Дело № 2-470/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2018 года г. Сретенск
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Дугаровой Б.Д.,
при секретаре Куценко Е.С.,
с участием ответчика Мамонтова Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов Забайкальского края к Мамонтову Григорию Александровичу о возмещении расходов, понесенных вследствие тушения лесного пожара,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском ссылаясь на следующее. 22.04.2018 г. около 12 часов 30 минут Мамонтов Г.А., находясь на территории кладбища п. <данные изъяты>, прилегающего к кварталу № 518 <данные изъяты> участкового лесничества Сретенского лесничества произвел розжиг костра с целью отогрева почвы для копки могилы, после чего, оставил без присмотра горящий костер, в результате чего произошло возгорание сухой травы и распространение огня на территорию лесного массива в квартал № 518 <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества на площади 1 га. В результате лесного пожара № 33 уничтожены лесные насаждения породы береза общим объемом 12, 5 м?, ущерб лесному фонду составил 87 875 руб. На основании приговора Сретенского районного суда от 30.05.2018 г. Мамонтов Г.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 261 УК РФ с назначением наказания в виде обязательных работ сроком на 430 часов, взысканием ущерба в размере 87 875 руб. В соответствии с ч. 2 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЛК РФ) тушение пожаров в лесах расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров) осуществляется в соответствии с настоящим кодексом, Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В ликвидации пожара принимал участие Сретенский участок ВМО Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкаллесхоз» (далее по тексту – КГСАУ «Забайкаллесхоз»). В результате лесного пожара № 33, затраты на тушение лесного пожара согласно справки Сретенского участка КГСАУ «Забайкаллесхоз» составили 581 510, 44 руб. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного леса вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации. В адрес проживания ответчика направлено претензионное письмо от 06.08.2018 г. с уведомлением о предъявлении суммы ущерба и требованием ее добровольного погашения. Однако, в установленный в претензионном письме срок Мамонтов Г.А. оплату ущерба не произвел, ответ не представил. Просит взыскать с Мамонтова Г.А. в федеральный бюджет ущерб за нарушение природоохранного законодательства в размере 581 510, 44 руб.
Определением суда от 15.10.2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено КГСАУ «Забайкаллесхоз».
Истец Министерство природных ресурсов Забайкальского края, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, причин не явки суду не сообщило.
В судебном заседании Мамонтов Г.А. исковые требования признал в полном объеме.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской федерации (далее по тексту - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
При этом, одним из способов возмещения вреда является возмещение убытков (ст. 1082 ГК РФ), под которыми понимаются расходы, которые лицом, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Согласно ст. 99 ЛК РФ, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.06.2016 г. № 218-ФЗ).
В силу ст. 100 ЛК РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке. Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Лес является одним из природных объектов, понятие которых раскрыто в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
В соответствии с Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 108 от 10.04.2015 г. Министерство природных ресурсов Забайкальского края осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений и является администратором доходов федерального бюджета.
Согласно п. 12.18.1.6 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденному Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 г. № 503 Министерство природных ресурсов Забайкальского края (далее по тексту – Минприроды Забайкальского края) в области лесных отношений организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов на указанных землях.
Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.10.2005 г. земельный участок лесного фонда, площадью 1268486 га, назначение земли лесного фонда, расположенный в Читинской области, Сретенский район, Сретенский лесхоз, принадлежит Российской Федерации.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, приговором Сретенского районного суда Забайкальского края от 30.05.2018 г. установлено, что 22.04.2018 г. около 12 часов 30 минут, Мамонтов Г.А., находясь на территории кладбища п. <данные изъяты>, прилегающего к кварталу № 518 <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества ГКУ «<данные изъяты>», произвел розжиг костра с целью отогрева почвы для копки могилы. После чего, Мамонтов Г.А., не предвидя последствий в виде возгораний лесных насаждений, оставил без присмотра горящий костер, в результате чего произошло возгорание сухой травы, и распространение огня на территорию лесного массива в квартал 518 <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества ГКУ «<данные изъяты>». В результате преступных действий Мамонтова Г.А. были повреждены и уничтожены лесные насаждения породы береза, естественного происхождения на площади 1 гектар, объемом 12,5 кубических метров, чем причинен <данные изъяты> лесничеству материальный ущерб на сумму 87 875 руб., который согласно примечанию к ст. 261 УК РФ является крупным ущербом.
В соответствии с вышеуказанным приговором от 30.05.2018 г. Мамонтов Г.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 261 УК РФ, ему назначено наказание в виде обязательных работ сроком на 430 часов, с Мамонтова Г.А. взыскан ущерб в доход бюджета муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края в размере 87 875 руб.
Как следует из п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» в силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом.
Исходя из изложенного, вступившим в законную силу приговором от 30.05.2018 г., достоверно установлено, что по вине ответчика Мамонтова Г.А. в результате осуществления розжига костра произошло возгорание лесных насаждений, Лесному фонду Российской Федерации причинен материальный ущерб.
Факт нахождения в составе земель лесного фонда вышеперечисленных лесных участков, на которых был совершен поджог лесных насаждений, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.10.2005 г.
В соответствии с Постановлением Губернатора Забайкальского края от 19.03.2018 г. № 22 на территории Забайкальского края введен режим повышенной готовности предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 24.04.2018 г. № 36 в границах Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.
В соответствии с п. 1 ст. 53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара включает в себя: 1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; 2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; 3) локализацию лесного пожара; 4) ликвидацию лесного пожара; 4.1) выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара; 4.2) осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара; 5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; 6) предотвращение возобновления лесного пожара.
Из установленных судом обстоятельств дела следует, что в ликвидации лесного пожара № 33 в квартале № 518 <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества принимал участие Сретенский участок ВМО КГСАУ «Забайкаллесхоз».
Из Устава КГСАУ «Забайкаллесхоз» следует, что учреждение осуществляет работы по тушению лесных пожаров. Тушение пожаров осуществляется за счет поступающих субвенций из федерального бюджета.
Согласно акту натурального обследования лесного пожара № 33 от 22.04.2018 г. в ходе осмотра лесного пожара № 33 в кварталах 517, 518, 498, 497 <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества ГКУ «<данные изъяты>» установлена площадь пожара на момент обнаружения – 7,0 га лесной, вид пожара – низовой беглый, интенсивность – средняя, насаждения естественного насаждения, покров разнотравный, горела усохшая трава, опад веток. Нагар на стволах до 1,0 метра скорость распространения – до 1 м/мин, высота пламени до 0,5 м., сгоревший запас опада (в абсолютно сухом состоянии) – до 0,3 кг/кв.м. Заключение: в ходе осмотра площадь пожара № 33 на момент ликвидации составила 4666, 00 га (площадь покрытая лесом – 4531, 00 га, не покрытая 6,0 га, не лесная – 129, 0 га), в квартале 518 выделе 22 на площади 1, 0 га потеря древесины составила 12,5 куб.м., ущерб 87 875 руб.
Из акта № 6 о лесном пожаре № 33 от 28.04.2018 г., составленному участковым лесничим <данные изъяты> участкового лесничества Сретенского лесничества ГКУ «<данные изъяты>» ФИО1 следует, что 22.04.2018 г. в 14 часов 30 минут был обнаружен лесной пожар в квартале 518 <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества С-З пгт. <данные изъяты>– 2,9 км. Пожар обнаружен при патрулировании, площадь на момент обнаружения составила 7, 00 га, причиной возникновения является переход с земель иных категорий. Тушение пожара начато 22.04.2018 г. в 14 часов 30 минут, площадь пожара в гектарах – 4666 га. Лесной пожар локализован 25.04.2018 г. в 17 часов 00 минут работниками ВМО КГСАУ «Забайкаллесхоз». Лесной пожар ликвидирован 27.04.2018 г. в 09 часов 00 минут работниками ВМО КГСАУ «Забайкаллесхоз». Применялись способы и средства по тушению пожара: тушение водой из ранцевых опрыскивателей, захлёстывание огня по кромке пожара, уборка валёжин, сухостоя, встречный отжиг. Принятые меры к окарауливанию пожара – контрольный обход по кромке пожара. Потери в результате пожара древесины на корню 12,5 куб.м. на сумму 87 875 руб. прилагается расчет ущерба от лесного пожара № 33 на указанную сумму.
Вышеизложенные обстоятельства также подтверждаются карточкой лесного пожара № 33 (32), выпиской из журнала, производственным заданием № 1/27, докладной запиской руководителя тушения лесного пожара № 33 о выезде подразделения Сретенского участка ВМО КГСАУ «Забайкаллесхоз» из 12 автомобилей, 39 человек, нарядом актом на производство работ, связанных с тушением лесного пожара № 33 22.04.2018 г. Сретенским участком ВМО КГСАУ «Забайкаллесхоз», приказом зам.начальника КГСАУ «Забайкаллесхоз» от 22.04.2018 г. № 2/4-17-ос о назначении руководителем лесного пожара № 33 в <данные изъяты> участковом лесничестве в квартале 518, ФИО2 – тракториста Сретенского участка ВМО Сретенского участка ВМО КГСАУ «Забайкаллесхоз».
Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и предоставляющего собой ущерб и упущенную выгоду.
Пунктом 3 Методики установлено, что при исчислении вреда лесам вследствие лесных пожаров, возникших в результате поджога или небрежного обращения с огнем, в состав ущерба включаются расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также расходы, связанные с тушением лесных пожаров.
Таким образом, из положений данной Методики следует, что в случае взыскания вреда, причиненного лесу, в состав ущерба включаются расходы, связанные с тушением лесных пожаров.
В соответствии с Рекомендациями по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов российской федерации переданных отдельных полномочий российской федерации в области лесных отношений (далее по тексту – Рекомендации), утвержденными 10.11.2009 г. руководителем Федерального агентства лесного хозяйства, установлены единые подходы к формированию перечня работ, состава и учета затрат на тушение лесных пожаров, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, и оформлению документов, подтверждающих произведенные затраты и подлежащих обязательному предоставлению заказчику работ.
Таким образом, затраты на тушение лесных пожаров, оплачиваемые за счет субвенцией из федерального бюджета, должны соответствовать требованиям Рекомендаций.
Разделом III Рекомендаций определено, что в целях настоящих Рекомендаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные исполнителем работ по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме и которые произведены для осуществления деятельности по тушению лесных пожаров.
Финансирование расходов по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в субъектах Российской Федерации, которым передано исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со ст. 83 ЛК РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
К учету расходов по тушению лесных пожаров принимаются оплата труда, налоги и обязательные платежи, начисляемые на фонд оплаты труда, расходы, связанные с обеспечением гарантий, установленных трудовым законодательством, при направлении работников в служебные командировки, транспортные расходы, расходы на обеспечение радио- или телефонной связи между всеми группами участников тушения лесного пожара, материальные расходы, расходы на материальные запасы, на горюче-смазочные материалы, на организацию питания лиц, работающих на тушении лесного пожара, на организацию первой медицинской помощи лицам, работающим на тушении лесного пожара, на организацию отдыха лиц, работающих на тушении лесного пожара, на охрану труда и технику безопасности, на амортизацию, прочие текущие расходы, непосредственно связанные с выполнением работ по тушению лесных пожаров.
Порядок оформления документов, подтверждающих произведенные затраты на тушение лесных пожаров и подлежащих обязательному предоставлению заказчику работ закреплен в разделе V Рекомендаций, в котором в том числе указано, что расходы по тушению каждого пожара сводятся и отражаются в Справке о затратах на тушение конкретного лесного пожара.
Истец в обоснование своего требование представил справку о затратах на тушение лесного пожара № 33, подтверждающую стоимость расходов, состоящую из оплаты труда в размере 384 615, 96 руб., налоги и обязательные платежи, начисляемые на фонд оплаты труда 116 154, 01 руб., стоимости материальных расходов всего 80 740, 48 руб., из которых ГСМ – 57 927, 89 руб., продукты питания – 22 812, 59 руб., всего 581 510, 44 руб.
Данные расходы подтверждаются прилагаемыми учетными документами: расчетом учета рабочего времени работников, привлеченных на тушение лесного пожара № 33, ведомостью на выдачу продуктов питания работникам, актом на списание продуктов питания, табелями учета рабочего времени, актом на списание ГСМ, журналом учета движения путевых листов, приказом директора КГСАУ «Забайкаллесхоз» об установлении надбавок за выслугу лет и классность работниками от 01.03.2018 г. № 162-а лс, требованиями – накладными, выкопировкой из сводного реестра лесных пожаров и затрат на их тушение, положением об оплате труда работников в 2018 г.
Суд, оценив представленные истцом доказательства, приходит к выводу о соответствии затрат по тушению лесного пожара на территории Сретенского лесничества требованиям Рекомендаций в размере 581 510, 44 руб.
Бюджетные средства в сумме субвенций были в полном объеме израсходованы в соответствии с целевым назначением и документально подтверждены.
Доказательств необоснованного увеличения расходов на тушение лесного пожара № 33 в квартале № 518 Усть-Карского участкового лесничества Сретенского лесничества не представлено.
Необходимо учесть, что в силу п. 3 ст. 77, абз. 2 п. 1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», причиненный окружающей среде вред должен возмещаться в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и Методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.
Исходя из вышеприведенных нормативно-правовых положений, способы возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, установлены ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и соответствуют гражданско-правовым способам, указанным в ст. 1082 ГК РФ, которая предусматривает, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в силу обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.
По мнению суда, нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба.
Таким образом, возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно в денежной форме посредством взыскания исчисленной по правилам ч. 1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» суммы убытков в общем порядке, установленном ст.ст. 15, 1064 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит выводу о наличии причинно - следственной связи между действиями Мамонтова Г.А. и наступившими последствиями, несением расходов по тушению и предотвращению лесных пожаров и их размер, которые фактически являются убытками, понесенными федеральным бюджетом, в связи с чем, подлежат взысканию с ответчика Мамонтова Г.А.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от которой истец был освобожден, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере 9 015, 10 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства природных ресурсов Забайкальского края к Мамонтову Григорию Александровичу о возмещении расходов, понесенных вследствие тушения лесного пожара удовлетворить.
Взыскать с Мамонтова Григория Александровича в доход федерального бюджета в счет возмещения расходов, понесенных вследствие тушения лесного пожара в размере 581 510, 44 руб.
Взыскать с Мамонтова Григория Александровича в доход бюджета муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края государственную пошлину в размере 9 015, 10 руб.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сретенский районный суд Забайкальского края.
Судья Б.Д. Дугарова
Решение в окончательной форме изготовлено 14.12.2018 г.