Судья Атяшев М.С. апелляционное дело № 33а-1462/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 февраля 2022 года г.Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
Председательствующего Симоновича В.Г.,
судей Волкова А.Е., Начарова Д.В.
при секретаре Кулькиной И.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-7002/2021 по апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат ХМАО-Югры» на решение Нижневартовского городского суда ХМАО-Югры от 10 декабря 2022 года по административному исковому заявлению Завьялова А.В. к призывной комиссии города Нижневартовска, ФКУ «Военный комиссариат ХМАО-Югры», которым суд постановил:
«Признать незаконным Решение призывной комиссии Военного комиссариата города Нижневартовска и Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 июля 2021 года № 12/У о признании Завьялова А.В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Обязать призывную комиссию Военного комиссариата города Нижневартовска и Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Завьялова А.В. путем вынесения соответствующего законодательству Российской Федерации решения».
Заслушав доклад судьи Волкова А.Е., объяснения представителя ФКУ «Военный комиссариат ХМАО-Югры» Маланчук О.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Завьялов А.В. обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд, выражая несогласие с принятым в отношении него 07 июля 2021 года решением № 12-У призывной комиссии Военного комиссариата г.Нижневартовск и Нижневартовского района ХМАО-Югры о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и о зачислении его в запас, в соответствии с подп.1 п.1 ст.28 Федерального закона № 53 «О воинской обязанности и военной службе». Полагая, что решение призывной комиссии незаконно, указал, что не уклонялся от прохождения военной службы. С 08 февраля 2011 года он состоял на воинском учете в отделе военного комиссариата ХМАО-Югры по г.Нижневартовску и Нижневартовскому району. При прохождении медицинского освидетельствования был признан годным к военной службе. В 2012 году зачислен на очную форму обучения в Омский государственный медицинский университет, 17 октября 2021 года встал на воинский учет в отдел военного комиссариата Омской области по Центральному Ленинскому и Октябрьскому АО г.Омска. Соответствующим решением призывной комиссии на основании подп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на время обучения в университете до 31 августа 2020 года. С 31 августа 2020 года он подлежал призыву на военную службу на общих основаниях, однако, в период проведения призывной компании с 01 октября 2020 года по 31 декабря 2020 года в военный комиссариат он не вызывался. Повестки должностными лицами военного комиссариата Омской области по Центральному Ленинскому и Октябрьскому АО г.Омска о необходимости явиться в военный комиссариат ему не вручались. 29 октября 2020 года истец был вынужден выехать из г. Омска в г. Нижневартовск, по приезду заболел и в период с 03 ноября 2020 года по 30 ноября 2020 года проходил лечение. После выздоровления, в середине декабря 2020 года, вернулся в г. Омск и проживал там до конца апреля 2021 года. Имел возможность получить повестку и явиться в военкомат, однако повестки в его адрес не поступали. 26 апреля 2021 года военным комиссариатом Омской области по Центральному Ленинскому и Октябрьскому АО г.Омска он был снят с воинского учета на основании пп. «а» п. 1 ст. 22 ФЗ от 28 марта 1998 года № 53 «О воинской обязанности и военной службе», по достижении возраста 27 лет. 07 июля 2021 года призывной комиссией Военного комиссариата г.Нижневартовск и Нижневартовского района ХМАО-Югры в отношении него было вынесено Решение № 12/У о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и о зачислении в запас. Согласно учетной карточке призывника, основанием для принятия вышеуказанного решения послужило то, что он не явился 02 ноября 2020 года на заседание призывной комиссии без уважительных причин. Просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Военного комиссариата г.Нижневартовск и Нижневартовского района ХМАО-Югры от 07 июля 2021 года № 12/У о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, пп. 1 п. 1 ст. 28 Ф3-53.
Административный истец Завьялов А.В. в судебном заседании на требованиях административного искового заявления настаивал.
Представитель административных ответчиков призывной комиссии военного комиссариата г.Нижневартовска и Нижневартовского района ХМАО-Югры, ФКУ «Военный комиссариат ХМАО-Югры» в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда административный ответчик ФКУ «Военный комиссариат ХМАО-Югры» не согласился, в апелляционной жалобе и в дополнениях к ней, просит решение суда отменить, полагая, что основания для удовлетворения заявленных Завьяловым А.В. требований у суда отсутствовали, поскольку факт надлежащего оповещения административного истца и его неявка на призывную комиссию подтвержден материалами дела.
Завьяловым А.В. представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых административный истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец Завьялов А.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке, предусмотренные пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ имеются.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 07 июля 2021 года призывной комиссией Военного комиссариата г.Нижневартовск и Нижневартовского района ХМАО-Югры в отношении Завьялова А.В. вынесено решение № 12/У о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и о зачислении в запас.
Полагая, что решение призывной комиссии Военного комиссариата г.Нижневартовск и Нижневартовского района ХМАО-Югры от 07 июля 2021 года № 12/У является незаконным, Завьялов А.В. обратился с настоящим административным иском в суд.
Удовлетворяя заявленные Завьяловым А.В. требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный ответчик не выполнил возложенные на него обязанности по организации призыва на военную службу, согласившись с доводами заявителя о неполучении им повесток для явки в военный комиссариат.
Оценив доводы апелляционной жалобы и представленные доказательства, судебная коллегия не может согласиться с таки выводом суда по следующим основаниям.
На основании ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 59 Конституции РФ установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется на основании Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения; призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии (статьи 1, 5, 26 названного федерального закона).
В ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ) указано, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Положениями ст. 25 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и 01 октября по 31 декабря.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 ода N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности; при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. 1, п. 2, п. 4 ст. 23, ст. 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу. Призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в п. 1.1 настоящей статьи, на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Исходя из положений п. 2 ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.
Основания и порядок зачисление в запас предусмотрены ст. 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно которой, запас Вооруженных Сил РФ создается из числа граждан, в том числе не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет; не подлежавших призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет; не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет. Гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований регламентированы пунктами 34, 35, 36 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу. Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и её членами.
Из вышеприведенных норм права следует, что при зачислении в запас необходимым условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о непрохождении им военной службы без законных на то оснований после 01 января 2014 года.
Из материалов дела следует, что с 08 февраля 2011 года Завьялов А.В. состоял на учете в Военном комиссариате г.Нижневартовска и Нижневартовского района ХМАО-Югры.
В 2012 году Завьялов А.В. зачислен на очную форму обучения в «Омский государственный медицинский университет». Сведения об окончании данного учебного заведения в деле отсутствуют.
Во время весеннего призыва 2012 года при прохождении призывной медицинской комиссии Завьялов А.В. был признан годным к военной службе (категория «А-4»), решением призывной комиссии от 22 июня 2012 года, административному истцу, как лицу, успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, была предоставлена отсрочка сроком до 01 октября 2012 года.
17 октября 2012 года Завьялов А.В. встал на воинский учет в отделе военного комиссариата Омской области по Центральному, Ленинскому и Октябрьскому АО г.Омска, 15 ноября 2012 года личное дело Завьялова А.В. по запросу военного комиссариата Омской области по Центральному, Ленинскому и Октябрьскому АО г.Омска было направлено в адрес последнего.
Решением призывной комиссии от 08 апреля 2014 года Завьялову А.В. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу сроком до 30 июня 2018 года, затем решением призывной комиссии от 12 октября 2018 года сроком до 31 августа 2020 года на период обучения.
С 01 сентября 2020 года и по 23 апреля 2021 года (до достижения возраста 27 лет), Завьялов А.В. подлежал призыву на военную службу, оснований для предоставления отсрочки либо освобождения от призыва на военную службу не имел.
В связи с осуществлением мероприятий по призыву 09 июля 2020 года должностным лицом военного комиссариата Омской области по Центральному, Ленинскому и Октябрьскому АО г.Омска Завьялов А.В. был должным образом оповещен о необходимости явки для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, назначенных на 02 ноября 2020 года, однако на призывную комиссию не прибыл, о чем свидетельствуют представленные административным ответчиком заверенные надлежащим образом копии повестки и протокола призывной комиссии от 02 ноября 2020 года № 18.
Имеющаяся на корешке повестки подпись Завьялова А.В. подтверждает то обстоятельство, что извещение о явке в военный комиссариат Центрального и Советского административных округов г.Омска было получено им лично 09.07.2020 года.
Кроме этого, в обоснование возражений на административное исковое заявление Завьялова А.В. административным ответчиком представлен рапорт начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу Центрального Военного комиссариата Центрального и Советского административных округов г.Омска Мишенина С.В., из которого следует, что Завьялов А.В. не явился на заседание призывной комиссии, назначенной на 02 ноября 2020 года, без уважительной причины, и его местонахождение не известно.
Приведенные доказательства опровергают доводы административного искового Завьялова А.В. о том, что мероприятия по организации призыва на военную службу в отношении него военным комиссариатом не осуществлялись.
При таких обстоятельствах, заключение призывной комиссии муниципального образования городской округ г.Нижневартовск № 12/У от 07 июля 2021 года о признании истца не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, принято призывной комиссией в пределах компетенции, предоставленной данной комиссии законом, является законным и потому правовые основания для удовлетворения исковых требований Завьялова А.В. у суда первой инстанции отсутствовали.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о незаконности решения суда, в связи с чем, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нижневартовского городского суда ХМАО-Югры от 10 декабря 2022 года отменить, принять по делу новое решение об отказе Завьялова А.В. в удовлетворении административного искового заявления.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня принятия настоящего апелляционного определения.
Председательствующий Симонович В.Г.
Судьи Начаров Д.В.
Волков А.Е.