Судья Трошкова Л.Ф. Дело № 33- 7850
г- Пермь
08 сентября 2014 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего: Киселевой Н.В. Судей Кузнецовой Г.Ю., Фомина В.И. При секретаре Корякине М.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 08.09.2014 года в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Чайковского городского суда Пермского края от 26.05.2014 года, которым постановлено:
Обязать Правительство Пермского края предоставить Назарову М.Г. в границах Чайковского муниципального района Пермского края благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.метра.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Г.Ю., пояснения прокурора Левыкиной Л.Л., просившей оставить решение суда без изменения, проверив материалы дела, судебная коллегия
Установила:
Прокурор г.Чайковского в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Назарова М.Г. с иском к Правительству Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району о предоставлении Назарову М.Г. жилого помещения специализированного жилого фонда, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м. на территории Чайковского муниципального района.
В обоснование заявленного иска прокурор указал, что Назаров М.Г. обратился в прокуратуру г.Чайковский с заявлением о защите его жилищных прав как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Прокуратурой по указанному заявлению проведена проверка и установлено, что его мать - Килина Е.М. лишена родительских прав, отец указан со слов матери, то есть Назаров М.Г., дата рождения, обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилым помещением на праве собственности либо на условиях договора социального найма не обеспечен.
В судебном заседании прокурор на иске настаивал.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лиц Турова Т.Н. иск поддержала.
Правительство Пермского края, Министерство социального развития Пермского рая, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району, КГБУ «Дирекция о капитальному строительству представителей в судебное заседание не направили.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит Правительство Пермского края. Ссылаясь на положения на ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указывает, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права Назарова М.Г. на предоставление жилья в границах Чайковского муниципального района не основано на действующем законодательстве.
Прокурор г.Чайковский представил возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах изложенных в жалобах доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Удовлетворяя исковые требования прокурора в части, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Назаров М.Г., дата рождения, как лицо, отнесенное к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выводы суда судебная коллегия считает правильными, в должной степени мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, доводами апелляционной жалобы эти выводы не опровергаются.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Назаров М.Г. вправе претендовать на предоставление ему для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом суд правомерно исходил из того, что Назаров М.Г. на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечен, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения и состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, достиг 18 лет.
Не оспаривая право Назарова М.Г. на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Пермского края полагает, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права Назарова М.Г на предоставление жилья территорией Чайковского муниципального района не основано на действующем законодательстве.
По мнению судебной коллегии, позиция автора жалобы не может быть признана правильной, поскольку не основана на нормах действующего законодательства.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п.1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. № 1939-419 и должны соответствовать перечисленным в указанных пунктах требованиям, в том числе, жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства, а в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Из смысла указанных правовых норм следует, что данная социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление. Местом жительства Назарова М.Г. в соответствии со статьей 20 ГК РФ является Чайковский муниципальный район Пермского края, где он проживал ранее и проживает в настоящее время. Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Назарову М.Г. жилого помещения на территории Чайковского муниципального района требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они сводятся к выражению заявителем несогласия с постановленным судом решением, однако не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу судебного акта.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
Определила:
Апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Чайковского городского суда Пермского края от 26.05.2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: