Решение по делу № 02-4990/2017 от 20.10.2017

8

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

14 декабря 2017 года                                                                     г.Москва

 

Головинский районный суд города Москвы

в составе председательствующего  судьи Жилкиной Т.Г.,

при секретаре Пугачеве М.С.,

с участием прокурора Смирновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  2-4990/17

по иску Шафороста Павла Александровича к Управлению внутренних дел по Троицкому и Новомосковскому административным округам Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве о признании увольнения, приказа незаконными, восстановлении на работе,

У С Т А Н О В И Л

 

     Шафорост П.А. обратился в суд с иском к УВД по ТиНАО ГУ МВД России по г.Москве  о признании увольнения с должности начальника 3-го отделения (оперативно-сыскного) 4-ой оперативно-разыскной части «И» Отдела уголовного розыска УВД по ТиНАО ГУ МВД России по г. Москве незаконным, признании назаконным приказа от 17 ноября 2016 года  1661 л/с в части его увольнения с указанной должности, восстановлении его в прежней должности, мотивируя свои требования тем, что доводы, изложенные в заключении служебной проверки, не соответствуют действительности и опровергаются фактическими обстоятельствами. Какого-либо проступка, предоставляющего УВД по ТиНАО ГУ МВД России по г.Москве  право на его увольнение, он не совершал, в связи с чем его увольнение из органов внутренних дел является незаконным.

     В судебном заседании представитель истца по доверенности Назаров Д.Г. исковые требования поддержал.

     Представитель ответчика по доверенности Паньков Е.А. против удовлетворения иска возражал, считая увольнение Шафороста П.А. законным и обоснованным, ссылаясь на то, что он совершил проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел. Основанием для издания приказа о его увольнении послужило заключение по результатам служебной проверки, в отношении Шафороста П.А. было возбуждено уголовное дело. Заявил о пропуске срока обращения в суд.

     Выслушав представителя истца, представителя ответчика, проверив  и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд считает исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.

     Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 07.02.2011  3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции, как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

     Как установлено положениями п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2011  342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

     Согласно ст. 50 указанного Федерального закона  на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе увольнение со службы в органах внутренних дел.

     Согласно п. 9 ч. 3 ст. 82 указанного Федерального закона контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.

     Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление от 6 июня 1995 года  7-П, определения от 21 декабря 2004 года  460-О и от 16 апреля 2009 года  566-О-О). Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.

     Таким образом, возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел (в том числе до 1 марта 2011 года - милиции, после 1 марта 2011 года - полиции) за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, т.е. за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, обусловлена особым правовым статусом указанных лиц (Определение Конституционного Суда РФ от 19 июня 2012 года  1174-О).

     Согласно ст. 52 указанного Федерального закона 1. Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.

     2. В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник органов внутренних дел, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный частью 4 настоящей статьи, продлевается на десять дней.

     3. При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:

     1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;

     2) вины сотрудника;

     3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;

     4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;

     5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

     4. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

     5. Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.

     6. Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка:

     1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя;

      2) имеет право:

     а) представлять заявления, ходатайства и иные документы;

     б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки;

     в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

     г) потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).

     7. В заключении по результатам служебной проверки указываются:

     1) установленные факты и обстоятельства;

     2) предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.

     8. Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.

     9. Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

     Порядок организации и проведения служебных проверок в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации установлен приказом МВД России от 26.03.2013  161.

     Согласно п. 13 указанного Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года  342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также заявление сотрудника.

     Названный Порядок предусматривает, что сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину; осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок; изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о фактах совершения им дисциплинарных проступков. Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

     Кроме того, названный Порядок предусматривает, что описательная часть заключения по материалам служебной проверки должна содержать: основания проведения служебной проверки; объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка: факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка; наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года  342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника; материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника; обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника; иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки. С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются: заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.

     Дисциплинарные взыскания на сотрудников органов внутренних дел налагаются в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года  342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

     В силу п. 40 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012  1377, дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства.

     Как установлено судом, Шафорост П.А. проходил службу органах внутренних дел с 29 октября 2009 года, на момент увольнения занимал должность начальника 3-го отделения (оперативно-сыскного) 4-ой ОРЧ «И» ОУР УВД по ТиНАО ГУ МВД России по г.Москве в звании капитана полиции.

     Приказом УВД по ТиНАО ГУ МВД России по г.Москве от 17 ноября 2016 года  1661 л/с Шафорост П.А. уволен со службы в органах внутренних дел на основании пункта 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года  342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел). Шафорост П.А. ознакомлен с приказом 18 ноября 2016 года под роспись, в тот же день получил трудорвую книжку, выписку из приказа (л.д.22).

     Основанием для издания вышеуказанного приказа является заключение по результатам служебной проверки, утвержденого 16 ноября 2016 года врио начальника УВД по ТиНАО ГУ МВД России по г.Москве полковником полиции ХХХ, в ходе которой было установлено, что ХХХ

     15 ноября 2016 года Шафорост П.А. дал письменные обяснения.

     Таким образом, служебной проверкой, проведенной УВД по ТиНАО ГУ МВД России по г.Москве в порядке регламентированном ведомственными нормативными актами, был установлен факт неправомерных действий Шафороста П.А., повлекших возбуждение уголовного дела в отношении него и привлечение его в качестве обвиняемого, работодатель эти действия Шафороста П.А. правомерно признал проступком, порочащим честь сотрудника органов внутренних дел, и основанием для его увольнения по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011  342-ФЗ.

     Доводы Шафороста П.А. о том, что его не ознакомили с заключением по результатам служебной проверки от 16 ноября 2016 года несостоятельны. В соответствии с п. 30.15 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, сотрудник, проводящий служебную проверку, обязан ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, с заключением по ее результатам только в случае его обращения, оформленного в письменном виде. Со стороны Шафороста П.А. письменные обращения об ознакомлении с заключением по результатам служебной проверки от 16 ноября 2016 года в УВД по ТиНАО ГУ МВД России по  г.Москве не поступали. Согласно ответу УВД по ТиНАО ГУ МВД России по г.Москве на обращение Шафороста П.А. от 22 августа 2017 года  3/177712331026, было сообщено, что с заключением по результатам служебной проверки от 16 ноября 2016 года он может ознакомиться в любой день в часы работы Отдела кадров УВД по ТиНАО ГУ МВД России по г.Москве.

     При этом суд учитывает, что на законодательном уровне установлено право работодателя для увольнения сотрудника органов внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Определением Конституционного Суда РФ от 17.02.2015  278-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Демина Павла Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 6 июня 1995 года  7-П; определения от 21 декабря 2004 года  460-О, от 16 апреля 2009 года  566-О-О, от 25 ноября 2010 года  1547-О-О и от 3 июля 2014 года  1405-О).

     Возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего указанным требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка.

     При этом пункт 9 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не предполагает возможности его произвольного применения, поскольку презюмирует, что принятию решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, т.е. за несоблюдение им добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, предшествует объективная оценка совершенного им деяния, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной проверки.

     Использование в оспариваемом законоположении оценочных понятий не свидетельствует о неопределенности его содержания, поскольку разнообразие фактических обстоятельств делает невозможным установление их исчерпывающего перечня в законе, а использование законодателем оценочной характеристики преследует цель эффективного применения нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 года  14-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2008 года  120-О-О, от 19 марта 2009 года  231-О-О и от 17 июля 2012 года  1316-О).

     Сам факт возбуждения уголовного дела в отношении истца, вне зависимости от результатов рассмотрения уголовного дела, свидетельствует о наличии у ответчика оснований для увольнения истца в соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 года  342-ФЗ, поскольку свидетельствуют о том, что истец своим поведением вызвал сомнение в добросовестном исполнении должностных обязанностей.

     Оценивая доказательства в их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что служебная проверка  была проведена с соблюдением Порядка организации и проведения служебных проверок в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 26.03.2013  161. Сроки проведения служебной проверки, предусмотренные п. 14, 16 указанного Порядка проведения служебной проверки, ответчиком соблюдены. Доказательств того, что служебная проверка проведена в отсутствие распоряжения компетентного лица материалы дела не содержат. Нарушений действующего законодательства Российской Федерации при проведении служебной проверки, издании приказа об увольнении Шафороста П.А. из органов внутренних дел работодателем, судом не установлено, его увольнение произведено законно и обоснованно, с соблюдением установленной процедуры увольнения. Порядок и сроки наложения дисциплинарного взыскания на сотрудника органов внутренних дел, установленные статьями 51, 52 Федерального закона от 30.11.2011  342-ФЗ, при увольнении Шафороста П.А. соблюдены.

     Кроме того, стороной ответчика заявлено о пропуске срока обращения в суд. Выписку из приказа и трудовую книжку Шафорост П.А. получил 18 ноября 2016 года. Исковое заявление направлено почтой 09 октября 2017 года. Таким образом, Шафороста П.А. обратился в суд по истечении месячного срока установленного ч. 1 ст. 392 ТК РФ, ст. 66 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, за защитой, по его мнению, нарушенного права.

     Поэтому исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 

Р Е Ш И Л

 

     В удовлетворении исковых требований Шафороста Павла Александровича к Управлению внутренних дел по Троицкому и Новомосковскому административным округам Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве о признании увольнения, приказа незаконными, восстановлении на работе  отказать.

     Решение может быть обжаловано  в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Головинский районный суд города Москвы.

 

     Судья

02-4990/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Отказано в удовлетворении
Истцы
Шафорост П. А.
Ответчики
УВД по Троицкому и Новомосковскому АО ГУ МВД России по г. Москве
Суд
Головинский районный суд Москвы
Судья
Жилкина Т.Г.
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
02.11.2017Беседа
29.11.2017Судебное заседание
14.12.2017Судебное заседание
20.10.2017Зарегистрировано
20.10.2017Подготовка к рассмотрению
02.11.2017Рассмотрение
14.12.2017Завершено
23.01.2018Вступило в силу
14.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее