Дело №а-355/2022
УИД 11RS0№-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Габовой Е.А.,
с участием прокурора Нестеровой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>
26 апреля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к администрации сельского поселения «Пажга» о признании бездействия незаконным, обязании обустроить стационарное электрическое освещение,
установил:
<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения «Пажга» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к организации стационарного уличного освещения в районе домов №, 107, 109, 113, 115 д. Савапиян <адрес>, обязании в срок до <дата> обустроить стационарное электрическое освещение.
В судебном заседании прокурор Нестерова А.С. поддержала административные требования в полном объеме.
Административный ответчик администрация сельского поселения «Пажга» в судебное заседание своего представителя не направила, посредством телефонограммы глава Иванова А.М. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, указала, что на спорной территории освещение пока не организовано, в случае удовлетворения административных исковых требований просила увеличить срок исполнения решения суда до конца 2022 года.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Положения ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ).
На основании п. 4 ст. 27 Федерального закона от <дата> № «О прокуратуре Российской Федерации», когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано также ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как это предусмотрено ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу п. 4 ч. 2 ст.45.1 Закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы, в том числе, по организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений.
По Уставу администрация сельского поселения «Пажга» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения, наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе в части организации благоустройства территории.
В целях реализации вышеперечисленных вопросов местного значения решением Совета сельского поселения «Пажга» от <дата> № утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования сельского поселения «Пажга».
В соответствии с п. 3.5 Правил благоустройство территории муниципального образования представляет собой комплекс мероприятий по содержанию территорий, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства территории, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, улучшение санитарного и эстетического состояния территории. К видам работ по благоустройству территории относятся, в том числе, освещение территории населенного пункта муниципального образования.Как видно из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка по вопросу отсутствия уличного (искусственного) освещения в д. Савапиян <адрес>.
<адрес> совместно с представителем ОГИБДД ОМВД России по <адрес> <дата> проведено обследование территорий около домов №, 109а, 103, 105, 107, 109, 113, 115 д. Савапиян <адрес>. Проверкой, оформленной актом от <дата>, установлено, что отсутствует стационарное электрическое освещение на участках около домов №, 105, 107, 109, 115, а также на проездах к данным домам; не работает стационарное электрическое освещение на участке около домов №, 109А, 103; исследуемая территория д. Савапиян <адрес> на участке около домов №, 109А, 103, 105, 107, 109, 113, 115 не соответствует требованиям межгосударственных, государственных и национальных стандартов Российской Федерации, с целью недопущения дорожно-транспортных и иных происшествий на указанной улице необходимо выполнить комплекс мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Согласно ст. 12 Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах отнесено к техническим средствам организации дорожного движения.
В силу п. 4.6.1.1 ГОСТ 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривается, в том числе на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, а также у расположенных вблизи от дороги мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
Выявленные нарушения в части содержания и обустройства указанной территории возле жилых домов, влияют на безопасность дорожного движения, не обеспечивают охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов.
Часть выявленных нарушений администрацией была устранена.
Учитывая приведенные положения закона, суд приходит к выводу о том, что к ведению администрации сельского поселения «Пажга» как органа местного самоуправления относятся вопросы организации уличного освещения, вопросы дорожной деятельности и благоустройства на территории сельского поселения, в связи с чем, отсутствие наружного уличного освещения территорий, прилегающих к указанным выше домам, свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления и нарушает права граждан.
Организация уличного освещения в пределах населенного пункта, о которых заявлено в административном иске прокурора, в силу закона является обязанностью органа местного самоуправления, на спорных участках улицы вышеуказанные требования по освещению не соблюдены, доказательств принятия необходимых и достаточных мер по организации наружного освещения территорий, прилегающих к названным жилым домам, администрацией не представлено, суд признает незаконным бездействие администрации сельского поселения «Пажга» и возлагает на нее обязанность устранить выявленные нарушения.
Как указано выше в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация благоустройства территории сельского поселения (в частности, освещения улиц).
В соответствии с ч. 2 ст. 18 названного Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления прокурора <адрес> Республики Коми.
Оценивая требование прокурора о возложении на ответчика обязанности принять меры по организации освещения в срок до <дата>, суд учитывает, что в ноябре уже наступает темное время суток, и полагает данный срок достаточным для совершения ответчиком возложенных на него действий.
Установление более длительного срока исполнения, как того просит административный ответчик, приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, пользующихся уличным освещением на спорной территории.
Кроме того, ответчик в соответствии со ст.189 Кодекса административного судопроизводства РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.
Руководствуясь ст. 227, 218, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
решил:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Пажга» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Пажга» по необеспечению стационарным уличным освещением территории в районе домов №, 107, 109, 113, 115 д. Савапиян <адрес>.
Возложить на администрацию сельского поселения «Пажга» обязанность в срок до <дата> обустроить стационарное уличное освещение в районе домов №, 107, 109, 113, 115 д. Савапиян <адрес>, а также на проездах к ним.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Т.А. Сурнина
Мотивированное решение составлено <дата>.