Решение по делу № 21-40/2024 (21-566/2023;) от 19.12.2023

Дело № 21-40/2024 (21-566/2023)

Судья Курышев С.Г.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

16 января 2024 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев протест прокурора Ядринского района Чувашской Республики Захарова В.Ю. на определение руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее – должностное лицо УФАС) от 30 октября 2023 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 декабря 2023, вынесенные в отношении ПАО «Россети – Волга» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

13 октября 2023 года прокурором Ядринского района Чувашской Республики вынесено постановление о возбуждении в отношении ПАО «Россети-Волга» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Определением должностного лица УФАС от 30 октября 2023 года означенное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 13 октября 2023 года и материалы дела возвращены прокурору Ядринского района Чувашской Республики.

Решением судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 4 декабря 2023 года определение должностного лица УФАС от 30 октября 2023 года оставлено без изменения.

В протесте прокурором Ядринского района Чувашской Республики Захаровым В.Ю. поставлен вопрос об отмене решения судьи.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, признав возможным рассмотрение протеста в отсутствие прокурора и представителей ПАО «Россети – Волга», АО «<данные изъяты>», К.Г. ООО «<данные изъяты> Э.В. КУ «<данные изъяты>», администрации <данные изъяты>, извещенных надлежащим образом, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами протеста и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена администратвиная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Согласно статье 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861 (далее – Правила № 861).

Из материалов дела следует, что прокуратурой Ядринского района Чувашской Республики по поручению прокуратуры Чувашской Республики в период с 19 июля 2023 года по 13 октября 2023 года проведен анализ исполнения ПАО «Россети –Волга» - филиал «Чувашэнерго» в Чувашской Республике федерального законодательства, регламентирующего вопросы технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам.

Основанием для вынесения 13 октября 2023 года прокурором Ядринского района Чувашской Республики постановления о возбуждении в отношении ПАО «Россети-Волга» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, послужило выявление в ходе проверки и анализа документов нарушение ПАО «Россети – Волга» пункта 16 Правил № 861, выраженное в невыполнении технологического присоединения объектов потребителей Э.В. АО «<данные изъяты>», ИП К.Г. ООО «<данные изъяты>», администрации <данные изъяты> (правопреемник - администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики»), КУ «<данные изъяты> к электрическим сетям в сроки, установленные договорами об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, эти сроки указаны в постановлении.

В постановлении прокурором означенные выше лица указаны потерпевшей стороной, о направлении постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, для рассмотрения дела по существу указанным лицам направлено письмо от 20 октября 2023 года № 4-27-2023/1189-23-20970021.

Должностным лицом УФАС при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьями 29.1, 29.4 КоАП РФ, вынесено определение от 30 октября 2023 года о возвращении постановления о возбуждении дела и административного материала в прокурору с указанием на то, что в представленных материалах отсутствуют доказательства надлежащего извещения потерпевших о вынесении постановления и сведения о вручении им копии постановления.

Решением от 4 декабря 2023 года судья районного суда согласился с обоснованностью вынесенного должностным лицом УФАС определения от 30 октября 2023 года.

Вместе с тем с вынесенными по делу актами согласиться нельзя в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

Частью 2 статьи 28.4 КАП РФ установлено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 данного Кодекса.

Составление протокола об административном правонарушении регламентируется статьи 28.2 КоАПРФ, из которой следует, что наряду с другими данными, в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие. При составлении протокола об административном правонарушении иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Согласно статье 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.), при этом несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.

Таким образом, основанием для возвращения прокурору постановления о возбуждении дела об административном правонарушении являются существенные недостатки и неполнота представленных материалов, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Несущественные недостатки протокола (постановления прокурора), которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, основанием для возврата не являются.

Постановление о возбуждении в отношении ПАО «Россети – Волга» дела об административном правонарушении вынесено прокурором в пределах полномочий, в соответствии со статьей 25.11 КоАП РФ, и содержит необходимые данные о событии административного правонарушения.

Из представленных материалов дела не следует, что основанием для возбуждения дела и (или) проведения проверки послужили обращения потребителей Э.В. АО «<данные изъяты>», ИП К.Г. ООО «<данные изъяты>», администрации <данные изъяты> (правопреемник - администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики»), КУ «<данные изъяты>, при этом постановлением не установлено, что административным правонарушением вышеуказанным лицам причинен физический, имущественный или моральный вред, указанные лица не заявляли о нарушении прав, в том числе после направления прокурором в их адрес письма от 20 октября 2023 года № 4-27-2023/1189-23-20970021.

Данные об адресе месте жительства (месте нахождения юридического лица) вышеуказанных лиц в деле имеются.

Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

Должностное лицо УФАС, придя к выводу, что в деле имеются потерпевшие, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред, должно было обеспечить право потерпевших на участие в деле об административном правонарушении, препятствий для этого с учетом содержания представленных прокурором материалов не имелось.

В целом, существенных недостатков, которые бы исключали рассмотрение дела по существу с вынесение по его итогам постановления, предусмотренного статьей 29.10 КоАП РФ, и которые не могли бы быть восполнены при рассмотрении дела, исходя из содержания постановления прокурора и представленных им материалов, суд второй инстанции не усматривает.

При изложенных обстоятельствах определение должностного лица УФАС от 30 октября 2023 года и решение судьи от 4 декабря 2023, вынесенные в отношении ПАО «Россети – Волга» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, дело - возвращению в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

протест прокурора Ядринского районного суда Чувашской Республики Захарова В.Ю. удовлетворить.

Определение руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 30 октября 2023 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 декабря 2023, вынесенные в отношении ПАО «Россети – Волга» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело направить возвратить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии для рассмотрения по существу.

Судья А.В. Голубев

Дело № 21-40/2024 (21-566/2023)

Судья Курышев С.Г.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

16 января 2024 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев протест прокурора Ядринского района Чувашской Республики Захарова В.Ю. на определение руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее – должностное лицо УФАС) от 30 октября 2023 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 декабря 2023, вынесенные в отношении ПАО «Россети – Волга» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

13 октября 2023 года прокурором Ядринского района Чувашской Республики вынесено постановление о возбуждении в отношении ПАО «Россети-Волга» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Определением должностного лица УФАС от 30 октября 2023 года означенное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 13 октября 2023 года и материалы дела возвращены прокурору Ядринского района Чувашской Республики.

Решением судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 4 декабря 2023 года определение должностного лица УФАС от 30 октября 2023 года оставлено без изменения.

В протесте прокурором Ядринского района Чувашской Республики Захаровым В.Ю. поставлен вопрос об отмене решения судьи.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, признав возможным рассмотрение протеста в отсутствие прокурора и представителей ПАО «Россети – Волга», АО «<данные изъяты>», К.Г. ООО «<данные изъяты> Э.В. КУ «<данные изъяты>», администрации <данные изъяты>, извещенных надлежащим образом, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами протеста и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена администратвиная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Согласно статье 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861 (далее – Правила № 861).

Из материалов дела следует, что прокуратурой Ядринского района Чувашской Республики по поручению прокуратуры Чувашской Республики в период с 19 июля 2023 года по 13 октября 2023 года проведен анализ исполнения ПАО «Россети –Волга» - филиал «Чувашэнерго» в Чувашской Республике федерального законодательства, регламентирующего вопросы технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам.

Основанием для вынесения 13 октября 2023 года прокурором Ядринского района Чувашской Республики постановления о возбуждении в отношении ПАО «Россети-Волга» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, послужило выявление в ходе проверки и анализа документов нарушение ПАО «Россети – Волга» пункта 16 Правил № 861, выраженное в невыполнении технологического присоединения объектов потребителей Э.В. АО «<данные изъяты>», ИП К.Г. ООО «<данные изъяты>», администрации <данные изъяты> (правопреемник - администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики»), КУ «<данные изъяты> к электрическим сетям в сроки, установленные договорами об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, эти сроки указаны в постановлении.

В постановлении прокурором означенные выше лица указаны потерпевшей стороной, о направлении постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, для рассмотрения дела по существу указанным лицам направлено письмо от 20 октября 2023 года № 4-27-2023/1189-23-20970021.

Должностным лицом УФАС при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьями 29.1, 29.4 КоАП РФ, вынесено определение от 30 октября 2023 года о возвращении постановления о возбуждении дела и административного материала в прокурору с указанием на то, что в представленных материалах отсутствуют доказательства надлежащего извещения потерпевших о вынесении постановления и сведения о вручении им копии постановления.

Решением от 4 декабря 2023 года судья районного суда согласился с обоснованностью вынесенного должностным лицом УФАС определения от 30 октября 2023 года.

Вместе с тем с вынесенными по делу актами согласиться нельзя в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

Частью 2 статьи 28.4 КАП РФ установлено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 данного Кодекса.

Составление протокола об административном правонарушении регламентируется статьи 28.2 КоАПРФ, из которой следует, что наряду с другими данными, в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие. При составлении протокола об административном правонарушении иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Согласно статье 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.), при этом несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.

Таким образом, основанием для возвращения прокурору постановления о возбуждении дела об административном правонарушении являются существенные недостатки и неполнота представленных материалов, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Несущественные недостатки протокола (постановления прокурора), которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, основанием для возврата не являются.

Постановление о возбуждении в отношении ПАО «Россети – Волга» дела об административном правонарушении вынесено прокурором в пределах полномочий, в соответствии со статьей 25.11 КоАП РФ, и содержит необходимые данные о событии административного правонарушения.

Из представленных материалов дела не следует, что основанием для возбуждения дела и (или) проведения проверки послужили обращения потребителей Э.В. АО «<данные изъяты>», ИП К.Г. ООО «<данные изъяты>», администрации <данные изъяты> (правопреемник - администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики»), КУ «<данные изъяты>, при этом постановлением не установлено, что административным правонарушением вышеуказанным лицам причинен физический, имущественный или моральный вред, указанные лица не заявляли о нарушении прав, в том числе после направления прокурором в их адрес письма от 20 октября 2023 года № 4-27-2023/1189-23-20970021.

Данные об адресе месте жительства (месте нахождения юридического лица) вышеуказанных лиц в деле имеются.

Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

Должностное лицо УФАС, придя к выводу, что в деле имеются потерпевшие, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред, должно было обеспечить право потерпевших на участие в деле об административном правонарушении, препятствий для этого с учетом содержания представленных прокурором материалов не имелось.

В целом, существенных недостатков, которые бы исключали рассмотрение дела по существу с вынесение по его итогам постановления, предусмотренного статьей 29.10 КоАП РФ, и которые не могли бы быть восполнены при рассмотрении дела, исходя из содержания постановления прокурора и представленных им материалов, суд второй инстанции не усматривает.

При изложенных обстоятельствах определение должностного лица УФАС от 30 октября 2023 года и решение судьи от 4 декабря 2023, вынесенные в отношении ПАО «Россети – Волга» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, дело - возвращению в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

протест прокурора Ядринского районного суда Чувашской Республики Захарова В.Ю. удовлетворить.

Определение руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 30 октября 2023 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 декабря 2023, вынесенные в отношении ПАО «Россети – Волга» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело направить возвратить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии для рассмотрения по существу.

Судья А.В. Голубев

21-40/2024 (21-566/2023;)

Категория:
Административные
Ответчики
ПАО "Россети Волга" в лице филиала "Чувашэнерго"
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Голубев А.В.
Статьи

9.2

Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
19.12.2023Материалы переданы в производство судье
16.01.2024Судебное заседание
26.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2024Дело оформлено
26.01.2024Дело передано в экспедицию
16.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее