Дело № 33-3950/2023
Судья Молостова М.Ю.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Пермь 18 апреля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Казанцевой Е.С.,
судей Заривчацкой Т.А., Мухтаровой И.А.,
при секретаре Рожковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело № 2-3483/2022 по иску Царева Сергея Викторовича к ПАО НПО «Искра» о признании незаконным приказа о назначении дисциплинарного взыскания, отмене дисциплинарного взыскания,
по апелляционной жалобе Царева Сергея Викторовича на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 28.12.2022.
Заслушав доклад судьи Мухтаровой И.А., выслушав пояснения истца Царева С.В., его представителя Юркина С.В., представителя ответчика Гурдину Г.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Царев С.В. обратился в суд с иском к ПАО «Научно-производственное объединение «Искра» (далее – ПАО НПО «Искра») о признании приказа от 22.06.2022 № 2758/К о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора незаконным, отмене дисциплинарного взыскания.
В обоснование иска указал, что между ним и ответчиком заключен трудовой договор от № 2124/к от 02.07.2010 (в редакции от 01.01.2020). Истец работает начальником отдела управления качеством продукции и технического контроля 925. Приказом ответчика от 22.06.2022 № 2758/к (далее - Приказ) на истца наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за нарушение п. 3.1.26 должностной инструкции начальника отдела 925 (ДИ 925/1-2020), п. 6.1 Положения о конфликте интересов, введенного в действие приказом от 11.03.2021 № 0061 «О введении в действие локальных нормативных документов по предупреждению и противодействию коррупции в ПАО НПО «Искра». Основанием привлечения истца к дисциплинарной ответственности послужили материалы служебной проверки о наличии конфликта интересов между начальником отдела 925 Царевым С.В. и контролером станочных и слесарных работ 4 разряда отдела 925 СК., который является сыном жены Царева С.В. Истец считает Приказ ответчика и наложенное дисциплинарное взыскание незаконными и необоснованными, поскольку выводы комиссии по конфликту интересов основан на неправильном применении положения локального правового акта - Положение о конфликте интересов ПАО НПО «Искра» утвержденного приказом ПАО НПО «Искра» от 11.03.2021 № 0061. Как следует из текста приказа о наложении дисциплинарного взыскания, в ходе служебной проверки было установлено, что начальник отдела 925 Царев С.В. принял решение о предоставлении 01.04.2022 отпуска без сохранения заработной платы менее смены контролеру станочных и слесарных работ 4 разряда отдела 925 СК. При этом указывается, что Царев С.В. и СК. находятся в близком родстве и прямой подчиненности друг другу на предприятии, в связи с чем, при принятии указанного решения между ними возник конфликт интересов. Царев С.В. и СК. не являются родственниками, что следует из первого абзаца приказа о наложении взыскания. Личная заинтересованность работника, о которой указано в п. 2.1, также определяется с учетом перечня лиц, находящимся с работником в близком родстве или свойстве, к которым СК. не относится. Понятие личной заинтересованности работника, также дано в Антикоррупционной политике ПАО НПО «Искра» утв. Приказом от 11.03.2021 № 0061. Взаимоотношения Царева С.В. и СК. под указанную норму не подпадают. Таким образом, факт нарушения антикоррупционной политики ПАО НПО «Искра» и других локальных правовых актов по противодействию коррупции отсутствует. Имеет место неправильное применение локального правового акта, основанное на неправильном применении терминов: конфликт интересов, личная заинтересованность, лиц, находящихся с Работником в близком родстве или свойстве. Царев С.В. локальные правовые акты не нарушал, дисциплинарного проступка не совершал.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 28.12.2022 исковые требования Царева С.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит состоявшееся решение отменить, принять новое решение об удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы, повторяя доводы иска, ссылается на то, что наложенное на него дисциплинарное взыскание, связанное с конфликтом интересов между ним и СК., сыном его супруги, является надуманным, так как они родственниками не являются. Положением о конфликте интересов установлен исчерпывающий перечень лиц, находящихся с работником в близком родстве или свойстве, в соответствии с которым может быть установлена личная заинтересованность, дети супругов к этой категории лиц не относятся (п. 2.1 Положения), аналогичный перечень содержит приказ от 11.03.2021 № 0061 по антикоррупционной политике ПАО НПО «Искра». Ответчиком и судом имеет место неправильное применение локального правового акта и терминов: «конфликт интересов», «личная заинтересованность лиц, находящихся с работником в близком родстве или свойстве».
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит оставить оспариваемое решение без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Царев С.В., его представитель Юркин С.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика Гурдина Г.Г. указала на отсутствие оснований к отмене оспариваемого решения.
Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 349.1 ТК РФ предусмотрено, что работник государственной корпорации, публично-правовой компании или государственной компании в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, обязан, в том числе, сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. Для целей настоящего Кодекса используется понятие «личная заинтересованность», установленное законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции. Для целей настоящего Кодекса используется понятие «конфликт интересов», установленное законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции (ч. ч. 2, 3).
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту также Федеральный закон «О противодействии коррупции») противодействие коррупции включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Частью 1 статьи 10 указанного Федерального закона установлено, что под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции»).
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям.
Дисциплинарное взыскание может быть применено к работнику за нарушение им трудовой дисциплины, невыполнение трудовых функций, то есть за дисциплинарный проступок.
Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил). Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности. Противоправность действий или бездействия работника означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе положениям и уставам о дисциплине, должностным инструкциям.
Порядок применения дисциплинарных взысканий установлен ст. 193 ТК РФ.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ПАО НПО «Искра» является действующим юридическим лицом (л.д. 71-79 т. 1).
ПАО НПО «Искра» является юридическим лицом, корпоративной коммерческой организацией и в соответствии со ст. 66.3 ГК РФ признается публичным акционерным обществом (п. 1.2. Устава).
Во исполнение решения совещания по вопросам антикоррупционной деятельности Госкорпорации «Роскосмос» от 25.08.2016 (письмо от 14.09.2016 исх. № ДС-6537, вх. №8979 от 15.09.2016), в целях актуализации локальных нормативных документов по предупреждению и противодействию коррупции, соблюдения работниками ПАО НПО «Искра» норм антикоррупционного законодательства приказом от 11.03.2021 № 0061 были утверждены и введены в действие с 15.03.2021 Антикоррупционная политика ПАО НПО «Искра», Кодекс этики и служебного поведения, Положение о конфликте интересов, Положение о подарках, Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов и соблюдению норм этики и служебного поведения.
Указанный выше пакет нормативных документов по предупреждению и противодействию коррупции в ПАО НПО «Искра» был разработан в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, принятым Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ, ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», на основе Положения о конфликте интересов и Кодекса этики и служебного поведения Госкорпорации «Роскосмос», Антикоррупционной политики ПАО НПО «Искра», положениями Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанными Министерством труда и социальной защиты России, утвержденными 08.11.2013 (в ред. от 16.04.2014).
02.07.2010 между Царевым С.В. и ПАО НПО «Искра» заключен трудовой договор № 2124/К, вынесен соответствующий приказ, 25.12.2019 заключено дополнительное соглашение 5659/к к трудовому договору с изложением в редакции от 01.01.2020, по условиям которого истец занимает должность начальника Отдела управления качеством продукции и технического контроля 925, трудовой договор заключен на неопределенный срок.
Согласно п. 4.2.1, 4.2.6 трудового договора, работник обязан добросовестно выполнять условия трудового договора, свои трудовые функции, нормативные акты, в том числе приказы, распоряжения, инструкции, правила и т.п. Работодателя. Соблюдать нормы антикоррупционного законодательства РФ, требования антикоррупционной политики, кодекса этики и служебного поведения работников, положения о конфликте интересов, положения о подарках, положения о комиссии по урегулированию конфликтов интересов и соблюдению норм этики и служебного поведения (л.д. 8-12, 122, 123-124 т. 1).
В уточнении анкетных данных Царевым С.В. в качестве ближайших родственников указаны жена ЦО., сын ЦР., отец ЦВ., мать ЦЭ., сестра ЦО., бывшие жены ЦС. и ЦН. (л.д. 126 т. 1).
В соответствии с должностной инструкцией начальник отдела управления качеством продукции и технического контроля (925) начальник отдела обязан обеспечивать выполнение требований антикоррупционной политики ПАО НПО «Истра» и других нормативных документов по противодействию коррупции (л.д. 55-67 т. 1).
Приказом № 0061 от 11.03.2021 утверждено Положение о конфликте интересов ПАО НПО «Искра», антикоррупционная политика ПАО НПО «Искра», Порядок уведомления работодателя о фактах возможных совершений коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений, Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов и соблюдению норм этики и служебного поведения ПАО НПО «Искра», Положение о подарках ПАО НПО «Искра», Кодекс этики и служебного поведения работников ПАО НПО «Искра».
В п. 6.1. Положения о конфликте интересов указано, что о возможности возникновения конфликта интересов Работник обязан незамедлительно, не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда ему об этом стало известно, уведомить вышестоящего руководителя (не ниже должности заместителя генерального директора). Соблюдение требований настоящего Положения является непременной обязанностью каждого Работника Общества (п. 7.1.). Сокрытие и/или намеренно несвоевременное либо неполное раскрытие Работником информации о конфликте интересов по любым причинам рассматривается как злоупотребление доверием и обман Общества, вне зависимости от того, повлекло ли сокрытие негативные последствия для деятельности Общества (п. 7.2.). В случае обнаружения признаков конфликтной ситуации и/или конфликта интересов, о которой Работник знал, но не сообщил, а также в случае допущения иных нарушений настоящего Положения, выразившихся в неисполнении (ненадлежащем) исполнении должностных обязанностей и/или причинении ущерба Обществу, к указанному лицу применяются меры ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Общества (п. 7.3.) (л.д. 16-54, 134, 135, 160-174, 175-180, 181-185, 186-194, 195-201, 202-213 т. 1).
С приказом № 0061 от 11.03.2021 «О локальных нормативных документах по предупреждению и противодействию коррупции в ПАО НПО «Искра» Царев С.В. был ознакомлен 19.03.2021, что подтверждается его собственноручной подписью в листе ознакомления (л.д. 121 т. 1).
Приказом № 0206 от 01.07.2021 введена в действие Инструкция о порядке учета использования рабочего времени в подразделениях ПАО НПО «Искра». В п. 4.3. Инструкции указано, что за организацию табельного учета в самостоятельных структурных подразделениях общества отвечают непосредственные руководители подразделений. В п. 5.5 указано, что табельщик подразделения проверяет в табеле ИСУП М-3 данные, загруженные из СКУД или других АРМ, по необходимости проводит их корректировку, а также заносит все недостающие сведения по фактически отработанному и неотработанному времени по причинам и на основании своевременно представленных подтверждающих документов, указанных в таблице 1. Согласно таблице 1 код отклонения ОЗ обозначает отпуск без сохранения заработной платы, подтверждающим документов является заявление работника (приложение И), согласованное руководителем подразделения заранее (л.д. 219-231 т. 1).
Приказом № 2886/к от 05.08.2016 СК. принят на работу в ПАО «НПО «ИСКРА» контролером станочных и слесарных работ 3 разряда на неопределенный срок (л.д. 127). 30.08.2019 между СК. к ПАО НПО «Искра» было заключено дополнительное соглашение (л.д. 128-131 т. 1). В уточнении анкетных данных СК. от 05.12.2017 в качестве ближайших родственников указаны: мать ЦО., отец СД. (л.д. 132 т. 1).
06.07.2021 заместителем генерального директора – директора по качеству Г. вынесено распоряжение № 1129 «Об урегулировании конфликта интересов», предложено исключить непосредственное подчинение ЦО., Цареву С.В., ограничить Царева С.В. в праве подписи документов, устанавливающие премиальные и иные выплаты ЦО. (л.д. 133 т. 1).
Приказом от 02.07.2021 № 1745/к Цареву С.В. объявлено замечание за отсутствие мер по урегулированию возможного конфликта интересов (л.д. 155 т. 1).
Приказом от 14.02.2022 № 335/к СК. за нарушение правил внутреннего трудового распорядка было объявлено замечание. Начальнику отдела № 925 Цареву С.В. обратить внимание на поведение СК. в период рабочего времени, проработать с ним вопрос о недопустимости подобного поведения и отношения к работе в дальнейшем (л.д. 218 т. 1).
26.04.2022 на основании поступившей служебной записки от 19.04.2022 № 961-228-ор-2 по факту намеренного прикрытия начальником отдела 025 Царевым С.В. факта опоздания СК., заместителем генерального директора – директора по безопасности ПАО НПО «Искра» вынесено распоряжение № 0214 о проведении служебной проверки в отношении начальника отдела 925 Царева С.В. по факту возможного возникновения конфликта интересов (л.д. 95-100 т. 1).
В адрес Царева С.В. направлялось уведомление о предоставлении в срок до 11.05.2022 письменных объяснений по факту отсутствия на работе с 7-25 до 10-03 01.04.2022 контроллера станочных и слесарных работ 4 разряда отдела 925 СК. (л.д. 215 т. 1), Царев С.В. отказался от подписи в уведомлении, что подтверждается актом (л.д. 216 т. 1). Кроме того, актом от 12.05.2022 подтверждается факт отказа Царева С.В. дать письменные объяснения по существу заданных вопросов (л.д. 217 т. 1).
Из заключения предварительной служебной проверки № 964-143-ОР3 от 19.05.2022, следует, что в отношении Царева С.В. проводилась проверка в связи с поступлением в отдел экономической безопасности (964) информации о прикрытии Царевым С.В. с использованием своих должностных полномочий по просьбе находившегося с ним в близком родстве или свойстве СК. факта его опоздания на работу более чем на 2 часа с целью исключения наложения дисциплинарного взыскания. По информации отдела кадров, 01.04.2022 контролер станочных и слесарных работ 4 разряда отдела 925 СК. отсутствовал на рабочем месте с 7.25. до 10.03 час. Данный факт зафиксирован Актом и данными СКУД. Документов подтверждающих законность отсутствия СК. не было представлено представителям кадровой службы. В этот же день, СК. было передано уведомление о необходимости представления объяснения об отсутствии на рабочем месте. Пояснения не были получены, на что также был составлен Акт. Для СК. трудовым договором установлена 5-ти дневная рабочая неделя с едиными выходными днями в субботу и воскресение, 40 часов в неделю, перерыв на обед – 30 минут, при этом для отдела 925 Графиком работы предприятия рабочая смена установлена с 7-25 до 15-55 часов, обед с 10-30 до 11 часов. При этом, привлечь СК. к дисциплинарной ответственности не представилось возможным, потому что на 19.04.2022 специалистами отдела кадров было установлено, что в табеле учета рабочего времени за 01.04.2022 у СК. стоит «ОЗ» (отпуск без сохранения заработной платы менее смены). Постановлено рассмотреть на совещании Комиссии по УКИ и СНЭП результаты предварительной служебной проверки (л.д. 91-94 т. 1). Царев С.В. отказался от подписи, что ознакомлен с заключением служебной проверки от 19.05.2022, что подтверждается актом от 14.06.2022 (л.д. 94 т. 1).
Из протокола заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов, соблюдения норм этики и служебного поведения № 5 от 31.05.2022 следует, что комиссией рекомендовано генеральному директору ПАО НПО «Искра» объявить выговор начальнику отдела 925 Цареву С.В. за непринятие мер по урегулированию возможного конфликта интересов, нарушении п.п. 5.1.3,6.1., 6.2,7.2 Положения о конфликте интересов и исключить прямое и непосредственное подчинение в отделе 925 среди Царева С.В., ЦО. и СК. до 10.06.2022, в случает отказа от предложенных работодателем должностей по п.1 настоящего протокола, до 19.06.2022 рекомендовать генеральному директору ПАО НПО «Искра» применить п. 7.1. ст. 81 ТК РФ в отношении Царева С.В. из-за конфликта интересов (л.д. 138-150 т. 1). Царев С.В. отказался от подписи, что ознакомлен с протоколом от 31.05.2022, что подтверждается актом от 15.06.2022 (л.д. 151 т. 1).
14.06.2022 в адрес Царева С.В. направлялось уведомление о необходимости дать объяснения по предоставлению отпуска без сохранения заработной платы менее смены контролеру станочных и слесарных работ 4 разряда отдела 925 СК., который является сыном его жены - ЦО. в срок до 17.06.2022 (л.д. 13 т. 1), Царев С.В. отказался от подписи в уведомлении, что подтверждается актом от 15.06.2022 (л.д. 152 т. 1). Согласно акту от 21.06.2022 Царев С.В. отказался дать пояснения по факту нарушения п. 3.1.26 должностной инструкции начальника отдела 925 (ДИ 925/1-2020), п. 6.1 Положения о конфликте интересов (л.д. 163-180 т. 1).
22.06.2022 Генеральным директором Ю. вынесен приказ № 2758/к об объявлении выговора начальнику отдела 925 Цареву С.В. за нарушение п. 3.1.26 должностной инструкции начальника отдела 925 (ДИ925/1-2020), п. 6.1 Положения о конфликте интересов, введенного в действие приказом от 11.03.2021 № 0061 «О введении в действие локальных нормативных документов по предупреждению и противодействию коррупции в ПАО НПО «Искра».
Основанием для вынесения приказа от 22.06.2022 № 2758/к послужило заключение подтверждение комиссией по урегулированию конфликта интересов по соблюдению норм этики и служебного поведения ПАО НПО «Искра», которой установлено что между Царевым С.В. и СК. имелся конфликт интересов, о чем Царев С.В. не уведомил руководство (л.д. 13-15, 156-158 т. 1). С приказом Царев С.В. ознакомлен 23.06.2022, о чем свидетельствует его подпись, им указано, что приказ будет обжаловать в судебном порядке, стоит подпись ЦО., что не согласна (с приказом), конфликт интересов отсутствует. СК. отказался от ознакомления с приказом, что подтверждается актом от 24.06.2022 (л.д. 159 т. 1).
Согласно дополнительного соглашения от 25.12.2019 № 5659/К к трудовому договору от 02.07.2010 № 2124/к Царев С.В. обязан: сообщать Работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта (п. 4.2.8).
Приказ от 22.06.2022 № 2758/к о наложении дисциплинарного взыскания был издан на основании заключения предварительной служебной проверки № 964-143-ор3 от 19.05.2022, проведенной отделом экономической безопасности (964), а также рекомендации комиссии по урегулированию конфликта интересов, соблюдению норм этики и служебного поведения – протокол от 31.05.2022 № 5.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, проанализировав нормы действующего законодательства, а также локальные нормативно-правовые акты ответчика, принимая во внимание, что истцом нарушены нормы законодательства о противодействии коррупции, выразившееся в принятии решения о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы менее смены своему подчиненному СК., который является сыном его (истца) супруги, при этом истец не сообщил вышестоящему руководству о ситуации, при которой возможен конфликт интересов, связанный с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью сотрудника, находящегося в отношениях близкого родства или свойства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции вопреки доводам апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Так, суд первой инстанции правомерно исходил из того факта, что проверка в отношении Царева С.В. проводилась в связи с поступлением в отдел экономической безопасности (964) информации о прикрытии Царевым С.В. с использованием своих должностных полномочий находившегося с ним в близком родстве или свойстве СК. факта его опоздания на работу более чем на 2 часа с целью исключения наложения дисциплинарного взыскания.01.04.2022 контролер станочных и слесарных работ 4 разряда отдела 925 СК. отсутствовал на рабочем месте с 7.25. до 10.03 час. Данный факт зафиксирован Актом и данными СКУД. Никаких документов подтверждающих законность отсутствия СК. на 01.04.2022 до 13.04.2022 представлено не было.
На 19.04.2022 специалистами отдела кадров было установлено, что в табеле учета рабочего времени за 01.04.2022 у СК. стоит «ОЗ» (отпуск без сохранения заработной платы менее смены). Данная отметка в электронной системе появилась после опоздания СК., следовательно, факт подписания Царевым С.В. служебной записки о предоставлении СК. отпуска без сохранения заработной платы менее смены был также позже. Данное обстоятельство истцом не опровергнуто, допустимыми доказательствами не подтверждено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что у работодателя появились законные основания для проведения проверки о возможном возникновении конфликта интересов при подписании начальником отдела 925 Царевым С.В. заявления о предоставлении отпуска на 01.04.2022 с 7.25 до 10.15 СК.
В ходе предварительной служебной проверки было установлено, что Царев С.В. наделен организационно-распорядительными полномочиями и контрольными функциями в отношении всех сотрудников отдела 925, в том числе и СК., что им не оспаривалось в судебном заседании.
Согласно п. 2.3. Кодекса этики и служебного поведения работников ПАО НПО «Искра» Работник Общества, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, также обязан: принимать меры по предотвращению и урегулированию в коллективе конфликта интересов, по предупреждению коррупции, включая меры по предотвращению коррупционно-опасного поведения; не допускать любых видов протекционизма, а также привилегий и льгот отдельным работникам, кроме как на основании принятых в Обществе систем оплаты труда и мер социального характера, при обязательном обеспечении равных возможностей получения указанных привилегий и льгот. В соответствии со ст. 8 Кодекса Общество не одобряет случаи совместной работы родственников в связи с возможным возникновением определенных проблем: решения родственников-начальников по отношению к родственникам-подчиненным могут быть необъективными или восприняты как необъективные остальными работниками Общества и (или) партнерами; наличие родственных связей порождает сомнения в объективности процедур оценки и профессионально-должностного продвижения работников вОбществе. Согласно п. 3.2.7 Положения одной из причин возникновения конфликта интересов может явиться участие работника в принятии кадровых решений в отношении лиц, находящихся с ним в близком родстве, или иных лиц, с которыми связана его личная заинтересованность (п. 3.2.7). В основу работы по управлению конфликтом интересов в Обществе положена обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов (п. 4.1.2 Положения). В целях раскрытия и урегулирования конфликта интересов Работники Общества обязаны принимать все необходимые меры по предотвращению конфликта интересов, раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов путем информирования работодателя о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, а также содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов (п.п. 4.2., 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 Положения). В Обществе установлена система раскрытия сведений о наличии конфликта интересов и способы разрешения конфликта (п.п. 5.1, 5.18 Положения), при этом было необходимо разовое раскрытие сведений о возникновении ситуации конфликта интересов, которое осуществляется любым Работником по мере возникновения у него ситуации конфликта интересов путем направления соответствующей информации работодателю (п. 5.13 Положения). О возможности возникновения конфликта интересов Работник обязан незамедлительно, не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда ему об этом стало известно, уведомить вышестоящего руководителя (не ниже должности заместителя генерального директора) (п. 6.1 Положения). В случае если в результате проверки будет установлено, что ситуация, сведения о которой были представлены работником, не является конфликтом интересов - процедуры урегулирования конфликта не применяются (п. 5.17 Положения).
Действительно, участие в деятельности организации, родственные связи сами по себе не являются единственным и достаточным признаком конфликта интересов.
Вместе с тем, информацию о возможном возникновении конфликта интересов работодатель ПАО НПО «Искра» правомерно расценил как повод для проведения служебной проверки в отношении Царева С.В.
Доводы заявителя жалобы о том, что наложенное на него дисциплинарное взыскание, связанное с конфликтом интересов между ним и СК., сыном его супруги, является надуманным, поскольку они родственниками не являются, а в Положении о конфликте интересов, приказе от 11.03.2021 № 0061 по антикоррупционной политике ПАО НПО «Искра» установлен исчерпывающий перечень лиц, находящихся с работником в близком родстве или свойстве, к которым они с СК. не относятся, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Так, приказом № 0061 от 11.03.2021 ПАО НПО «Искра» с 15.03.2021 утверждены и введены в действие Антикоррупционная политика ПАО НПО «Искра», Кодекс этики и служебного поведения, Положение о конфликте интересов, Положение о подарках, Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов и соблюдению норм этики и служебного поведения, указанный пакет локальных нормативно-правовых актов, разработан в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона о противодействии коррупции», Положение о конфликте интересов и Кодекса этики и служебного поведения Госкорпорации «Роскосмос», Антикоррупционной политики ПАО НПО «Искра», положениями методических рекомендаций по разработке Министерством труда и социальной защиты России, утвержденными 08.11.2013 (в ред. от 16.04.2014). При определении понятия конфликта интересов в приведённых выше локальных нормативных актах ПАО НПО «Искра» используются понятия конфликта интересов и личной заинтересованности, содержащиеся в положениях ч.ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», из совокупного анализа которых следует, что одной из причин возникновения конфликта интересов может явиться участие работника в принятии кадровых решений в отношении лиц, находящихся, в том числе в свойстве, или иных лиц, с которыми связана его личная заинтересованность.
Действительно, в силу норм семейного законодательства СК. по отношению к Цареву С.В. близким родственником не является, однако, в силу прямого указания закона он является его свойственником, то есть лицом, не имеющим с ним (истцом) кровного родства, вместе с тем, находящимся в близких отношениях, возникших из брака между матерью СК. и истцом. Таким образом, вопреки доводам апеллянта, правоотношения «власти-подчинения», возникшие между Царевым С.В. и СК., подпадают под действие понятия «конфликта интересов», приведенного в ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» и верно квалифицированы как ответчиком, так и судом первой инстанции.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Царев С.В. обязан был сообщить вышестоящему руководству о ситуации, при которой возможен конфликт интересов, связанный с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью СК., находящемуся в отношениях свойства, а не лично принимать решение о предоставлении отпуска без сохранении заработной платы менее смены последнему, чем нарушил п. 6.1 Положения о конфликте интересов ПАО НПО «Искра», введенного в действие приказом по предприятию от 11.03.2021 № 0061, и п. 3.1.26 должностной инструкции начальника отдела 925 (ДИ 925/1-2020), а потому, у работодателя имелись законные основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности, процедура привлечения к которой ответчиком соблюдена.
Довод апеллянта о том, что он не относится к лицам, указанным в ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» судом апелляционной отклоняется, поскольку обязанность работников принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов предусмотрена пунктом 4 части 3 статьи 10 указанного Федерального закона, и распространяется, в том числе на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 11 упомянутого Федерального закона установлено, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
На основании части 1 статьи 13.3 этого же Закона организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
В соответствии с частью 2 статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Положение о конфликте интересов ПАО НПО «Искра» – это локальный нормативный правовой акт ПАО НПО «Искра», являющийся составной частью структуры антикоррупционных стандартов и процедур ПАО НПО «Искра», который определяет порядок предупреждения, своевременного выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у Работников в ходе выполнения ими трудовых обязанностей, а также координации действий всех работников в случае возникновения или возможности возникновения конфликта интересов (п. 1.2 Положения).
При этом, действие Положения распространяется на всех лиц, являющихся Работниками ПАО НПО «Искра» и находящихся с ним в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций, а также на физических лиц, сотрудничающих с Обществом на основе гражданско-правовых договоров (п. 1.5 Положения).
Таким образом, доводы жалобы заявителя в целом основаны на неверном толковании норм трудового законодательства, законодательства о противодействии коррупции, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции истца при рассмотрении гражданского дела в суде первой инстанции, приведены судом первой инстанции в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба истца не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 28.12.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Царева Сергея Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 апреля 2023 года.