 29.06.1991 удостоверен и зарегистрирован государственным нотариусом Калачинской нотариальной конторы Беккер Д.Г. в реестре за № (л.д. 10).
Вышеуказанный объект недвижимости приобретен ФИО5 за 385 руб. В пункте 2 договора указано, что сумма полностью уплачена покупателем при заключении договора.
Из выписки ЕГРН следует, что квартира с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 41,2 кв.м., кадастровую стоимость 795 197 руб. 49 коп., сведения о правообладателях отсутствуют.
Согласно требованиям ст. 5 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» часть первая Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.
По гражданским правоотношениям, возникшим до введения ее в действие, часть первая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
Согласно ст. 2 данного Федерального закона на момент заключения договора купли-продажи (1991 год) действовали нормы подраздела 2 раздела III ГК РСФСР.
Положениями ст. 239 ГК РСФСР закреплялось, что договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в городе, рабочем, курортном или дачном поселке, должен быть нотариально удостоверен, если хотя бы одной из сторон является гражданин, и зарегистрирован в исполнительном комитете районного, городского Совета народных депутатов.
В силу ч.ч. 2, 3 ст. 434 ГК РСФСР договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 Кодекса.
Из вышеизложенных норм закона, действующих на момент совершения сделки, следовало, что орган местного самоуправления сельского округа мог зарегистрировать данную сделку.
Как следует из представленного истцом ФИО2 договора, он удостоверен государственным нотариусом Калачинской нотариальной конторы.
В этой связи суд приходит к выводу, что рассматриваемый договор купли-продажи части жилого дома соответствует требованиям гражданского законодательства, действующим на момент его заключения. Отсутствие сведений о регистрации сделки в исполнительном комитете городского Совета народных депутатов в данном случае не свидетельствует о незаключенности договора купли-продажи, поскольку из исследованного договора следует, что воля сторон была направлена на заключение и исполнение договора купли-продажи квартиры, рассматриваемый договор и права наследодателя на приобретенный объект удостоверены в установленном законом порядке, выполнение сторонами обязательств по договору подтверждено предусмотренным договором способом, о чем свидетельствует передача спорного объекта наследодателю, уплата покупателем денежных средств по договору, какие-либо претензии в отношении спорного имущества не предъявлялись.
Таким образом, судом установлено, что на момент смерти ФИО5 в его собственности находилась квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 1141 Гражданского кодекса РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. 1142-1145, 1148 данного кодекса, при этом наследники одной очереди наследуют в равных долях.
Из материалов дела следует, что наследниками первой очереди после смерти ФИО5 являлись истец ФИО2, сын ФИО9, сын ФИО10 (л.д. 23-25).
Справкой Администрации Калачинского района Омской области от 01.03.2024 № 620 подтверждено совместное проживание истца ФИО2 и наследодателя ФИО5 на момент смерти последнего (л.д. 28).
Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, в том числе фактическое принятие истцом наследства после смерти супруга ФИО5, несение бремени содержания истцом спорной квартиры, фактическое пользование и владение ею, а также учитывая отсутствие иных наследников первой очереди, принявших наследство, отсутствие притязаний на спорное имущество со стороны третьих лиц ФИО9 и ФИО10, подтвердивших факт непринятия наследства после смерти отца ФИО5 (л.д. 46-47), суд приходит к выводу о наличии у истца права наследования спорной квартиры.
При этом возможность признания права собственности и регистрации соответствующего права в установленном законом порядке у истца во внесудебном порядке отсутствует.
Кроме того, отсутствие спора о спорных объектах недвижимости не оспаривалось ответчиком – Администрацией Калачинского муниципального района Омской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Администрации Калачинского муниципального района Омской области о признании права собственности в порядке наследования удовлетворить.
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт гражданина РФ: <данные изъяты>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, право собственности на квартиру с кадастровым номером №, площадью 41,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.Е. Федоров
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18.03.2024
Судья К.Е. Федоров