Дело №2-365/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2024 года г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Манакова В.В.,
при секретаре Безруковой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мелиховой Екатерины Александровны, Фроловой Аллы Александровны к Администрации г. Смоленска о предоставлении жилого помещения, взыскании денежной компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Мелихова Е.А., Фролова А.А, уточнив требования, обратились в суд с иском к администрации г. Смоленска о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения. В обоснование требований указали, что являются собственниками квартиры 5 в доме 6 по ул. Смены г.Смоленска. 10.07.2013 Администрацией г. Смоленска выдано ООО «ТомСолСервис» разрешение на строительство от № объекта капитального строительства десятиэтажного жилого дома в квартале многоэтажной жилой застройки, ограниченной <адрес>. Из-за действий ООО «ТомСолСервис» и Администрации г. Смоленска многоквартирный дом <адрес> был частично разрушен и приведён в аварийное состояние, после чего ввиду невозможности проживания в нём истцы были вынуждены выехать из квартиры <адрес>, просят обязать Администрацию г. Смоленска в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу предоставить в собственность жилое помещение взамен квартиры <адрес>, площадью не менее 27.9 кв. м., Мелиховой Е.А. в размере 1/3 доли в праве общей долевой собственности, Фроловой А.А. – в размере 2/3 доли, также взыскать денежную компенсацию морального вреда.
В судебном заседании Мелихова Е.А., Фролова А.А., их представитель Петрохалкина А.И. в судебном заседании исковые требования исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Трегубова М.Ю. исковые требования не признала.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п.1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Согласно п. 47 Положения комиссия по результатам работы, включающей в себя: изучение представленных документов, осмотр жилого дома, возможные дополнительные обследования; принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).
В ходе судебного разбирательства установлено, что собственниками квартиры <адрес>, являются Мелихова Е.А. и Фролова А.А.
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером №.
Постановлением Главы г. Смоленска от 05.08.2004 №1687 и от 22.02.2006 №516 было предварительно согласовано место размещения квартала многоэтажной жилой застройки в квартале, ограниченном улицами <адрес>, участок предоставлен в аренду для проведения изыскательных работ по размещению многоэтажной жилой застройки.
ООО «Градострой» был разработан проект многоэтажной жилой застройки в квартал улиц <адрес>, в котором на месте одноэтажных жилых домов <адрес> предусмотрены проезды к многоэтажным жилым домам, въезд в подземную автопарковку и открытая автостоянка для легковых автомобилей. Проект застройки находился у застройщика ООО «ТомСолСервис» на основании договора об уступке прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №
По результатам проведенной проверки в ДД.ММ.ГГГГ Департаментом государственного строительного и технического надзора Смоленской области был установлен факт нарушения застройщиком проекта организации строительства при строительстве корпуса №2 квартала многоэтажной жилой застройки, ограниченной ул. Марины Расковой-Кловской-Смены в г. Смоленске. <адрес>
В ДД.ММ.ГГГГ Департаментом государственного строительного и технического надзора Смоленской области в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора было установлено, что застройщиком не выполнен снос домов <адрес>(требование проектной документации 011.2013-56-ПЗ. Градостроительный план земельного участка; Раздел 6 Проект организации строительства 011.2013-56 ПОС-ПЗ, лист 4; Раздел 7 Проект организации работ по сносу объектов капитального строительства 071.2012-48-ПОР).
ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» проведен осмотр многоквартирного дома <адрес>, в ходе которого установлены факты неудовлетворительного технического состояния жилого дома <адрес>(цоколь по периметру дома имеет множественные повреждения; кровельное покрытие имеет повреждение шиферных листов; двери входные отсутствуют; оконные заполнения частично отсутствуют; частично повреждено остекление; во всем строении имеется зыбкость, растрескивание, истертость и местные проседания деревянные полов). По результат проведенного осмотра Управлением составлен акт об обследовании от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения Управлением муниципального контроля Администрации г. Смоленска мероприятий по контролю в сфере благоустройства территории г. Смоленска, осуществлен осмотр многоквартирного дома <адрес>, в ходе которого установлено, что помещение находится в неудовлетворительном состоянии, разрушена крыша, оконные и дверные блоки отсутствуют. Текущее состояние дома не отвечает условиям безопасности.
Из ответа Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в адрес Главы г. Смоленска направлен акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения на городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Смоленска вопроса о признании дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или проведении капитального ремонта здания.
Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела установлено, что в производстве Ленинского районного суда г.Смоленска находилось гражданское дело №2-592/2023 по иску Администрации г.Смоленска к Мелиховой (Фроловой) Екатерине Александровне, Фролову Александру Михайловичу, Фроловой Алле Александровне, ООО «ТомСолСервис» о возложении обязанности.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 08.06.2023 исковые требования Администрации г. Смоленска к Мелиховой Е.А., Фроловой А.А., ООО «ТомСолСервис» о возложении обязанности по принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здание и на прилегающую к нему территорию, удовлетворены частично. На Мелихову Е.А., Фролову А.А. возложена обязанность в течении двух месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание, расположенное по адресу: <адрес>, а именно осуществить мероприятия по пресечению доступа в здание через дверные и оконные проёмы здания, путем заложения оконных и дверных проёмов с помощью строительных материалов в квартире № 5. На ООО «ТомСолСервис» возложена обязанность в течении двух месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры препятствующие несанкционированному доступу людей в здание, расположенное по адресу: <адрес>, а именно осуществить мероприятия по пресечению доступа в здание через дверные и оконные проёмы здания, путём заложения оконных и дверных проёмов с помощью строительных материалов в квартирах №№ 1, 2, 3, 4. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Смоленского областного суда от 16.11.2023 решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 08.06.2023 в части возложения на Мелихову Е.А. и Фролову А.А. обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание, расположенное по адресу: <адрес>, отменено и принято по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении иска к Мелиховой Е.А. и Фроловой А.А. о возложении на них обязанности по пресечению доступа в квартиру <адрес> путем заложения оконных и дверных проемов с помощью строительных материалов отказать. В остальной части решение оставлено без изменения.
При этом апелляционным определением суда от 16.11.2023 также установлено, что земельный участок под многоквартирным жилым домом <адрес> не был сформирован в соответствии с требованиями земельного и жилищного законодательства. Дом находился на землях, государственная собственность на которые не разграничена.ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учёт был поставлен земельный участок с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, площадью 2422 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешённого использования - для строительства квартала многоэтажной жилой застройки.
При этом указанный земельный участок с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ сформирован так, что северная сторона многоквартирного дома № 6 по ул. Смены г. Смоленска стала располагаться на этом участке, а южная сторона осталась на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесена запись об обременении земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ правом аренды в пользу ООО «ТомСолСервиис» на основании соответствующего договора от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Смоленска выдано ООО «ТомСолСервис» разрешение на строительство от № объекта капитального строительства десятиэтажного жилого дома в квартале многоэтажной жилой застройки, ограниченной <адрес>
В представленных застройщиком для получения разрешения на строительство документах, в частности в разделе 7 «Проекта организации работ по сносу объектов капитального строительства» значилось, что жилой дом <адрес> подлежит сносу.
Ввиду внесённых изменений в проектную документацию, в части выделения этапов строительства, Администрацией г. Смоленска выдано ООО «ТомСолСервис» новое разрешение от ДД.ММ.ГГГГ № на строительство многоэтажного жилого дома, которым срок строительства продлён до ДД.ММ.ГГГГ. В представленном застройщиком разделе 6 «Проекта организации строительства» с внесёнными изменениями указывалось, что до начала застройки II этапа необходимо выполнить снос существующего дома <адрес>.
На момент выдачи Администрацией г. Смоленска разрешений на строительство от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которых должен был быть осуществлён снос многоквартирного дома <адрес> 5 в этом доме находилась в муниципальной собственности города Смоленска и в ней на условиях договора социального найма проживали Мелихова(Фролова) Е.А. и Фролова А.А., Фролов А.М.
Следовательно, на собственнике указанной квартиры № 5 - Администрации г. Смоленска, фактически принявшей решение о её сносе, лежала обязанность принять меры к переселению проживавших в ней лиц в другое жилое помещение, но сделано этого не было.
Отклоняя доводы представителя ответчика, суд исходит из следующего в силу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, где оно находится, для государственных или муниципальных нужд; предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника; в зависимости от того, для чьих нужд изымается участок, выкуп помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 1).
По соглашению с собственником ему может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8).
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам помещений в доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок; если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором дом расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в доме, за исключением принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию (часть 10).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в связи с жалобами граждан С.Н. Бирюковой, А.Л. Лебедева и Т.С. Лебедевой, С.З. Раджабова" (далее - Постановление) части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40, 45, 46 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 75.1 в той мере, в какой они - в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями - не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.
В Постановлении указано, что федеральному законодателю надлежит, руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в данном постановлении, внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, с тем чтобы обеспечить системное решение вопроса об условиях и порядке реализации жилищных прав граждан, указанных в пункте 1 резолютивной части Постановления, учитывая при этом необходимость баланса интересов всех лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также актуальное и прогнозируемое положение дел с жилищным фондом, который может быть использован для этих целей.
До внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из Постановления, при применении частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует исходить из того, что граждане, указанные в пункте 1 резолютивной части Постановления, подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, - незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной им в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
При этом необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В статье 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" указано, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Данные изменения опубликованы 28 декабря 2019 года и вступили в законную силу. Данным актом не предусмотрено его применение к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие и применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение.
Принимая во внимание, что на момент выдачи Администрацией г. Смоленска разрешений на строительство от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которых должен был быть осуществлён снос многоквартирного дома <адрес>, на ответчике лежала обязанность принять меры к переселению проживающих в нем лиц в другое жилое помещение, однако таких мер ответчиком не принималось. С учетом длительного неисполнения администрацией обязанности по принятию решения по переселению истцов, суд находит заявленные исковые требования подлежащим удовлетворению с возложением на администрацию г.Смоленска обязанности в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу предоставить в собственность жилое помещение взамен квартиры 5 в доме 6 по ул. Смены г. Смоленска, площадью не менее 27.9 кв. м., Мелиховой Е.А. в размере 1/3 доли в праве общей долевой собственности, Фроловой А.А. – в размере 2/3 доли.
Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда, руководствуясь положениями ст. 151, 1069 ГК РФ, положениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", суд исходит из того, что моральный вред подлежит компенсации, если он причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему личные нематериальные блага, а моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо указанных в законе. При этом, Жилищный кодекс РФ, а также другие федеральные законы не содержат норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда по случаю нарушения имущественных прав гражданина, в связи с чем, требования истцов в части компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Мелиховой Екатерины Александровны, Фроловой Аллы Александровны удовлетворить частично.
Обязать администрацию г.Смоленска в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу предоставить в собственность жилое помещение взамен квартиры <адрес>, площадью не менее 27.9 кв. м., Мелиховой Екатерине Александровне в размере 1/3 доли в праве общей долевой собственности, Фроловой Алле Александровне – в размере 2/3 доли.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска.
Судья В.В. Манаков
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>