Дело № 12-426/2023
УИД № 33MS0076-01-2023-002338-58
РЕШЕНИЕ
«12» декабря 2023 года г.Владимир
Судья Октябрьского районного суда г.Владимира Акимова Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела персонифицированного учета и обработки информации № 2 Управления персонифицированного учета ОСФР по Владимирской области Горловой Е.П. на постановление мирового судьи судебного участка №7 Октябрьского района г.Владимира от 11.09.2023, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.33.2 КоАП РФ, в отношении
должностного лица – директора ООО «Перевозчик» Старкова И. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <...>, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <...>Б, <...>,
прекращено на основании п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с признанием утратившими силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.15.33.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора ООО «Перевозчик» Старкова И.В. прекращено на основании п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с признанием утратившими силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Не согласившись с постановлением, начальник отдела персонифицированного учета и обработки информации № 2 Управления персонифицированного учета ОСФР по Владимирской области Горлова Е.П. (составившая протокол об административном правонарушении в отношении Старкова И.В.) обратилась в Октябрьский районный суд г.Владимира с жалобой, в которой указала, что обстоятельством, послужившим основанием для возбуждения в отношении Старкова И.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, явилось нарушение срока предоставления сведений по форме СЗВ-М за отчетный период – октябрь 2022 года, которые не были предоставлены в установленный законом срок. Отмечает, что обязанность по предоставлению сведений по форме СЗВ-М в срок не позднее 15.11.2022, установлена ч. 2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ). Обращает внимание, что ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 14.07.2022 № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) предусмотрено, что за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2023, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона №237-ФЗ (01.01.2023). Указывает, что к таким сведениям относятся сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (ч. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ). С учетом указанных положений Федерального закона №237-ФЗ полагает, что изменение статьи 11 Федерального Закона № 27-ФЗ Федеральным законом № 237-ФЗ и Федеральным законом от 28.12.2022 № 569 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №569-ФЗ), положение Старкова И.В. каким-либо образом не улучшает, административную ответственность по ч. 1 ст.15.33.2 КоАП РФ не смягчает и не отменяет. Настаивает, что положение Закона № 27-ФЗ, предусматривающие необходимость представления отчетности по установленным формам в установленном законом порядке, не изменились. Отмечает, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Старкова И.В. объективная сторона вмененного ему правонарушения также не изменилась, ответственность за него сохранилась. Считает, что вывод суда об отсутствии на момент составления протокола требований закона о предоставлении сведений о застрахованных лицах не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, противоречит ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 237-ФЗ. Просит отменить постановление мирового судьи и направить дело на навое рассмотрение.
Старков И.В., представитель ОСФР по Владимирской области, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области в отношении директора ООО «Перевозчик» Старкова И.В. составлен протокол об административном правонарушении №043АП20 231251 на том основании, что страхователем (ООО «Перевозчик») сведения о каждом работающем у него застрахованном лице по форме СЗВ-М за октябрь 2022 года в ОПФР по Владимирской области не представлены в срок, установленный п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27. Действия директора ООО «Перевозчик» Старкова И.В. квалифицированы по ч.1 ст. 15.33.2 КоАП РФ.
Рассматривая дело об административном правонарушении, мировой судья пришел к выводу о необходимости прекращения производства по делу на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, поскольку с 01.01.2023 положения ч.2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 № 250-ФЗ, от 16.12.2019 № 436-ФЗ) не действуют. При этом действующая редакция указанной статьи не содержит требований о предоставлении страхователем ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем), сведений о каждом работающем у него застрахованном лице.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ статьи предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (часть 3 статьи 1.7 КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона №27-ФЗ в редакции, действующей до 01.01.2023, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции до 01.01.2023 страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации. В соответствии с частью 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции до 01.01.2023) страхователь обязан ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Сведения, предусмотренные частью 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, представляются по форме, утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 №103п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)» и Порядка заполнения формы указанных сведений».
Статья 17 Федерального закона № 27-ФЗ предусматривает негативные последствия неисполнения страхователем возложенной на него обязанности, что согласуется с конституционными принципами и требованиями публичной ответственности (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 1862-0, от 17.07.2018 №1712-0).
Федеральным законом от 14.07.2022 №237-Ф3, вступившим в силу с 01.01.2023, часть 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой страхователь представляет в органы Фонда сведения для индивидуального (персонифицированного) учета (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 8 статьи 11 настоящего Федерального закона) в составе единой формы сведений. Единая форма сведений и порядок ее заполнения устанавливаются Фондом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Федеральным законом от 14.07.2022 № 237-ФЗ изложена в новой редакции статья 11 Закона № 27-ФЗ, в частности согласно части 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2-6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, предусмотренные ст. 11 Закона №27-ФЗ сведения представляются по установленным формам. Федеральным законом от 14.07.2022 №237-ФЗ взамен формы СЗВ-М установлена Единая форма сведений.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 14.07.2022 № 237-Ф3 предусмотрено, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01.01.2023). Соответственно, сведения за отчетные периоды 2022 года представляются в порядке, установленном Федеральным законом №27-ФЗ в редакции, действующей до 01.01.2023. К таким сведениям относятся сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (ч. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 № 3-П разъяснено, что, если деяние продолжает оставаться противоправным и наказуемым, правовая норма, закреплявшая конкретный состав соответствующего правонарушения, может применяться и после утраты силы законом, ее содержавшим, к деяниям, совершенным во время действия этого закона, но только если предусмотренная ею ответственность мягче, чем закрепленная положением, устанавливающим в настоящее время ответственность за то же деяние, или равна ей, и, во всяком случае, только в пределах установленного законом срока давности привлечения к ответственности за соответствующее правонарушение.
Обстоятельством, послужившим основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Старкова И.В. явилось нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-М за отчетный период октябрь 2022 года, обязанность по представлению которых в срок не позднее 15.11.2022 установлена частью 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции до 01.01.2023, частью 1 статьи 15 Федерального закона от 14.07.2022 № 237-Ф3.
Положения статьи 11 Закона №27-ФЗ, устанавливающие обязанность страхователя представлять отчетность, не признаны утратившими силу, а лишь с 01.01.2023 новая форма отчетности ЕФС-1 заменила форму отчетности СЗВ-М. При этом частью 1 статьи 15 Федерального закона от 14.07.2022 № 237-ФЗ специально оговорено, что отчетность за периоды до 01.01.2023 представляется в прежнем порядке. Т.е. в силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 14.07.2022 № 237-Ф3 изменения, внесенные в ст. 11 Закона № 27-ФЗ с 01.01.2023, не отменили обязанность по представлению в органы СФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетные периоды 2022 года в порядке, действовавшем до 01.01.2023.
Таким образом, вывод мирового судьи об отсутствии на момент составления протокола об административном нарушении требований закона о представлении сведений о застрахованных лицах не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, противоречат части 1 статьи 15 Федерального закона от 14.07.2022 № 237-Ф3, в связи с чем основания для применения ч.2 ст. 1.7 КоАП РФ и прекращения производства по делу в отношении Старкова И.В. на основании п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствовали.
Изложенное позволяет прийти к выводам, что постановление мирового судьи от 11.09.2023 не является законным.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.33.2 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Событие, послужившее основанием для привлечения Старкова И.В. к административной ответственности, имело место 16.11.2023, соответственно срок давности привлечения к административной ответственности к настоящему времени истек, что исключает возможность возобновления производства по делу для устранения допущенных нарушений.
При таких обстоятельствах постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, что допускается в соответствии с правовой позицией, отраженной в ответе на вопрос 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2(2021) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021). При этом решение судьи вышестоящего суда во всяком случае не должно содержать выводов о виновности лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
жалобу начальника отдела персонифицированного учета и обработки информации №2 Управления персонифицированного учета ОСФР по Владимирской области Горловой Е.П. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка №7 Октябрьского района города Владимира от 11.09.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.33.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора ООО «Перевозчик» Старкова Ильи Валерьевича отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением установленного срока давности привлечения лица к административной ответственности на основании п. 6 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Ю.Ю. Акимова