Решение по делу № 33-1961/2022 от 03.06.2022

Судья Баранова Т.В.

10RS0-42

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 июля 2022 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Тарасовой Р.П.,

судей Маловой Н.Б., Евтушенко Д.А.

при ведении протокола помощником судьи Волковой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 31 марта 2022 г. по иску Лопухова Е. А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Крупинскому В. А. о признании решения незаконным, признании недействительным договора аренды земельного участка, возложении обязанности совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Маловой Н.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Лопухов Е.А. обратился в суд, мотивируя требования тем, что распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 6 декабря 2018 г. на основании его заявления была утверждена схема расположения земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м, расположенного в районе (.....), вид разрешенного использования – запас, категория земель – земли запаса; срок действия распоряжения – 2 года. Им были проведены кадастровые работы по формированию земельного участка, подготовлен межевой план, земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер , площадь участка составила кв.м. В целях обеспечения возможности перевода земельного участка в категорию земель сельскохозяйственного назначения по его заявлениям от 12 декабря 2019 г. и 27 марта 2020 г. распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 15 мая 2020 г. были внесены изменения в п. 1 распоряжения от 6 декабря 2018 г. в части вида разрешенного использования земельного участка - сады, огороды, палисадники, указана территориальная зона «С5. Зона для ведения дачного хозяйства, садоводства», категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. 9 декабря 2020 г. истец повторно обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в аренду без проведения торгов для целей ведения огородничества. Письмом от 30 декабря 2020 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия указало, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости указанный земельный участок отнесен к землям запаса и использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию и не могут быть использованы для целей ведения огородничества. 9 апреля 2021 г. распоряжением Правительства Республики Карелия № 274р-П был осуществлен перевод участка с кадастровым номером из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения. Далее, в ответ на заявления истца письмами от 21 мая 2021 г. и от 24 июня 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказало в предоставлении участка для личного подсобного хозяйства по мотиву указания вида разрешенного использования - земли запаса, рекомендовав истцу изменить вид разрешенного использования на - личное подсобное хозяйство. Постановлением администрации Прионежского муниципального района от 5 августа 2021 г. № 790 ему предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка. 9 августа 2021 г. истец посредством электронной почты обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельного участка и предоставлении участка в аренду без торгов для ведения личного подсобного хозяйства. Письмом от 17 сентября 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия направило в адрес истца 3 экземпляра подписанного проекта договора аренды указанного участка с предложением истцу подписать их. Однако, после этого, письмом от 15 октября 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказало истцу в предоставлении в аренду участка, мотивируя тем, что 11 августа 2021 г. поступило заявление о предоставлении указанного земельного участка в аренду от иного лица. При этом, вместо ссылки на поступившее от истца заявление о предоставлении участка в аренду от 9 августа 2021 г., указано заявление от 19 августа 2021 г., которое он не писал и не подавал. 11 октября 2021 г. он повторно обратился с заявлением о предоставлении в аренду без торгов участка для ведения личного подсобного хозяйства. Ответом от 22 октября 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия Министерство сообщило, что проект договора аренды указанного участка направлены в адрес иного лица. 9 ноября 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия заключило договор аренды земельного участка с Крупинским В.А. сроком на 49 лет. Полагая действия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия недобросовестными, совершенными с противоправной целью злоупотребления правом, совершенными в нарушение закона, истец, с учетом уточнения требований, просил:

- признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 15 октября 2021 г. об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 10:20:0064702:1740 в аренду без проведения торгов;

- признать недействительным договор аренды спорного земельного участка от 9 ноября 2021 г. № 186-м/20, заключенный между ответчиками;

- применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка во владение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, аннулировать из Единого государственного реестра недвижимости сведений об обременении участка арендой по указанному выше договору;

- возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанность заключить с ним договор аренды спорного участка.

Решением суда исковые требования удовлетворены.

С постановленным судом решением не согласен ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, в апелляционной жалобе просит решение отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Указывает, что заявление от Лопухова Е.А., датированное 9 августа 2021 г., поступившее в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия 19 августа 2021 г., было направлено посредством электронной почты без использования электронной подписи либо квалифицированной электронной подписи, в связи с чем определить лицо, подписывающее информацию, не представлялось возможным. Правовые основания для рассмотрения заявления истца отсутствовали. В этой связи у Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия имелись основания для заключения договора аренды спорного земельного участка с Крупинским В.А.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца – Рысак Д.М., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, надлежащим образом извещены о времени, дате и месте слушания дела.

Заслушав пояснения представителя истуа, проверив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с Законом Республики Карелия от 29 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК, Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 2 ноября 2017 г. № 390-П, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, принимает, в том числе решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса.

Положениями ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания, при которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В соответствии с п. 2 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав.

Согласно п. 4 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что 12 ноября 2018 г. Лопухов Е.А. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью кв.м, расположенного по адресу: (.....).

6 декабря 2018 г. распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия № 2792-м/20р утверждена схема расположения земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м, расположенного в районе (.....), в кадастровом квартале , вид разрешенного использования – запас (код вида разрешенного использования земельного участка – 12.3), категория земель – земли запаса. Предварительно согласовано предоставление земельного участка для целей ведения огородничества. Пунктом 3 распоряжения предоставление земельного участка, указанного в п. 1, возможно, в случае обеспечения выполнения Лопуховым Е.А. следующих условий: проведение работ по формированию участка и постановке его на государственный кадастровый учет; перевод земельного участка из категории земель запаса в категорию – земли сельскохозяйственного назначения, изменение вида разрешенного использования земельного участка. Срок действия распоряжения – 2 года.

Кадастровые работы по формированию земельного участка истцом были проведены, подготовлен межевой план, земельный участок поставлен на кадастровый учет, участку присвоен кадастровый номер , площадь участка определена в кв.м.

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 15 мая 2020 г., в целях обеспечения возможности перевода земельного участка в категорию земель сельскохозяйственного назначения, были внесены изменения в распоряжение от 6 декабря 2018 г., в п. 1 вид разрешенного использования земельного участка указан - сады, огороды, палисадники; территориальная зона - С5. Зона для ведения дачного хозяйства, садоводства; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия 30 декабря 2020 г. на заявление Лопухова Е.А. от 9 декабря 2020 г. дан ответ, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости испрашиваемый земельный участок отнесен к землям запаса, что использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию и не могут быть использованы для целей ведения огородничества.

9 апреля 2021 г. распоряжением Правительства Республики Карелия № 274р-П осуществлен перевод участка с кадастровым номером из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.

23 апреля 2021 г. истец вновь обратился с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером для ведения личного подсобного хозяйства, а также с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, на которое письмом от 21 мая 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия сообщило, что для изменения вида разрешенного использования земельного участка истцу необходимо обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления.

Постановлением администрации Прионежского муниципального района от 5 августа 2021 г. № 790 Лопухову Е.А. предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка.

9 августа 2021 г. Лопухов Е.А. посредством электронной почты обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельного участка и предоставлении земельного участка с кадастровым номером в аренду без торгов для ведения личного подсобного хозяйства, письмом от 17 сентября 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия направило в адрес истца 3 экземпляра подписанного проекта договора аренды испрашиваемого земельного участка с предложением истцу подписать их. Истец договор аренды, направленный почтовым отправлением, не получил.

Письмом от 15 октября 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказало истцу в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , мотивируя тем, что 11 августа 2021 г. в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия поступило заявление о предоставлении указанного земельного участка в аренду от иного лица. В ответе указано, что заявление истца датировано 19 августа 2021 г.

11 октября 2021 г. истец повторно обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении ему в аренду без торгов участка для ведения личного подсобного хозяйства, ответом от 22 октября 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия сообщило, что проект договора аренды земельного участка направлен в адрес «иного лица».

Судом первой инстанции, в рамках разрешения заявленных требований, установления юридически значимых обстоятельств по делу также было установлено, что 10 августа 2021 г. Крупинский В.А. обратился в государственное казенное учреждение Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» (далее - ГКУ РК «Управление земельными ресурсами») с заявлением о предоставлении ему в аренду спорного земельного участка с кадастровым номером .

Письмом от 18 августа 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия Крупинскову В.А. сообщило, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости испрашиваемый земельный участок отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - земли запаса, что исключает предоставление земельного участка для целей ведения подсобного хозяйства.

24 августа 2021 г. Крупинский В.А. вновь обратился в ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» с аналогичным заявлением, согласно телефонограмме, составленной сотрудником Управления, и расписки Крупинского В.А., последний был уведомлен о наличии ответа на его заявление и получил на руки письмо от 18 августа 2021 г. 27 сентября 2021 г.

Письмом от 22 октября 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия направило в адрес Крупинского В.А. девять экземпляров проектов договоров аренды земельных участка с кадастровыми номерами , в письме отсутствует ссылка на обращение Крупинского В.А. от 24 августа 2021 г.

Договор аренды земельного участка с кадастровыми номером между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Крупинским В.А. был подписан сторонами и датирован 9 ноября 2021 г.

Согласно скриншоту страницы электронной почты Лопухова Е.А. он 9 августа 2021 г. направил по электронной почте в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия и ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» заявления о предоставлении земельного участка с кадастровыми номерами в аренду без проведения торгов для ведения личного подсобного хозяйства.

ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» разместило ответ от 12 августа 2021 г., согласно которому заявление Лопухова Е.А. не может быть принято в работу, поскольку оно не подписано электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью, заявителю предложены варианты подачи заявления, предусмотренные административным регламентом.

В то же время судом первой инстанции установлено, что заявление Лопухова Е.А. от 9 августа 2021 г. было зарегистрировано ГКУ РК «Управление земельными ресурсами».

17 сентября 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в адрес Лопухова Е.А. направило на подписание договор аренды спорного земельного участка.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами права, исходя из представленных доказательств, оценка которым дана в порядке ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку посчитал, что у Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия отсутствовали основания для заключения договора аренды спорного участка с Крупинским В.А. и отказа в заключении такого договора с Лопуховым Е.А.

Судебная коллегия соглашается с позицией суда, поскольку Лопуховым Е.А. заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером было подано и принято в работу Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия 9 августа 2021 г., а Крупинским В.А. заявление подано 24 августа 2021 г., то есть после Лопухова Е.А.

Доводы апелляционной жалобы о том, что правовые основания для рассмотрения заявления истца отсутствовали, опровергаются установленными обстоятельствами, а именно тем, что заявление было принято в работу Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия, следовательно, не было установлено препятствий к его рассмотрению. Более того, письмом от 17 сентября 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия направило в адрес истца 3 экземпляра подписанного проекта договора аренды испрашиваемого земельного участка с предложением истцу подписать их.

Установив незаконность решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 15 октября 2021 г., суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, на законных основаниях удовлетворил требования о признании недействительным договора аренды от 9 ноября 2021 г. № 186-м/20 земельного участка с кадастровым номером , заключенного между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Крупинским В.А., применив последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с кадастровым номером Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, аннулируя и исключив из Единого государственного реестра недвижимости сведения об обременении земельного участка с кадастровым номером указанным выше договором аренды.

Требование о возложении обязанности на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия заключить с Лопуховым Е.А. договор аренды земельного участка с кадастровым номером , при установлении отсутствия иных заявлений о предоставлении спорного участка в аренду в исследуемый период, а также при отсутствии иных оснований для отказа в удовлетворении заявления Лопухова Е.А., также обоснованно удовлетворено.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено. Таким образом, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 31 марта 2022 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-1961/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Лопухов Евгений Александрович
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Крупинский Всеволод Александрович
Другие
Администрация Прионежского муниципального района
Рысак Дмитрий Михайлович
Прокуратура Республики Карелия
Управление Росреестра по Республике Карелия
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Малова Наталья Борисовна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
03.06.2022Передача дела судье
01.07.2022Судебное заседание
12.07.2022Судебное заседание
13.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2022Передано в экспедицию
12.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее