Решение по делу № 2-658/2024 от 16.04.2024

Дело № 37RS0019-01-2024-000790-96

(2 –658/2024)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июля 2024 года                                                           г. Иваново

Советский районный суд гор. Иваново

в составе председательствующего судьи Маракасовой Д.В.

при секретаре Наумовой П.А.,

с участием:

представителя ответчика Варфоломеевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело иску Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области к ТСЖ «Союз» о понуждении устранить нарушения жилищного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее – Служба. Служба ГЖИ) обратилась с иском к ТСЖ «Союз» о понуждении устранить нарушения жилищного законодательства. Требования мотивированы тем, что на основании приказа Службы от 21.04.2021 № 635 о проведении внеплановой документарной проверки в связи с поступившим обращением гражданина проведена внеплановая документарная проверка ответчика. ТСЖ «Союз» осуществляет управление многоквартирным домом (далее – МКД), расположенным по адресу: ул. Шошина, д.19. Согласно обращению жителя расчет размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжения производится ответчиком с нарушением жилищного законодательства, а именно в расчете платы за вышеуказанные услуги должна включаться сумма, затраченная на обслуживание крышной котельной. По результатам проверки 30.04.2021 составлен акт № 36-ка и вынесено предписание № 23-ка со сроком исполнения до 04.08.2021: произвести жителям корректировку платы за отопление за 2019 год соответствии с положениями п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Постановление № 354); произвести жителям перерасчет платы за горячее водоснабжение за 2019 год соответствии с положениями п. 54 Правил. 30.07.2021 в Службу поступило сообщение об исполнении предписания. Ввиду истечения срока исполнения предписания на основании приказа от 23.12.2021 № 1955 назначена внеплановая документарная проверка, по результатам которой Службой установлено, что при произведении перерасчета платы за отопление ответчик учитывает электроэнергию, потребленную при работе котельной, что противоречит положениям жилищного законодательства; для расчета тарифов используется расход по единственному счетчику газа, который отражает общий расход ресурса и на подогрев воды и на отопление, что противоречит формуле 20.1 Правил № 354; ответчиком не применены нормативы, установленные Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 29.01.2018 № 244-н/1 «О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории муниципальных образований Ивановской области» (далее – Постановление № 222-н/1), а также объемы производимой тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение согласно формуле 20.1 Правил № 354. В связи с чем 28.01.2022 оформлен акт проверки № 85-аив и выдано предписание № 39-аив сроком исполнения до 04.04.2022 с учетом изменения срока до 27.03.2023. Ответчик представил в Службу сообщение об исполнении предписания. Истец полагает, что предписание не исполнено, поскольку ответчик в нарушение Постановления № 222-н/1 и Постановления администрации г. Иваново от 21.12.2009 № 1341 «О нормативах на отопление многоквартирных домов и жилых домов жилищного фонда города Иванова» (далее – Постановление № 1341) применен коэффициент периодичности внесения платы за отопление 0,75, вместо 1; при определении величины удельного расхода газа ответчик применил в качестве величины Qгв объемы горячего водоснабжения, потребленные только в жилых и нежилых помещениях и не учел объем горячей воды, потребляемый в целях содержания общего имущества МКД, что влечет необоснованное занижение объема горячей воды и, как следствие, неверное распределение газа на отопление и горячее водоснабжение и нарушение порядка расчета платы за отопление и горячее водоснабжение. При этом отсутствуют сведения о наличии/отсутствии ИПУ горячей воды в жилых и нежилых помещениях, их исправности/неисправности, передаче показаний, в связи с чем оценить корректность величины применяемого ответчиком объема горячего водоснабжения, потребленного в жилых и нежилых помещениях, не представляется возможным. Имеются расхождения в объеме общей площади жилых и нежилых помещений МКД при применении расчета платы за отопление: расчет величины Qот произведен из площади 6534,8 кв.м, корректировка из площади 6309 кв.м. Для расчетов за горячее водоснабжение используется 53 лицевых счета, а для отопления – 51 лицевой счет. Полагая, что предписание от 28.01.2022 № 39-аив ответчиком не исполнено, Служба просит суд обязать ТСЖ «Союз» исполнить предписание: произвести жителям корректировку платы за отопление за 2019 год соответствии с положениями п. 54 Правил N 354; произвести жителям перерасчет платы за горячее водоснабжение за 2019 год соответствии с положениями п. 54 Правил.

В судебное заседание представитель истца, извещенный надлежащим образом, не явился. Просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика на иск возрыдал, представив письменный мотивированный отзыв.

С учетом надлежащего извещения представителя истца, дело рассмотрено в его отсутствие.

Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что ТСЖ «Союз» осуществляет управление МКД, расположенным по адресу: ул. Шошина, д.19.

МКД оборудован крышной газовой котельной. Общедомовый прибор учета тепловой энергии и горячего водоснабжения отсутствовали. Во всех жилых и нежилых помещениях имеются ИПУ учета горячего водоснабжения. Для производства коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению используется коммунальные ресурсы: газ и электричество.

Установлен общедомовый прибор учета газа и электроэнергии.

В период с 05.09.2019 по 25.09.2019 проведено внеочередное собрание членов ТСЖ, в результате которого переизбрано правление и 30.з009.2019 на заседании правления избран новый председатель К.Т.А..

10.10.2019 председатель получил официальные документы в УФНС России по Ивановской области, оформил доступ к счетам ЬСЖ и право подписи.

Передача документации от предыдущего председателя П.А.В. не произведена.

В связи с поступившим в Службу обращением гражданина на основании приказа Службы от 21.04.2021 № 635 в отношении ответчика проведена внеплановая документарная проверка (Том 1 л.д.112-113), по результатам которой 30.04.2021 составлен акт № 36-ка и вынесено предписание № 23-ка со сроком исполнения до 04.08.2021: произвести жителям корректировку платы за отопление за 2019 год соответствии с положениями п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Постановление № 354); произвести жителям перерасчет платы за горячее водоснабжение за 2019 год соответствии с положениями п.54 Правил (Том 1 л.д. 114-124, 125-126).

В ответ на предписание ответчиком в адрес истца направлены пояснения и отчет об исполнении предписания от 30.07.2021, в котором указано на произведенный перерасчет платы (Том 1 л.д.126-129, 130-195).

Ввиду истечения срока исполнения предписания на основании приказа от 23.12.2021 № 1955 назначена внеплановая документарная проверка (Том 1 л.д.196), по результатам которой Службой 28.01.2022 составлен акт проверки № 85-аив и вынесено предписание № 39-аив сроком исполнения, с учетом продления на основании приказа от 24.01.2023 № 27-н до 27.03.2023 (Том 1 л.д.201-205, 206. 207).

В ответ на предписание ответчиком в Службу направлено сообщение от 29.12.2021 с приложением ответа от 30.07.2021 (том 1 л.д.127)

В ответ на предписание ответчиком в Службу направлено сообщение от 04.04.2022, в котором ответчик с учетом ранее выявленных нарушений произвел перерасчет платы га горячее водоснабжение и отопление за 2019 год (Том 1 л.д.208-212, 213-218).

Полагая, что предписание № 39-аив не исполнено, Служба ГЖИ обратилась в суд.

Суд не усматривает оснований для удовлетворения требований в силу следующего.

В соответствии с ч.1 ст.20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме данными липами.

В соответствии с п.6 ч.12 ст.20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении к исполнению предписания.

Согласно п. 1.3 Постановления Правительства Ивановской области от 13.12.2021 № 608-п «Об утверждении Положения о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ивановской области», органом, уполномоченным на осуществление государственного жилищного надзора на территории Ивановской области, является Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области.

Согласно п. 54 Правил № 354 (в редакции, действовавшей в 2019 году) в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.

При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:

произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.

В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание жилого помещения.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) при наличии в многоквартирном доме прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была предоставлена коммунальная услуга по отоплению, а также индивидуальных (квартирных) приборов учета во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома определяется за расчетный период пропорционально объему тепловой энергии, определяемому в соответствии с формулой 18(1) приложения N 2 к настоящим Правилам, и в случае, если выбран способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, 1 раз в год корректируется в соответствии с формулой 18(3) приложения N 2 к настоящим Правилам.

Таким образом, поскольку ответчик, осуществляющий управление МКД, самостоятельно производит коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению, расчет размера платы и объема коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с положениями п.54 Правил № 354.

Однако вопреки доводам истца, ответчиком, с учетом имеющейся в распоряжении нового председателя ТСЖ документации произведен перерасчет и корректировка платы за отопление и горячее водоснабжения, о чем указано в ответе от 04.04.2022.

Выражая несогласие с данным расчетом, истец указывает на не применение ответчиком положений Постановления № 222-н/1 и Постановление № 1341.

Суд не может согласиться с данным утверждением истца.

Пунктом 2 Постановления № 222-н/1 установлено, что на территории муниципальных образований Ивановской области, не указанных в пункте 1 настоящего постановления, сохраняется действующий способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.

Пунктом 1 Постановление № 1341 утверждены нормативы на отопление для многоквартирных домов и жилых домов жилищного фонда города Иванова, не оборудованных приборами учета.

В п.2 указано, что нормативы на отопление многоквартирных домов и жилых домов жилищного фонда города Иванова подлежат применению круглогодично и установлены из расчета равномерного распределения годового объема потребления тепловой энергии на отопление в течение 12 месяцев.

Согласно пп «а» п.1 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 857, в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными настоящим постановлением.

Согласно п.1 Правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (далее - коэффициент периодичности платежа), определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года.

Соответствующая формула приведена в п.2 Правил.

Таким образом, вопреки доводам истца коэффициент периодичности внесения платы равен 0,58 или 0,75 исходя из количества месяцев отопительного периода -7 (9) поделенных на 12 календарных месяцев, а не 1, как указывает истец

Также суд соглашается с доводом ответчика, что формула 18 в приложении N 2 Правила N 354 не предусматривает порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению для мест общего пользования в многоквартирном доме.

Относительно расчета Qгв в формуле 20.1 Правил № 354.

Согласно абз.5, 6 и 7 п.54 Правил № 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.

При этом, Qгв + Qот - количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил.

Каким образом при отсутствии в 2019 году общедомового прибора учета ГВС ответчику произвести указанный перерасчёт с учетом общедомовых нужд истец не указывает.

Относительно проведения перерасчета исходя из общей площади 6309 кв.м, ответчик указывает, что не все помещения МКД являются отапливаемыми и имеют соответствующе инженерные коммуникации.

Обратного истцом не представлено.

По остальным доводам, изложенным в исковом заявлении ответчик нарушения устранил, перерасчёт и корректировку произвел (л.д.9-10).

Вместе с тем, суд не может согласиться с доводом ответчика о пропуске срока исковой давности, поскольку предписание вынесено 28.01.2022.

В указанном предписании истец указывает на проведение перерасчёта в пределах трехлетнего срока со дня вынесения подписания, что соответствует правовой позиции, изложенной в определении ВС РФ от 09.11.2022 по делу № А17-4682/2021.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            В удовлетворении исковых требований Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области к ТСЖ «Союз» о понуждении устранить нарушения жилищного законодательства отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                          Д.В. Маракасова

В полном объеме решение изготовлено 15 июля 2024 года.

2-658/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ивгосжилинспекция
Ответчики
ТСЖ "Союз"
Другие
Варфоломеева Галина Андреевна
Суд
Советский районный суд г. Иваново
Судья
Маракасова Дарья Викторовна
Дело на странице суда
sovetsky.iwn.sudrf.ru
16.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2024Передача материалов судье
17.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2024Судебное заседание
21.06.2024Судебное заседание
21.06.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
10.07.2024Судебное заседание
15.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2024Дело оформлено
25.10.2024Дело передано в архив
10.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее