Дело № 2а-298/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2017 года р.п. Первомайский
Первомайский районный суд Тамбовской области в составепредседательствующего судьи Литвинова А.А.,
при секретаре Козловой Т.В.,
с участиемпомощника прокурора Первомайского района Тамбовской области Пешехоновой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Первомайского района Тамбовской области Рыбальченко А.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Иловай-Дмитриевского сельского совета Первомайского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия администрации Иловай-Дмитриевского сельского совета Первомайского района Тамбовской областии обязании ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района Тамбовской области Рыбальченко А.А., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Первомайский районный суд Тамбовской области с административным исковым заявлением к администрации Иловай-Дмитриевского сельского совета Первомайского района Тамбовской области обустранении нарушений действующего законодательства, связанных с ненадлежащим сбором и вывозом твердых бытовых отходов.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведения прокуратурой Первомайского района Тамбовской области проверки исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами были установлены нарушения действующего законодательства, допущенные администрацией Иловай-Дмитриевского сельского совета Первомайского района Тамбовской области, связанные с ненадлежащим сбором и вывозом твердых бытовых отходов.
В частности, в ходе проверки установлено, что администрацией указанного муниципального образования, в нарушение требований ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ образована несанкционированная свалка, расположенная по <адрес>.
Доказательствами, подтверждающими требования административного истца являются копия рапорта помощника прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, объяснение представителя администрации муниципального образования, фотоматериалы.
Административный истец считает, что несоблюдениеадминистрацией сельсовета санитарно-эпидемиологического законодательства может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и загрязнению территории муниципального образования, что в свою очередь может повлечь возникновение опасности распространения инфекционных заболеваний и других, неблагоприятных для граждан последствий, а бездействие и самоустранение администрации от решения вопроса ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие территории муниципального образования, не исключает угрозу распространения биологических отходов, и как следствие, возникновения и распространения заразных заболеваний, нарушение экологического благополучия окружающей среды.
Руководствуясь положениями действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, прокурор просит обязать администрацию Иловай-Дмитриевского сельского совета Первомайского района Тамбовской области ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную по вышеуказанному адресу, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В поступившем в суд уточненном административном исковом заявлении прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Иловай-Дмитриевского сельского совета Первомайского района Тамбовской области по ликвидации несанкционированной свалки по указанному выше адресу.
Представитель административного ответчика - главаИловай-Дмитриевского сельского совета Первомайского района Тамбовской области Алехин С.А. в поступившем в суд заявлении исковые требования признает в полном объеме, просит рассмотреть административное дело в его отсутствие.
В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района Тамбовской области Пешехонова О.С., действующая в интересах неопределенного круга лиц, доводы административного иска поддержала, просила его удовлетворить.
Заслушав представителя административного истца - помощника прокурора Первомайского района Тамбовской области Пешехонову О.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ и ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от 28.12.2016) предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 4 вышеназванного Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 51 вышеназванного закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции от 28.12.2016), территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 07.06.2017) к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Указанное положение корреспондируется с п. 12 ст. 12 Закона Тамбовской области от 25.02.2017 № 86-З «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Тамбовской области» и п. «а» ч. 1 ст. 7 Закона Тамбовской области от 11.10.2002 № 58-З «О природных ресурсах и природопользовании в Тамбовской области» (в редакции от 23.12.2016).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из представленных материалов дела, на основании указания прокуратуры Тамбовской области прокуратурой Первомайского района Тамбовской области была проведена проверка исполнения администрацией Иловай-Дмитриевского сельского совета Тамбовской области действующего законодательства, в ходе которой была выявлена несанкционированная свалка, расположеннаяпо <адрес>, что полностью подтверждается представленными материалами - копией рапорта помощника прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением представителя администрации Новокленского сельского совета Первомайского района Тамбовской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, фотоматериалами.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Сведений об устранении вышеуказанной несанкционированной свалкик моменту рассмотрения судом настоящего административного искового заявления административным ответчиком в суд не представлено.
Суд приходит к выводу о том, что непринятие административным ответчиком мер по решению вопросов местного значения в части ликвидации несанкционированной свалки, нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории указанного муниципального образования, а также действующее природоохранное законодательство, которым гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия.
С учетом изложенного прокурор обоснованно в соответствии со ст. 39 КАС РФ обратился в суд с данным административным иском, при этом им был избран надлежащий способ защиты права.
Заявленный административным истцом срок для устранения выявленных нарушений экологического законодательства суд находит отвечающим требованиям разумности и достаточным для исполнения ответчиком возложенной обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Первомайского района Тамбовской области Рыбальченко А.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Иловай-Дмитриевского сельского совета Первомайского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия администрации Иловай-Дмитриевского сельского совета Первомайского района Тамбовской области по ликвидации несанкционированной свалки и обязании ликвидировать несанкционированную свалку - удовлетворить.
Признать незаконнымбездействие администрацииИловай-Дмитриевского сельского совета Первомайского района Тамбовской области по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной по <адрес>.
Обязать администрацию Иловай-Дмитриевского сельского совета Первомайского района Тамбовской области ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную по <адрес>в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Первомайский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий судья А.А. Литвинов
Мотивированное решение суда изготовлено 06 июля 2017 года.