КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Сенькина Е.М. дело № 33-17085/2017
2.129
25 декабря 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Провалинской Т.Б.,
судей Русанова Р.А., Жуля А.В.,
при секретаре Шалаевой Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Капля Андрея Олеговича к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о возложении обязанности по заключению договора купли-продажи земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя Капли А.О. – Соловьева Р.С.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 14 сентября 2017 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Капля Андрея Олеговича к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о возложении обязанности по заключению договора купли-продажи земельного участка отказать».
Заслушав доклад судьи Русанова Р.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Капля А.О. обратился в суд с иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о возложении обязанности по заключению договора купли-продажи земельного участка. Требования мотивировал тем, что 23.02.2013 года между прежним собственником и ответчиком был заключен договор аренды земельного участка кадастровый номер <данные изъяты>, площадью 3013 кв.м. по адресу: <адрес>. На арендуемом земельном участке располагаются два нежилых здания - автомастерская общей площадью 46,8 кв.м. и автосалон общей площадью 1319,5 кв.м., принадлежащие ему на основании договора купли-продажи от 22.06.2016 года. Письмом от 19.01.2017 года ответчик пригласил его для оформления документов о предоставлении в собственность за плату данного земельного участка, однако в ответ на соответствующее заявление с приложением всех необходимых документов, сообщением от 27.03.2017 года ответчиком было отказано в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на расположение испрашиваемого участка за границами красных линий и отнесение его к землям общего пользования. Считает такие основания к отказу в предоставлении земельного участка незаконными, поскольку он, как собственник расположенных на данном земельном участке нежилых зданий, обладает исключительным правом на получение спорного участка в собственность, каких-либо ограничений на его передачу в собственность не имеется. Просил обязать ответчика заключить с ним договор купли-продажи спорного земельного участка за цену в размере 2 769 115,73 руб., что составляет 15% от кадастровой стоимости.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Капли А.О. – Соловьев Р.С. просит отменить решение суда, удовлетворить требования истца в полном объеме, указывая, что Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обязан заключить с истцом договор купли-продажи арендуемого земельного участка, поскольку нормы Земельного кодекса РФ закрепляют исключительное право лица на получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска - Харисову М.Х., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о заседании и не ходатайствовавших об отложении судебного разбирательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 12 ст. 85 ЗК РФ определено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу абзаца 4 пункта 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе такие как площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 22.06.2016 года истец Капля А.О. является собственником нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1319,5 кв.м. по адресу: <адрес> и нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 46,8 кв.м, по адресу: <данные изъяты>
Указанные здания расположены на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 3013 кв.м., который на основании договора аренды земельного участка от 23.03.2012 года № <данные изъяты> был предоставлен в аренду прежнему собственнику зданий - ООО «Автомир» сроком до 07.02.2022 года в целях эксплуатации указанных нежилых зданий.
18.10.2016 года между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска и Капля А.О. заключено дополнение к договору аренды, по условиям которого арендатором указанного земельного участка выступает Капля А.О.
02.03.2017 года Капля А.О. обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с заявлением о предоставлении спорного земельного участка на основании подп. 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ в собственность за плату без проведения торгов.
Сообщением ответчика от 27.03.2017 года № <данные изъяты> истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность по причине нахождения земельного участка за границами красных линий и отнесения его к землям общего пользования.
Согласно Правил землепользования и застройки городского округа г.Красноярск (утв. Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 года № В-122) спорный земельный участок расположен в территориальной зоне объектов автомобильного транспорта (ИТ).
По сведениям Департамента градостроительства администрации г.Красноярска, испрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий и относится и землям общего пользования.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Капли А.О., суд первой инстанции обосновано исходил из того, что нахождение спорного земельного участка в границах красных линий территории общего пользования не позволяет органу местного самоуправления осуществлять распоряжение данным земельным участком путем передачи земельного участка в собственность, поскольку это повлекло бы нарушение ограничений в приватизации земельного участка, установленных действующим законодательством и документами территориального планирования.
Указанный вывод судебная коллегия считает правильным, поскольку он основан на нормах действующего законодательства и материалах дела.
На основании ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружение расположенных на таких земельных участках.
В силу п.п. 2 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии с п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений.
Согласно сведениям из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) от 04.09.2017 года № <данные изъяты>., земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, расположен за границами красных линий и является землями общего пользования.
Красные линии утверждены в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск. Территориальная зона – зона зеленых насаждений общего пользования (З-1), зона территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) (л.д. 85-88).
Проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г.Красноярск утвержден постановлением администрации города Красноярска от 25.12.2015 года №<данные изъяты>, с изменениями, внесенными Постановлением №<данные изъяты> от 28.04.2017 года.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Аналогичное положение предусмотрено ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которой отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
В соответствии с подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 ст. 85 ЗК РФ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В силу ч. 1 ст. 26 ГрК РФ, реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (ст. 41 ГрК РФ).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно ч. 3 названной статьи, основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Пунктом 2 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г.Красноярск утвержден постановлением администрации города Красноярска от 25.12.2015 года №<данные изъяты>, с изменениями, внесенными Постановлением №<данные изъяты> от 28.04.2017 года, которые в установленном законом порядке не оспорены и не признаны недействующими.
Тот факт, что спорный участок был сформирован до утверждения постановлением о планировке красных линий, обозначающих дорогу общегородского значения, не свидетельствует о незаконности отказа в предоставлении участка в собственность с учетом положений статей 27 и 39.16 ЗК РФ.
Таким образом, нахождение испрашиваемого земельного участка в границах красных линий исключает возможность его предоставления истцу на праве собственности, поскольку в силу п.п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ данный участок относится к территориям общего пользования.
Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела, выводы суда мотивированы, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 14 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Капли А.О. - Соловьева Р.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: