Решение по делу № 2-4018/2024 от 23.05.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2024 года г.Самара

Октябрьский районный суд г.Самары в составе:

председательствующего судьи Федоровой И.А.,

при секретаре судебного заседания Смоляковой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4018/2024 по иску ФИО к Администрации г.о. Самара, МП г.о. Самара «Благоустройство» о возмещении ущерба,

УСТАНОВИЛ:

ФИО обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что дата автомобиль ФИО, г/н №..., под управлением ФИО, двигался по адресу: адрес допустил наезд на скрытое препятствие в виде глубокой ямы ***, которая была полностью залита водой и от удара отбросило на снежный бруствер справа по ходу движения, в результате чего, автомобилю истца ФИО, г/н №..., был причинен ущерб.

Просит суд взыскать с ответчиков в свою пользу сумму ущерба в размере 265 727,77 руб.

В судебном заседании истец ФИО поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации г.о. Самара и третьего лица Департамента городского хозяйства и экологии г.о. ФИО, действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявленные требования. Просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Пояснила, что ответственность за ущерб, причиненный истцу, должно нести МП г.о.Самара «Благоустройство».

Представитель ответчика МП г.о. Самара «Благоустройство» в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил (представитель ответчика на дату судебного заседания извещался с помощью смс-сообщения).

Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что дата в *** минут по адресу: адрес, произошло дорожно-транспортное происшествие (наезд на препятствие) с участием автомобиля ФИО, г/н №..., под управлением ФИО, что подтверждается определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от дата.

На момент ДТП автомобиль ФИО, г/н №... находился под управлением ФИО и в его собственности на основании договора купли-продажи от дата.

Как пояснил в ходе судебного разбирательства ФИО, он не успел переоформить автомобиль на себя.

Из договора купли-продажи от дата следует, что дата ФИО автомобиль получил.

В п. 2 ст. 130 ГК РФ установлено, что вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Транспортные средства не отнесены законом к объектам недвижимости, в связи с чем относятся к движимому имуществу.

Следовательно, при отчуждении транспортного средства действует общее правило относительно момента возникновения права собственности у приобретателя - момент передачи транспортного средства.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется согласно законодательству Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Аналогичные положения также содержатся в п. 4 приказа МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств».

Приведенными выше законоположениями предусмотрена регистрация самих транспортных средств, обусловливающая допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.

При этом регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности.

Гражданский кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы не содержат норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством в случаях, когда это транспортное средство не снято им с регистрационного учета.

Отсутствуют в законодательстве и нормы о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета.

Таким образом, право собственности на автомобиль возникло у ФИО с момента передачи ему транспортного средства, а именно с дата и на момент ДТП дата он являлся собственником.

Как следует из указанного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от дата, автомобиль ФИО в результате ДТП от дата получил следующие повреждения: переднее правое колесо, передний правый диск, задний и правый диск и колесо, передний бампер.

В целях определения стоимости восстановительного ремонта автомобиля истец обратился в АНО Центр судебных экспертиз «Альянс».

Согласно экспертному заключению АНО Центр судебных экспертиз «Альянс» от дата №... по мнению эксперта, все повреждения транспортного средства ФИО г/н №..., относятся к рассматриваемому ДТП, размер расходов на проведение восстановительного ремонта с учетом износа (восстановительные расходы) оставляет (округленно) 265 700 руб., расчетная стоимость ремонта (без учета износа) составляет (округленно) 1 173 100 руб.

Из калькуляции, имеющейся в данном экспертном заключении, усматривается, что сумма ущерба с учетом износа составляет 265727,77 руб.

То есть, в настоящее время ФИО просит взыскать в его пользу сумму ущерба с учетом износа в размере 265727,77 руб.

дата истец обратился в адрес МП г.о. Самара «Благоустройство» с заявлением о возмещении ущерба, по факту наезда на препятствие по адресу: адрес, предложив мирное урегулирование спора путем возмещения причиненного в результате ДТП ущерба.

Требования истца, изложенные в заявлении, ответчиком МП г.о. Самара «Благоустройство» исполнены не были, в связи с чем, истец обратился в суд с заявленными исковыми требованиями.

Определяя лицо, ответственное за причинение вреда, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 №1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно п.1, 7, 8, 11, 12 ст.5 названного закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2)автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Постановлением Администрации г.о. Самара от дата №... утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г.о. Самара, в который включена адрес в полном объеме (пункт 99 Перечня). В связи с изложенным, адрес относится к дорогам местного значения г.о. Самара.

В соответствии с п.9 ст.6 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно ст.7 Устава г.о. Самара к вопросам местного значения г.о. Самара относится владение, пользование, и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности г.о. Самара. К вопросам местного значения г.о. Самара относится также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Самара, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно пп.5 п.1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно п.1 ст.25 Устава г.о. Самара Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исполнительно-распорядительный орган муниципального образования осуществляет функции владельца автомобильных дорог местного значения соответствующего муниципального образования.

Таким образом, лицом, обязанным обеспечить содержание адрес, является Администрация г.о. Самара в качестве владельца этой дороги.

Суд не может согласиться с позицией Администрации г.о. Самара, полагающей ответственным за причинение вреда автомобилю истца лицом МП г.о. Самара «Благоустройство», поскольку на дату ДТП с МП г.о. Самара «Благоустройство» был заключен муниципальный контракт №... от дата на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог на территории адрес (пересечение с адрес), поскольку дороги местного значения городского округа Самара МП г.о. Самара «Благоустройство» в хозяйственное ведение, оперативное управление, в аренду не передавались.

Факт заключения муниципального контракта на обслуживание не исключает обязанности Администрации г.о. Самара как собственника дороги нести ответственность за ее состояние.

Заключение контрактов на содержание дороги с третьими лицами подтверждает бремя содержания указанной дороги уполномоченным органом местного самоуправления. Распределение обязанностей между заказчиком и подрядчиком в части ответственности за причинение вреда третьим лицам основано на договорных отношениях между ними и установление объема работ, которые должны были быть выполнены в рамках контракта, их надлежащее или ненадлежащее исполнение подлежит разрешению в рамках спора между данными субъектами, стороной договорных отношений между которыми истец как иной неопределенный круг лиц, пользующихся дорогой, не является.

Бремя содержания принадлежащего имущества возложено на собственника в силу закона. Права пользования и владения дорогой с передачей обязательств собственника по ней Администрацией г.о. Самара по муниципальном контракту не передавались, в связи с чем, возложение обязанности на подрядчика в отсутствие достаточных доказательств неисполнения им обязательств по контракту, не представлено, что не лишает стороны права разрешить спор в рамках контракта в отдельном порядке.

Суд полагает, что лицом, ответственным за содержание дороги в состоянии, отвечающим требованиям нормативных актов, в том числе перед гражданами – участниками дорожного движения, в силу закона имеющих право на безопасное движение по автомобильным дорогам общего пользования – является собственник дороги, который, в свою очередь, не лишен возможности последующего регрессного требования к подрядчику.

Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что приведенными выше положениями закона, автомобильная дорога адрес включена в указанный перечень, в связи с чем, является автомобильной дорогой местного значения городского округа Самара, то ответственность за надлежащее содержание участка дороги, на котором произошло ДТП, несет Администрация городского округа Самара.

Определяя размер ущерба автомобиля суд принимает во внимание экспертное заключение АНО Центр судебных экспертиз «Альянс» от дата №..., согласно которому стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа составила 265 727, 77 руб.

Суд принимает данное заключение в качестве допустимого доказательства, оснований не доверять ему у суда не имеется, ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств, которые опровергают его выводы, доказательств иного размера причиненного истцу ущерба не представлено, более того, размер ущерба, установленный данным экспертным заключением, в ходе судебного разбирательства ответчиком не оспаривался. Судом ответчику разъяснялось его право заявить ходатайство о назначении по делу судебной автотехнической экспертизы с целью определения перечня повреждений, образовавшихся в результате заявленного события, стоимости восстановительного ремонта автомобиля в подтверждение своих доводов либо возражений, которым сторона не воспользовалась.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации г.о. Самара *** в пользу ФИО, дата г.р., уроженца г. Куйбышев (***) сумму ущерба в размере 265 727 (двести шестьдесят пять тысяч семьсот двадцать семь) рублей 77 копеек.

В удовлетворении иска к ответчику МП г.о.Самара «Благоустройство» отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, срок изготовления которого в течение 5 рабочих дней.

.

.

.

2-4018/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Краснов Олег Викторович
Ответчики
Администрация г.о. Самара
МП г.о. "Благоустройство"
Другие
Департамент городского хозяйства и экологии г.о. Самара
Суд
Октябрьский районный суд г. Самара
Судья
Федорова Ирина Алексеевна
Дело на странице суда
oktyabrsky.sam.sudrf.ru
23.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2024Передача материалов судье
28.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.07.2024Предварительное судебное заседание
31.07.2024Судебное заседание
20.08.2024Судебное заседание
22.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2024Дело оформлено
26.09.2024Дело передано в архив
20.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее