№ 2-135/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тамбов «09» февраля 2021 года.
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
судьи Акульчевой М.В.,
при секретаре судебного заседания Блиновой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Проскуряковой Анастасии Никитичны к администрации г. Тамбова Тамбовской области о восстановлении в праве на получении жилого помещения, возложении обязанности по расселению из аварийного жилого помещения, а так же о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Проскурякова А.Н. обратилась в суд к администрации г.Тамбова Тамбовской области о восстановлении в праве на получение жилого помещения, возложении обязанности по расселению из аварийного жилого помещения, а также о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что постановлением администрации г.Тамбова Тамбовской области №*** года часть частного жилого дома *** признана непригодной для проживания.
Поскольку она проживает и зарегистрирована в указанной части жилого дома, она обратилась в администрацию г.Тамбова Тамбовской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
Постановлением администрации г.Тамбова Тамбовской области №*** года ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
Ответчик мотивирует свой отказ тем, что ее среднемесячный доход превышает величину прожиточного минимума на душу населения, официально установленную в Тамбовской области, а так же то, что ранее ее супругу была предоставлена денежная субсидия на приобретение жилого помещения в соответствие с Законом «О ветеранах».
Считает незаконным отказ администрации г.Тамбова Тамбовской области и с учетом уточнений просила о восстановлении ее в праве на получение жилого помещения, о возложении на ответчика обязанности по отселению ее из аварийного жилого помещения, а так же о компенсации морального вреда.
В судебное заседание истец не явилась, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещена надлежаще.
Представитель истца по доверенности Проскуряков С.И. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что его доверительница имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, как лицо, не имеющее в собственности жилого помещения, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», как вдова инвалида Великой Отечественной войны, так как уже прошло 5 лет с момента предоставления жилья Проскурякову И.М. Кроме того, просил обеспечить Проскурякову А.Н. жилым помещением, поскольку последняя подлежит отселению из жилого помещения, признанным непригодным для проживания.
На вопросы суда представитель истца пояснил, что исключает возможность отселения Проскуряковой А.Н. в помещения маневренного фонда, поскольку этого не позволит состояние ее здоровья. В силу возраста и состояния здоровья Проскурякова А.Н. подлежит переселению в благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Более того, жилое помещение должно быть предоставлено с учетом проживания с ней в целях ухода дополнительного члена семьи.
Представитель ответчика администрации г.Тамбова Тамбовской области в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в постановлении администрации г.Тамбова Тамбовской области от ***
В судебном заседании указывал, что Проскурякова А.Н. обратилась с заявлением на предоставление жилого помещения в составе семьи один человек. В силу того, что ее среднемесячный заработок превышает установленный в области прожиточный минимум на душу населения, она не была признана малоимущей и нуждающееся в жилом помещении. Кроме того, указывала, что Проскуряковой А.Н. и Проскурякову И.М. ранее уже была предоставлена разовая социальная выплата на приобретение жилого помещения. Повторное предоставление такой выплаты Законом «О ветеранах» не предусмотрено.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу ч.3 ст.40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч.2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч.4 ст.49 ЖК РФ).
Согласно ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п.3 ч.1 ст.14, п. 3 ч.2 ст.52 ЖК РФ), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу ч.7 ст.52 ЖК РФ он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч.2 ст.52 ЖК РФ).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Частью 2 ст.52 ЖК РФ определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом в соответствии с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
По смыслу положений ст.2 Закона Тамбовской области «О реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Тамбовской области» от 28.12.2015 года №1677 право на получение жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования имеют граждане, указанные соответственно в ст.46 и 91.3 ЖК РФ, признанные нуждающимися в жилых помещениях и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном ЖК РФ и настоящим Законом.
Согласно ст.9 указанного Закона граждане признаются малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма, если среднемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, официально установленную в Тамбовской области, а стоимость подлежащего налогообложению имущества, приходящегося на каждого члена семьи, не превышает десятикратный размер показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Тамбовской области, определенного уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти, на первый квартал текущего года.
По сведениям УФСБ России по Тамбовской области от *** года совокупный годовой доход Проскуряковой А.Н. за период с *** года составил 202879,20 руб.
То есть среднемесячная выплата за указанный период в отношении Проскуряковой А.Н. составила 16906,6 руб., что превышает величину прожиточного минимума для пенсионеров, установленную в Тамбовской области, как на III, так и на IV квартал 2019 года на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения.
Таким образом, суду полагает, что заявителем не представлены доказательства, подтверждающие право Проскуряковой А.Н. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, малоимущей она в установленном законом порядке не признана, в связи с чем отсутствуют основания для принятия Проскуряковой А.Н. на соответствующий жилищный учет.
Судом установлено, и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что постановлением администрации г.Тамбова Тамбовской области №*** года часть частного жилого дома *** где зарегистрирована и проживает Проскурякова А.Н., признана непригодной для проживания (л.д.29-31).
Собственником данного жилого помещения Проскурякова А.Н. не является.
В силу положений п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе и граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований.
Вместе с тем, учитывая вышеизложенные обстоятельства дела, а равно то обстоятельство, что Проскурякова А.Н. в установленном законом порядке не признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, основания для принятия истца на соответствующий жилищный учет отсутствуют, при условии, что Проскуряковой А.Н. не ставится вопрос об отселении в маневренный фонд.
Кроме того, истцом заявлены требования о предоставлении истцу Проскуряковой А.Н. жилого помещения на основании ФЗ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
Суд также приходит к выводу об отказе в удовлетворении данных требований, в связи с тем, что согласно пп.4 п.1 ст.14 ФЗ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Кроме того, как следует из пп.4 п.1 ст.21 ФЗ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны так же единожды имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Согласно сообщения Жилищного комитета администрации г.Тамбова Тамбовской области №*** года, супругу истца- Проскурякову И.М. как инвалиду ВОВ была предоставлена социальная выплата на приобретение жилья, с помощью которой *** года приобретена квартира по адресу: ***, ул. ***
В связи с чем, Проскуряковым И.М. и Проскуряковой А.Н. уже реализовано право, предусмотренное Законом «О ветеранах» на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Доводы представителя истца в судебном заседании о том, что с момента отчуждения Проскуряковой А.Н. жилого помещения, приобретенного за счет средств федерального бюджета, прошел пятилетний срок, по существу основаны на неверном толковании норм права.
В этой связи, суд не находит предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований Проскуряковой А.Н. к администрации г.Тамбова Тамбовской области о восстановлении в праве на получение жилого помещения, возложении обязанности по расселению из аварийного жилого помещения, а также о взыскании компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Проскуряковой Анастасии Никитичны к администрации г. Тамбова Тамбовской области о восстановлении в праве на получении жилого помещения, возложении обязанности по расселению из аварийного жилого помещения, а так же о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Разъяснить, что в соответствии с положениями ч.2 ст.199 ГПК РФ составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Акульчева
Решение суда изготовлено в окончательной форме 16 февраля 2021 года.
Судья М.В. Акульчева